Мы решили узнать все подробности из первых уст, для чего и обратились к главе компании лично.
Михаил Владимирович, расскажите, как вы пришли к идее создания собственного флота?
Наша компания уже давно занимается не только дизельным оборудованием, но и комплексным снабжением судов для наших клиентов. Мы готовим их к навигации и оказываем наши услуги прямо на кораблях: проводим диагностику, теплоконтроль, замеры.
Изучая рынок, мы заметили, что клиенты помимо работ подготовительных хотят получать услуги по предъявлению судна Регистру, по подготовке сопроводительной документации и, соответственно, полному сервисному обслуживанию в течение сезона. Чтобы делать всё это качественно, нужен был подходящий опыт, и мы стремились его приобрести.
Приняв решение о покупке нескольких судов, мы стали рассматривать всевозможные варианты. В итоге нам удалось найти самую оптимальную комбинацию, благодаря которой мы смогли на практике показать, что "Дизельзипсервис" на сегодняшний день полностью готов к самостоятельной подготовке судна к выходу в навигацию.
Сколько у вас всего судов?
Пока что шесть: четыре СПК "Метеор" и два суда проекта 1430 – "Александр Скрябин" и "Буян".
Теплоходы приобретались постепенно. Сначала был приобретен один теплоход, спустя некоторое время было приобретено еще два теплохода. Ну а затем одномоментно еще три теплохода.
Чуть забегая вперед, скажу, что останавливаться на достигнутом мы не планируем, и будем дальше расширять наш флот.
Расскажите подробнее об этих кораблях: почему выбор пал именно на них?
С самого первого дня основания компании мы работали с двигателями ОАО "Звезда". Основное их использование – это как раз скоростные суда типа "Метеор", "Восход", "Полесье". Для Северо-Западного региона это вообще исключительно "Метеоры".
Соответственно, для нас СПК "Метеор" – судно прозрачное по своему техническому оснащению, полностью понятное. Кроме того, "Метеор" является наиболее рентабельным в плане использования. Он принимает на борт 120 человек, а топлива потребляет немного и обслуживается легко.
Что касается проекта 1430, то силовые установки этих судов для нас так же просты и понятны, поскольку мы уже имели опыт работы с ними.
Накопленный опыт и предварительные расчёты показали, что стоимость его восстановления должна была быть минимальной. Так и получилось.
Значит, целенаправленно выбирались пассажирские суда? От грузовых отказались сразу?
Да, грузовые мы даже не рассматривали. Конечно же, сегодня компания, занимается, в том числе и дизелями для грузового флота. Но первый опыт был связан с "Метеорами", поэтому, где знаний было больше, тем и занялись.
Дело в том, что на протяжении долгих лет мы работали в основном с пассажирским флотом. И специализировались мы на скоростных судах и высокооборотистых дизелях (они как раз используются на наших теплоходах). Поэтому изначально знали, что нам нужно.
Можете ли вы оценить, насколько больших вложений потребовало приобретение этого флота?
Точную цифру я вам не назову, но безусловно на покупку и подготовку к навигации этих судов определённые затраты компания понесла.
Могу рассказать, какие были проведены восстановительные работы по теплоходу "Александр Скрябин": капитальный ремонт силового оборудования, ревизия радиооборудования, проверка других вспомогательных механизмов. По "Буяну" – опять-таки капитальный ремонт, доукомплектование радиооборудованием, винтами и другими механизмами.
Тем не менее, хочу отметить, что затея стоила своих денег. С учётом полученного опыта и ожиданий в развитии этого направления, считаем, что всё было сделано правильно.
С какими трудностями вы столкнулись в процессе формирования флота? Были ли какие-нибудь неожиданные препятствия?
Обо всех трудностях мы знали заранее и, конечно же, как компания достаточно опытная и немало уже отработавшая на рынке, мы всё предусмотрели и всё просчитали. Поэтому непредвиденных сложностей не было. Скажем так: к чему готовились, то и произошло.
Расскажите о том, как решался вопрос с персоналом, который мог бы обслуживать не просто дизельные двигатели, но целые суда?
Наша компания уже давно занимается подготовкой судовых механизмов, а также круглосуточной поддержкой эксплуатации нашего оборудования в интересах клиента. В последний навигационный период у нас 24 часа в сутки работали мобильные бригады, которые по выходным, ночью могли выехать и решить любую проблему клиента. Таким образом, к ряду работ мы уже были готовы.
Что касается новых сотрудников, то в процессе приобретения судов компания усилила свой персонал специалистами по корпусным работам, по клёпке алюминиевых корпусов и по получению разрешительных документов. Опыт работ с судовым электрооборудованием и другими механизмами компания опять же имела до этого, и никаких трудностей здесь не возникло.
Вообще, в "Дизельзипсервис" работает уникальная команда. Мы привлекаем кадры и вкладываем в их развитие, так как понимаем, что от этого зависит успех компании в целом. Как говорится, хороший специалист, который имеется где-то, должен быть нашим специалистом.
Появление своего флота отразилось на управленческой структуре?
Появился заместитель директора по флоту, люди, занимающиеся получением лицензий и другие сотрудники. Впрочем, не могу сказать, что управлять компанией стало сложнее.
