
— Какое место в экономике Калининградской области занимают компании, связанные с морем?
— Доля организаций, связанных с рыболовством, судостроением и судоремонтом, а также осуществляющих деятельность в сфере морских перевозок суммарно составляет порядка 3% от объема ВРП. В связи с санкционной политикой ряда иностранных государств значительная часть грузов сейчас идет в регион морем. Это и товары народного потребления, и строительные материалы.
Перед нами стоит задача: обеспечить эффективную транспортировку грузов в Калининградскую область для жизнеобеспечения населения и предприятий региона. Эта миссия морских перевозчиков сейчас очень важна. Федеральный центр поддерживает их субсидиями.

— Как вы оцениваете текущее состояние портовой инфраструктуры региона? Какие проекты находятся в стадии активного развития?
— Пропускная способность морского порта Калининград – 45 миллионов тонн в год, активно идет наращивание его мощностей. Продолжается обустройство международного морского терминала в Пионерском. В августе этого года здесь приняли первое судно - паром "Антей". Был отработан полный цикл операций по лоцманской проводке, буксирному сопровождению, швартовке, разгрузке и погрузке накатной техники, оформлению грузов таможенными органами, решены вопросы обеспечения транспортной безопасности и взаимодействия с городскими службами. Недавно, 12 декабря, ФГУП "Росморпорт" сообщил, что на терминале в Пионерском начали переваливать грузы.
В рамках президентских поручений власти региона прорабатывают возможности для увеличения пропускной способности железнодорожно-паромного комплекса в Балтийске. Всё это рассматриваем с учётом необходимости развития автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в Усть-Луге, и строительства новых паромов для переправы Усть-Луга – Балтийск.

— Какой флот осуществляет перевозки из Калининграда в порты Северо-Запада, на каких линиях он работает и планируется ли его увеличение?
— По данным моих коллег из областного министерства развития инфраструктуры в настоящее время по маршруту Калининградская область – Ленинградская область/Санкт-Петербург и обратно на регулярной основе задействовано порядка 27 судов, включая паромы, сухогрузы, танкеры. Работа по увеличению количества судов в данном направлении ведется. Это тоже важная составляющая нашего взаимодействия с федеральными министерствами и морскими перевозчиками.
— Какие грузы в регион продолжают доставлять по суше, какие переориентированы на море?
— По суше сейчас возможна доставка, например, топлива, металлоконструкций, угля. Морем доставляются щебень, строительные материалы, продукты питания и другие грузы. Правительство Калининградской области поддерживает переориентацию грузов, которые следуют в Калининградскую область и из нее, на специализированный флот. Провели большую работу, чтобы обеспечить переориентацию грузов: перевозку цемента в рамках установленных квот по сухопутным маршрутам или в биг-бэгах на сухогрузных судах, перевозку нефтепродуктов на нефтеналивных танкерах, контейнеризацию грузов.
Одним из путей увеличения провозной емкости флота на калининградском направлении стала контейнеризация грузов, которые ранее следовали автомобильным транспортом или паромным сообщением, а также перенаправление массовых и инертных грузов на сухогрузы, балкеры, и части дизельного топлива – на танкеры.

— Субсидии государства позволили снизить тариф на морские перевозки. В следующем году помощь продолжится?
— Поддержка организаций в виде субсидий из федерального бюджета для возмещения расходов на осуществление морских перевозок в Калининградскую область и из нее сохранится. С нашей стороны в федеральный центр представлены данные о потребности в субсидировании морских перевозок с 2025 по 2027 год.
— Губернатор Калининградской области обратился к главе Минпромторга с просьбой оказать дополнительные меры федеральной поддержки предприятиям судостроения. Когда планируется принятие решения?
— Правительство области обращается в федеральные органы исполнительной власти с просьбой оказать помощь региональным предприятиям судостроения, в том числе с выделением новых заказов на строительство судов. Рассчитываем на положительные результаты.
— На какой стадии находится вопрос упрощения оформления таможенных операций для судов, которые занимаются рыболовством в Мировом океане?
— В соответствии с поручением президента Российской Федерации
Министерством финансов совместно с министерствами экономического развития, транспорта, промышленности и торговли, сельского хозяйства и Федеральной таможенной службой подготовлены изменения в статью 455 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Они позволят судам, помещенным под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области, осуществлять рыболовство за пределами территориального моря Российской Федерации.
Предложения были рассмотрены Евразийской экономической комиссией в феврале 2024 года и концептуально поддержаны представителями Армении, Казахстана и Кыргызстана. Распоряжением коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.08.2024 № 121 проект протокола о внесении изменений направлен на согласование государств-членов ЕАЭС сроком до 60 календарных дней. По информации, полученной в рабочем порядке от коллегии по совершенствованию таможенного регулирования в ЕАЭС, результаты внутригосударственного согласования предоставлены только представителями Кыргызской Республики. Когда поступить информация от всех участников согласования, на площадке рабочей группы пройдет ее обсуждение, после чего проект протокола будет направлен на подписание государствам-членам ЕАЭС.
— Оказывает ли область помощь калининградским компаниям в поиске новых рынков сбыта? И есть ли планы по развитию выставки маломерного и малотоннажного судостроения?
— Вместе с центром "Мой бизнес" содействуем местным компаниям в выходе на рынки дружественных стран. Особенно востребована, например, такая услуга как организация участия в международных выставках и бизнес-миссиях. В этом направлении у нашего Центра поддержки экспорта имеется значительный и успешный опыт. Недавно они проводили бизнес-миссию в Китай, затем две китайских делегации приехали к нам, в Калининград.
Что касается судостроения, то в мае следующего года в Калининграде запланированы ставшие уже традиционными выставка и конференция "Маломерное и малотоннажное судостроение России" (SLS Russia). Это региональный проект, направленный на демонстрацию и повышение потенциала гражданского судостроения в России, в том числе малотоннажного и маломерного, востребованного на внутренних и внешних акваториях. Приглашаем всех заинтересованных в развитии этой отрасли. Открыты к партнерству и совместным проектам.
