Мини-субмарина "Тритон-1М"

0 2146 3 мин
Некоторое время назад в блоге "Северный вестник" упоминался скоростной погружающийся катер-носитель водолазов "Тритон-НН". Он был предназначен для доставки водолазов и необходимого оборудования к месту выполнения специальных операций (диверсионные работы, ремонтные работы) в прибрежных районах и на мелководье. Он разрабатывался в ЦКБ "Лазурит" в 2000 году, но в серию так и не пошёл. Но его прародителю повезло больше - мини-субмарина "Тритон-1М" и "Тритон-2" повезло больше - они пошли в серию. И сегодня речь пойдёт о первом тритоне - "Тритон-1М".
В конце 1960-х руководство флота начало прорабатывать варианты создания новых мини-субмарин - носителей боевых пловцов, которые могли заменить устаревший первый отечественный носитель диверсантов "Тритон". Для этой цели в 1966 году в проектном бюро "Волна" началась работа по созданию группового подводного носителя типа "Тритон-1М". Создание мини-субмарины велось под руководством Я.Е.Евграфова, с 1970 года - Е.С.Корсукова, с 1971 года - Л.В.Чернопятова, с 1972 года - С.А.Дементьева.

Будущую субмарину планировалось использовать для следующих задач: патрулирование акваторий портов и рейдов; осуществление поиска подводных разведчиков и диверсантов противника; скрытная доставка и постановка мин заграждения и диверсионных подрывных зарядов; высаживание и эвакуация водолазов-разведчиков; исследование морского дна; ремонт трубопроводов и подводных сооружений.
 
Мини-субмарина "Тритон-1М" / ЦКБ "Малахит"

Эскиз проекта "Тритон-1М" был готов в 1968 году. Одновременно велась работа контрагентами, которые делали аппаратуру и различные технические средства для лодки. В 1969 году завершили разработку технического проекта мини-субмарины и уже в мае 1970-го он был утвержден ВМФ СССР. Это позволило коллективу ЦКБ "Волна" начать разрабатывать рабочие чертежи и техническую документацию на "Тритон-1М", и уже в сентябре вся документация была передана на Ново-Адмиралтейский завод, после чего началось строительство первых мини-субмарин типа "Тритон-1М". Проект получил номер 09070.

Корпус мини-субмарины был сделан из алюминиево-магниевого сплава. Движителем служил винт, который приводился в движение при помощи электродвигателя П32М (номинальная мощность 3,4 кВт). Управлялся аппарат при помощи движительно-рулевого комплекса ДРК-1 и автоматической системы управления рулями "Саур".

В 1972-1973 годах первая мини-субмарина "Тритон-1М" прошла испытания, после чего началась серийная постройка.
 
Подводная лодка "Тритон-1М" / ЦКБ "Малахит"

"Тритон-1М" — аппарат мокрого типа: в проницаемой, заполненной водой кабине сидят два водолаза с дыхательными аппаратами. Пульт управления, аккумуляторный и электромоторный отсеки непроницаемы для воды.

Доставка к месту проведения операций производилась с помощью надводных кораблей и судов. Спуск мини-субмарины на воду выполнялся при помощи обычного грузового крана грузоподъемностью не менее 2 тонн. В базе субмарины хранились на транспортных тележках.
 
Подводная лодка "Тритон-1М" / ЦКБ "Малахит"

Всего заводом за 1973−1980 годы было построено 32 мини-субмарины "Тритон-1М". Их эксплуатация велась до конца 1980-х, после чего началось массовое списание. Есть вероятность, что несколько мини-субмарин еще остались в боевом составе ВМФ России, ВМС Азербайджана (в/ч № 641 на мысе Зых на окраине Баку) и ВМС Украины (в/ч №А-1594 в Очакове).

На сегодняшний день известно о четырех сохранившихся экземплярах, которые находятся в музеях:
  1. Саратов, Парк Победы.
  2. Балаклава, Военно-морской музейный комплекс.
  3. Самара, городской парк.
  4. Владивосток, остров Русский.

Тактико-технические данные проекта
  • Экипаж - 2 человека,
  • Автономность - 7,5 часов,
  • Длина транспортировщика - 5 м,
  • Ширина - 1,43 м,
  • Высота - 1,38 м,
  • Скорость подводная полным ходом - 6,5 узлов (11,2 км/ч),
  • Дальность плавания подводная - 37,3 миль,
  • Водоизмещение - 3,6 тонны,
  • Вес - 1,6 тонны,
  • Глубина погружения - 40 метров,
  • Транспортировщик может оставаться без движения на грунте до 10 суток. Он оснащен магнитным компасом, радиостанцией, гидроакустической станцией МГВ-3, автоматической системой движения по курсу.
Подводная лодка "Тритон-1М" / ЦКБ "Малахит"




 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Завершаем юбилейную навигацию лайнера "Мустай Карим" вместе с Викторией Корабеловной!
14:57 / судоходство
рекламаПодписка 2025