Расширение – это тенденция, которая сопровождала "Дизельзипсервис" всегда. Мы спокойно реагируем на то, что увеличивается количество персонала и рабочие площади. Это нормально.
Наверное, не ошибусь, если предположу, что вам пришлось дооснащать предприятие?
Для проведения полного спектра судоремонтных работ компания закупила немало оборудования. В частности, для обследования электрооборудования судов и проверки толщин корпусов, а также оборудование для клёпки алюминиевых корпусов. Компания имеет бригаду для полного восстановления клёпаных судов типа "Метеор".
Зато теперь "Дизельзипсервис" обладает полным спектром техники для проверки и обработки гребных валов, винтов, винторулевого комплекса в целом, электрооборудования судов, радионавигационного оборудования.
Что касается производственных площадей, то нам пришлось задействовать ещё одну площадку в Кировске площадью 1,5 Га, на которой мы и осуществляем подготовку теплоходов.
Какая судьба ожидает ваши суда?
В этом сезоне мы планируем подготовить для сдачи в бэрбоут четыре наших теплохода.
Оставшиеся же два теплохода типа "Метеор" мы модернизируем и передадим нашему партнеру и клиенту для работы уже в этой навигации.
Тогда возьмём шире: что вы хотите предложить рынку и как оцениваете свою нишу?
На данный момент наш рынок по услугам для судоходства – Северо-Западный регион. Однако в ближайшее время мы планируем расширяться: хотелось бы охватить такие перспективные регионы как Крым и Сочи.
Мы готовы предложить нашим клиентам две опции: подготовку судов для сдачи в бэрбоут под заранее подписанный договор о намерениях, либо подбор, приобретение и подготовку судна к навигации со сдачей Регистру под нужды заказчика.
Наше уникально предложение – индивидуальный подбор судна для последующей сдачи в аренду.
Как это работает: некая компания планирует взять в бэрбоут теплоход определенного типа и обращается к нам. После заключения договора мы берем на себя обязательства по поиску судна, покупке, подготовке к навигации. Далее передаем теплоход заказчику в работу. После окончания навигационного периода, теплоход возвращается к нам, мы, проводит необходимое обслуживание, и ставим на хранение до следующей навигации.
Хм, интересно. Неужели это действительно так выгодно для клиентов?
Конечно. Это очень выгодно. У клиента не болит голова: у него нет судоремонта, нет простаивающих капитанов и так далее.
Сама идея похожа на аренду машины. Вы получаете исправную, полностью готовую к использованию технику. От вас не требуется никаких дополнительных работ.
С судами то же самое, только масштабы другие.
Сильна ли конкуренция в этой сфере? В нише бербоута?
Конкуренция в предоставлении бэрбоута просто отсутствует. На Северо-Западе такого, чтобы под заказ кто-то предоставлял бэрбоут – такого нет. Большинство судоходных компаний банально имеют свой флот. Любое расширение для них становится большой проблемой.
Обычно это происходит так. Очередная компания покупает судно, бесконечно занимается его подготовкой, наконец, с трудом выпускает его на линию и понимает, что рентабельность ушла в глубокий минус. В результате срок окупаемости проекта может растянуться на 5-6 лет.
Мы же, являясь кредитоспособным предприятием, можем позволить себе вкладываться в приобретение кораблей под заказчика. Но это не всё.
Так, если мы вернёмся в недалёкое прошлое, то увидим, что наше эксклюзивное предложение на дизельном рынке заключалось в двигателях на ответственном хранении в течение года. Аналогов ему не было, несмотря на то, что это очень удобно. Особенно учитывая краткие навигационные периоды для компаний, находящихся за Уралом. У клиента пропадали риски, связанные с возможным простоем во время навигации, а на причале его всегда ожидала пара дизелей, которые служили подменным фондом на время выяснения причин.
Хотя, к счастью, эксплуатация показала, что двигатели на ответственном хранении остаются на нём же и на следующий год. И в случае необходимости (например, при расширении флота) эти двигатели просто выкупаются.
Не планируете ли вы самостоятельно заниматься пассажирскими перевозками?
На данный момент "Дизельзипсервис" находится в процессе получения лицензии на пассажирские перевозки, и никаких препятствий для этого нет. А возможностей – предостаточно.
Например, у нас имеется теплоход "Метеор-86" – судно VIP-класса со специальным салоном, переделанным ровно под 86 человек, и уникальной отделкой. Этот теплоход может принимать важные делегации и миссии, он участвовал в Международном Экономическом Форуме, а также в различных саммитах.
Михаил Владимирович, поделитесь планами на будущее вашего флота.
Прежде всего, планируем развивать идею с бэрбоутом. Надеемся, она будет особо востребованной в нашем регионе. Другой вариант – это вариант с подбором судна и передачей его клиенту. Здесь также будем упорно трудиться.
Опять-таки на сегодняшний день мы для себя видим, что первые шесть теплоходов приобретены, они сегодня уже практически готовы к эксплуатации. Возможно, что к следующей навигации мы придём с большим количеством теплоходов. Это будет зависеть от результатов работы в этом сезоне.
Самое главное, что останавливаться мы не собираемся. "Дизельзипсервис" растёт, завоёвывает новые рынки и открывает новые горизонты. Наша цель – задавать тенденции, быть первыми. И если уж мы за это взялись, то не бросим – будем идти до конца.