Минтранс опубликовал результаты расследования трагедии судна "Варнек"

1 2057 5 мин
Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта завершила расследование двух аварийных случаев, произошедших с судоходным ом «Варнек» 24 июля 2010 г. в Баренцевом и буксирным ом «Алексей Кулаковский» 27 августа 2010 г. в море Лаптевых.
Судоходный плашкоут «Варнек» попал в шторм, выполняя свой седьмой рейс в навигацию 2010 года по доставке грузов из порта Архангельск в портпункты Шойна, Кия Белого моря и порт Индига Баренцева моря. Аварийный радиобуй в момент аварии не сработал, а когда судно не вышло на связь в установленное время, судовладелец не сообщал об этом более 60 часов, пытаясь собственными силами установить связь с экипажем и не известив ответственного за безопасность мореплавания. В результате поисковая операция началась слишком поздно. На борту судна находились пять членов экипажа и четыре пассажира, в том числе 8-месячный ребенок. 26 июля судно, перевернутое вверх дном, было обнаружено у берегов полуострова Канин, недалеко от Шойны. Погиб один человек, 8 пропало без вести.

Комиссия Ространснадзора установила причины аварийного случая, произошедшего с плашкоутом «Варнек» 24 июля 2010 г. в Баренцевом море:
1.Ошибка капитана, который, несмотря на полученные штормовые предупреждения и фактическое состояние погоды, принял решение продолжить рейс при шквалистом ветре и волнении моря в не разрешенных для данного типа судов районах плавания.
2.Сознательное нарушение судовладельцем ООО «Норд Вэй» установленных ограничений по району плавания для плашкоута «Варнек» в целях совершения большего количества перевозки грузов (пассажиров) в период летней навигации и извлечения коммерческой выгоды.
3.Отсутствие должного контроля за эксплуатацией судов со стороны должностного лица, осуществляющего контроль за обеспечением безопасности мореплавания плашкоута «Варнек» в ООО «Норд Вей».
4.Отсутствие должного взаимодействия с пограничным контролем при оформлении судов на выход из морского порта Архангельск.

Определены лица, причастные к аварии плашкоута «Варнек»:
1.Директор ООО «Норд Вей» Д.И. Яремчук с начала летней навигации 2010 года заключал договоры на перевозку грузов в населенные пункты, расположенные в Чешской губе Баренцева моря, куда суда ООО «Норд Вей» (судоходные плашкоуты «Варнек» и «Вайново») по своим характеристикам могли зайти только с нарушением установленных ограничений по удалению от мест убежищ. Сознательно и неоднократно создавал угрозу безопасности плавания судна, жизни и здоровья находящихся на судне людей. Осуществлял незаконную предпринимательскую деятельность, осуществляя перевозку пассажиров на судне, не имея при этом лицензии на перевозку пассажиров морским транспортом. Задержал доклад о потере связи с судном, чем неоправданно затянул начало проведения поисково-спасательной операции по поиску членов экипажа, пассажиров и судна, чем сократил вероятность нахождения пропавших людей.
2.Капитан самоходного плашкоута «Варнек» А.К. Курулюк не направил судно в место убежище, а продолжил рейс, имея суточные прогнозы погоды и штормовые предупреждения, не принял мер по обеспечению безопасности плавания судна, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу. Принял на борт пассажиров, нарушив требования, предписанные Свидетельством на оборудование и снабжение судна, и осуществлял их перевозку, не имея соответствующей лицензии. Нарушил район плавания судна, установленный для данного типа судна.
3.Должностное лицо, осуществляющее контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды в ООО «Норд Вей» Н.П. Анфалов не контролировал подготовку к рейсу и плавание самоходного плашкоута «Варнек» в данном рейсе. Не осуществлял периодический контроль за соблюдением судами ООО «Норд Вэй» установленных Российским морским регистром судоходства ограничений. Не принимал мер ограничительного и предупредительного характера к капитанам судов за несоблюдение установленных требований, чем способствовал возникновению аварийного случая.

По факту аварии плашкоута «Варнек» руководителем Северного управления государственного морского и речного надзора привлечены к административной ответственности должностные лица: директор ООО «Норд Вей» Д.И. Яремчук и ответственный за соблюдение требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды в ООО «Норд Вей» Н.П. Анфалов.
По факту аварии плашкоута «Варнек» возбуждено уголовное дело. Материалы расследования направлены в Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

В целях предупреждения подобных случаев Ространснадзором разработаны и направлены предложения Росморречфлоту, ФГУ «Российский морской регистр судоходства», а также рекомендации Администрации Архангельской области и Администрации Ненецкого автономного округа.

По факту очень серьезной аварии буксирного теплохода «Алексей Кулаковский» (судовладелец ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ОАО «ЛОРП»)), экипаж 14 человек, в результате которой погибло 11 человек, судно затонуло, комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта также завершила расследование.

Буксирный теплоход «Алексей Кулаковский» 26 августа 2010 г. вышел в море Лаптевых для оказания помощи терпящему бедствие рыболовецкому судну «ТБ-0012». При этом комиссия Ространснадзора в результате расследования установила, что буксир «Алексей Кулаковский» находился в технически неисправном и немореходном состоянии, в связи с имеющимися недостатками в комплектовании экипажа судна и неисправностями, влияющими на мореходность судна.На сильном волнении из-за нарушения герметичности корпуса судна внутрь поступала забортная вода через пробоины в правом борту судна, заделанные по временной схеме, и несанкционированный Российским Речным Регистром технологический вырез.
В результате этих недостатков, неудовлетворительной организации по борьбе за живучесть судна, некомпетентности капитана, буксир «Алексей Кулаковский» затонул 27 августа 2010 г. в 02.40 по местному времени (26 августа в 21.40 по московскому времени).

По заключению комиссии Ространснадзора причинами очень серьезной аварии стали:
1.Нарушение буксирным теплоходом «Алексей Кулаковский» установленного в Классификационном свидетельстве Российского Речного Регистра для данного типа судна района плавания.
2.Неудовлетворительное техническое состояние судна. Была нарушена водонепроницаемость корпуса, в котором имелся несанкционированный Российским Речным Регистром технологический вырез в главной палубе и пробоины в правом борту.
3.Недостаточная компетентность капитана – 3-го помощника механика судна А.Р. Соловьева, не имевшего надлежащего морского диплома, и экипажа буксира «Алексей Кулаковский», в составе которого находилось значительное число (7 человек) учащихся средних и высших учебных заведений.

Также комиссия Ространснадзора по расследованию определила лиц, причастных к очень серьёзной аварии буксира «Алексей Кулаковский»:
1. Заместитель генерального директора – начальник службы безопасности ОАО «ЛОРП» Е.А. Бало, который согласно должностной инструкции был обязан обеспечить безопасность судоходства на морских и внутренних водных путях и контроль за соблюдением правил и норм в области обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях и мореплавания.
2.Капитан буксира «Алексей Кулаковский» А.Р. Соловьев вышел в рейс без морпроводчика, не имея морского диплома, с пробоиной, полученной в период навигации 2010 года. В штормовых условиях, не имея навыков самостоятельного управления судном, действовал неквалифицированно, чем усугубил положение аварийного судна. Поздно объявил шлюпочную тревогу и не руководил действиями экипажа судна по борьбе за живучесть.
3.Заместитель генерального директора ОАО «ЛОРП» по персоналу Е.Ю. Кейсевич организовал направление А.Р. Соловьева в морскую квалификационную комиссию капитана морского порта Находка для получения им рабочего диплома старшего помощника с подложным комплектом документов, заверив их своей подписью.

По результатам расследования и внеплановой проверки руководителем Северо-Восточного управления Госморречнадзора привлечены к административной ответственности должностные лица: заместитель генерального директора – начальник службы безопасности ОАО «ЛОРП» Е.А. Бало; заместитель генерального директора ОАО «ЛОРП» по персоналу Е.Ю. Кейсевич; директор Жатайского судоремонтно-судостроительного завода ОАО «ЛОРП» В.Д. Куликовский; капитан устьевого порта Якутск И.Н. Цветков.
Также административное производство возбуждено в отношении юридического лица – ОАО «ЛОРП» на предмет приостановления действия лицензии.



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Крестьянинов Валерий Вячеславович
30.09.2010, 14:26
Судя по отчету, комиссию не заинтересовал вопрос о том, по каким причинам не сработал аварийный радиобуй. Такое положение дел представляется по крайней мере странным. Все решения ИМО направленны на то, чтобы уменьшить влияние человеческого фактора. И именно аварийный радиобуй предназначен, в первую очередь, для этого. А комиссия даже не сочла необходимым рассмотреть этот вопрос. Почему?
Свежие новости