Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов дал большое интервью о ситуации в судостроительной отрасли изданию "Деловой Петербург".
"Перенос судостроительных заводов является сложным и трудоёмким процессом в плане реализации. Он сопряжён со множеством второстепенных задач, связанных с выстраиванием новых логистических цепочек, решением вопросов с рабочей силой и регулированием общих затрат на стройку. Кроме того, перенос предприятий во многом экономически нецелесообразен и приводит к большим финансовым затратам. В текущих реалиях эта инициатива непродуктивна. В то же время растущая потребность в крупнотоннажных гражданских судах для грузоперевозок по Севморпути требует строительства новых верфей, способных обеспечить строительство судов такого класса. Но это вопрос будущего. В первую очередь требуется модернизация Балтийского завода, дальше посмотрим", - заявил Виктор Евтухов.
Статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли России рассказал об актуальных проектах судостроительных предприятий северной столицы.
"Судостроительные предприятия Санкт-Петербурга располагают производственными мощностями полного цикла и имеют возможности строительства гражданских судов широкой номенклатуры, различных классов. Так, на производственных мощностях Балтийского завода реализуется программа строительства атомных ледоколов проекта 22220. Кроме того, ведётся строительство плавучей электростанции, также запланировано строительство многофункционального судна технологического атомного обеспечения. Строятся служебные и вспомогательные суда и катера на Средне-Невском судостроительном заводе. Сейчас там ведётся строительство многофункционального судна для арктической зоны. На Адмиралтейских верфях запланировано строительство двух научно-исследовательских судов. Кроме того, петербургские корабелы активно помогают обновлению рыбопромыслового флота Российской Федерации — так, по программе инвестиционных квот наши Адмиралтейские верфи ведут строительство серии из восьми морозильных траулеров-процессоров. Северная верфь строит серию из 10 морозильных траулеров-процессоров и четырёх судов ярусного лова. Кроме того, на этой верфи запланировано строительство научно-исследовательского судна. На мощностях судостроительного завода "Отрадное" в разной степени готовности находятся четыре судна ярусного лова. Также на петербургских верфях осуществляется строительство пассажирских судов речного и смешанного плавания, обеспечивающих туристические и экскурсионно-прогулочные маршруты. Как раз сейчас Средне-Невский судостроительный завод ведёт строительство четырёх пассажирских судов проекта "Соммерс" и шести пассажирских судов проекта "Котлин" для водных маршрутов Петербурга и Кронштадта. Недавно мы спускали на воду один из этих катамаранов — "Форт Кроншлот". Буквально на днях — второй. Надо отметить, что первая пара катамаранов проекта "Котлин" выйдет на маршруты уже в этом сезоне и будет обслуживать водный маршрут Петербург — Кронштадт, в том числе гостей Международного военно-морского салона, который пройдёт в Кронштадте в конце июня. Ещё два круизных пассажирских судна строятся на СНСЗ для Красноярского края. На мощностях ООО "Эмпериум" в постройке находятся пять судов типа "Экокруизер" и 21 судно типа "Экобас" по заказу компании ООО "Водоходъ". "Экобасы" строятся для Москвы — это новый вид пассажирского транспорта столицы. Все эти суда планируется построить в текущем году", - сообщил Виктор Евтухов.
Замглавы Минпромторга РФ подробно раскрыл механизмы существующей государственной поддержки отрасли.
