Компания работает с широкой номенклатурой грузов: уголь, в том числе добытый на Шпицбергене, окатыши, руда, щебень, генеральные грузы, однако геополитическая обстановка не дает предпосылок для увеличения грузопотока.
Исполнительный директор ММТП Павел Олейник рассказал ИА "Интерфакс" о динамике грузооборота и ситуации с погрузкой угля.
"Мировые цены на уголь снизились. В результате грузоотправители столкнулись с ситуацией, когда транспортные расходы при отправке в Мурманск "съедают" всю маржу, компании получают убыток. Тарифы в адрес порта Мурманск выше, чем в адрес Усть-Луги или Тамани. Со своей стороны, мы компенсировали это тем, что работали с большими судами Capesize и Panamax - за счет больших объемов разница нивелировалась. И мы продолжаем так работать, но объемы угля будут снижаться. Никакого оптимизма по данному вопросу у нас нет. Грузопоток ММТП по итогам десяти месяцев снизился на 17-18% по сравнению с 2023 годом. Начиная со второго полугодия этот процесс ускорился. Каких-то ложных надежд мы не испытываем", - отметил Павел Олейник.
Выход предприятие ищет в диверсификации грузооборота, в том числе за счет более маржинальных грузов.
"Мы уже работаем с железорудным концентратом (ЖРК) и окатышем. В этом году отправили три судна Capesize и одно Panamax по Севморпути и в зимний период продолжим работать на азиатские рынки. Но мы понимаем, что при мощности порта в 20 млн тонн на ЖРК приходится только 3-3,5 млн тонн в год. Поэтому активно привлекаем другие грузы. В частности, мы готовимся получить разрешительную документацию Ространснадзора на работу с химическими удобрениями", - рассказал исполнительный директор ММТП.
В отношении контейнерных перевозок в компании сохраняют очень сдержанный оптимизм.
"Технически мы готовы и на уровне правительства Мурманской области подтвердили, что можем работать с контейнерами. Известили об этом потенциально интересующиеся китайские контейнерные линии. Мы также вели переговоры с Октябрьской железной дорогой. Она тоже в этом заинтересована и готова работать с этим грузом. Мы разработали цифровую модель порта, которая позволяет нам моделировать совмещение различных грузопотоков. Просчитали, как можем работать с контейнерами, ничего принципиально не меняя, проведя только организационные трансформации. Но принципиально важно, что на сегодняшний день ни одного подтвержденного грузопотока нет, нет ни одного реального запроса на судозаход или груз. Да, были разговоры, что, возможно, будет судозаход, но на сегодня подтверждения нет и вряд ли в текущем году что-то состоится, потому что судно физически не успеет дойти до Мурманска", - уточнил Павел Олейник.
Руководитель стивидорного предприятия подробно остановился на решении проблемы угольной пыли в столице Заполярья.
"В этом году мы провели большую работу и привлекли специалистов Института системного программирования имени В.П. Иванникова РАН. Мы построили математическую модель и разработали целый пакет мер, который позволит снизить количество пыли. Существует много факторов, связанных с ветрами, рельефом местности, маркой угля, от которых зависит пыление. Мы пришли к следующим решениям. Во-первых, с помощью научных расчетов определен диаметр распыления капель на наших пушках при конкретных условиях, при парении залива и так далее. Планируем на большей части пушек выполнить эту работу. Во-вторых, внедряем изменяемую высоту работы пушек в зависимости от объема и высоты штабелей хранения угля. Проектирование этой работы завершено, сейчас мы находимся на этапе тендера и в 2025 году эту работу сделаем. В-третьих, введем определенные технические процессы, чтобы сократить количество возможных точек пыления. Сейчас идет поставка необходимого оборудования. То есть мы предпринимаем меры для снижения пыления, но свести его к нулю невозможно. В условиях сильного ветра с Кольского залива пыление, к сожалению, будет сохраняться", - рассказал Павел Олейник.