Прошлый год оказался необыкновенно щедрым к судостроителям, принеся им рекордное число контрактов на астрономические суммы. Удастся ли отрасли удержаться на волне успеха в 2022 году?
"Объединенные Верфи Вега", ЗАО / Фото: "Объединенные Верфи Вега", ЗАО |
Как и следовало ожидать, львиная доля всех заказов достались судостроителям Китая (1 217 судов) Южной Кореи (391) и Японии (114). Среди прочих стран достаточно неожиданными стали успехи Вьетнама и Индии, которым удалось заключить контракты на сооружение 21 и 12 судов соответственно.
Динамика новых заказов по основным типам судов 2019-2021 гг (ед.)
Источник: VesselsValue
При этом почти половину всех новых заказанных судов составили контейнеровозы. Уверенный рост, хотя и в гораздо меньших масштабах продемонстрировали также СПГ- и СУГ-танкера, а также автомобилевозы и ролкеры.
В то же время в других сегментах судостроения наблюдалось существенное уменьшение числа новых заказов. Это, в частности, было характерно для сегмента балкеров (особенно небольших) и танкерного флота. Последний, как отмечал ранее Korabel.ru, по итогам 2021 года лидировал по количеству возрастных судов, проданных на утилизацию.
Процесс бурного роста и переформатирования портфеля новостроя сопровождался значительным ростом цен новостроя. Так, если общая стоимость новых контрактов по итогам 2020 года составила $42,83 млрд., то в 2021-м она увеличилась на 114%, достигнув $91,61 млрд.
По оценкам отраслевых аналитиков, формирование подобных тенденций было вызвано влиянием таких факторов как оживление морских грузоперевозок вследствие роста мирового промышленного производства и смягчения ранее введенных ограничений из-за пандемии вируса Covid-19.
Что же касается прогнозов на текущий год, то он, вероятнее всего, обещает хорошие перспективы предприятиям, специализирующимся на постройке наливных и СПГ-танкеров, а также крупных балкеров. В пользу этого говорит устойчивый рост мировых цен на нефть и природный газ, а также спроса на продовольствие, которые, в свою очередь, способствуют заметному увеличению фрахтовых ставок.
Украинский кризис лишь подстегнул развитие данных тенденций, а благодаря последующей санкционной истерии период дорогих энергоносителей и дисбаланс зернового сектора мирового рынка может затянуться надолго.