"Наиболее востребованная на сегодняшний день мера обновления российского гражданского флота на принципах софинансирования со стороны государства — реализация программ льготного лизинга, по этой линии уже предоставлено 67,4 млрд рублей на строительство 165 судов. В период 2023–2027 годов с использованием средств Фонда национального благосостояния планируется построить 260 судов. Это в том числе суда на электродвижении, пассажирские, грузовые, крупнотоннажные, рыбопромысловые, дноуглубительные и другие суда. Паспорт соответствующего инвестиционного проекта "Программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта" был утверждён распоряжением правительства Российской Федерации в феврале текущего года. Что же касается использования мер господдержки петербургскими судостроителями — отмечу, что Средне-Невский судостроительный завод по программе льготного лизинга строит серию пассажирских катамаранов проектов "Соммерс" и "Котлин". Новые катамараны, как я уже говорил, смогут обеспечить бесперебойное сообщение между Петербургом и Кронштадтом, помогут связать центр города со значимыми объектами Невской губы (Стрельна, Петергоф, Морской фасад, Ломоносов, Лахта, Горская). Суда будут использоваться в том числе для нужд музейно-исторического парка "Остров фортов". Паспортом инвестиционного проекта "Программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта" предусмотрено строительство восьми катамаранов проекта "Соммерс" и восьми — "Котлин". Компания "Эмпериум", верфь которой расположена на территории производственного комплекса в городе Отрадное Ленинградской области, — первая российская компания, организовавшая серийное производство электросудов. Компания использует программу льготного лизинга для строительства скоростных катамаранов "Экокруизер", судна "Эковольт" для водных прогулок, экскурсий и пассажирских перевозок, а также судов "Экобас" для использования в качестве водных автобусов–электроходов. Электросуда, как мы уже сегодня говорили, строятся для Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и Нижнего Новгорода. Кроме того, на крупнейших судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга продолжается строительство судов рыбопромыслового флота в рамках программы инвестиционных квот. Конечно, для создания технически сложной номенклатуры судов и поддержания их технического состояния требуется модернизация мощностей наших судостроительных и судоремонтных предприятий. Основной мерой государственной поддержки по созданию новых и модернизации действующих производственных мощностей является механизм предоставления предприятиям бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса". Судостроительные предприятия Санкт-Петербурга, в том числе Адмиралтейские верфи, ПАО "СЗ "Северная верфь" и Средне-Невский судостроительный завод, уже пользуются этим механизмом. Данная мера направлена на увеличение и обновление производственных мощностей предприятий, снижение сроков, накладных расходов и себестоимости изготовления продукции, повышение рентабельности производства, а также расширение номенклатуры производства судов, - рассказал замглавы ведомства.
По словам Виктора Евтухова, для выполнения судостроительными предприятиями Санкт–Петербурга задач, направленных на обеспечение безопасности государства, Минпромторг России использует механизм опережающего финансирования. С его помощью реализуется ряд проектов по модернизации и строительству судоподъёмных и гидротехнических сооружений на верфях. Ряд программ по предоставлению льготного заёмного финансирования проектов модернизации производственной базы предприятий предлагается Фондом развития промышленности. Помимо того, льготные займы предусмотрены и в рамках реализации механизма "кластерной инвестиционной платформы", утверждённой постановлением правительства Российской Федерации №295 от 22.02. 2023 года.
Отдельно Виктор Евтухов остановился на строительстве флота для Северного морского пути.
"В постройке на производственных мощностях Балтийского завода находятся два серийных универсальных атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт — "Якутия" и "Чукотка", запланированные сроки сдачи этих ледоколов — 2024 и 2026 год соответственно. В постройке на судостроительном комплексе ООО "ССК "Звезда" находится атомный ледокол проекта 10510 "Лидер" мощностью 120 МВт, запланированный срок сдачи этого ледокола — 2027 год. Кроме того, заключены контракты на строительство пятого и шестого атомных ледоколов проекта 22220 — "Камчатка" и "Сахалин" — со сроком сдачи в 2028 и 2030 году соответственно. Для эксплуатации и обслуживания атомных ледоколов заказчиком — ГК "Росатом" — ведётся работа по контрактации многофункционального судна атомного технологического обеспечения. Что касается строительства грузового флота для организации перевозок коммерческих грузов по Северному морскому пути — для этого необходимо порядка 70 судов. Строительство транспортного флота для СМП в настоящее время ведётся на производственных мощностях ООО "ССК "Звезда" и включает 26 судов, в том числе 10 арктических танкеров-челноков дедвейтом 120 тыс. тонн, 15 арктических СПГ-танкеров для проекта "Арктик СПГ 2" и один танкер-челнок проекта AST69K. В настоящее время судостроительными предприятиями России законтрактовано и ведётся строительство 16 аварийно-спасательных судов для обеспечения безопасности судоходства по Северному морскому пути. В целом же в Перспективный план строительства гражданских судов до 2035 года включена перспективная потребность заказчиков в 30 аварийно–спасательных судах. Что касается мероприятий по строительству гидрографических судов для обеспечения Севморпути, в 2022 году завершено строительство двух лоцмейстерских судов "Александр Парфенов" и "Всеволод Пересыпкин" — оба построены на Зеленодольском заводе им. А. М. Горького. Гидрографический катер "Юрий Бабаев" построен на Балаковском судостроительно-судоремонтном заводе. В 2023 году планируется завершение строительства второго судна этого же проекта. Чтобы увеличить группировку гидрографических и лоцмейстерских судов для проведения гидрографических исследований и работ в акватории Северного морского пути, госкорпорация "Росатом" планирует инвестиционные проекты по строительству головного и двух серийных гидрографических лоцмейстерских судов ледового класса", - отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ.