Как отмечают организаторы, формат Морского салона в Петербурге значительно отличается от других мировых военно-морских выставок. Это не только возможность познакомить с новыми технологическими разработками, но и провести деловые переговоры, а также принять участие в специализированных конференциях и семинарах.
- Военно-морской салон дает возможность показать достижения наших кораблестроителей. Статистика подтверждает тот факт, что с каждым годом растет количество как российских, так и зарубежных участников, - утверждает заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации Вячеслав Дзиркалн. - Среди участников также делегации, представляющие военно-морские силы зарубежных государств, которые возглавляют и главнокомандующие, и министры обороны.
Российские и иностранные компании творчески подошли к созданию своих стендов. Так, одну из самых больших экспозиций подготовила "Объединенная судостроительная корпорация".
- На стенде ОСК представлены последние достижения науки и техники, которые связаны с подводным и надводным кораблестроением, - рассказывает вице-президент ОСК Сергей Форафонов. – Особое внимание хотелось бы обратить на макеты подводных лодок "Амур-950" и "Амур-1650". Также представлены фрегаты и корветы дальней и ближней зоны плавания. Мне кажется, что стенд ОСК самый большой, так как Корпорация располагает 80% судостроительных мощностей России. Здесь представлены 15 дочерних обществ со своими проектами.
Технологические новинки многие предприятия старались продемонстрировать наглядно. Так, ОАО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е Алексеева" специально для Салона разработало макет рубки судна "Комета-120М".
- На мостиковой системе установлено все оборудование, которое будет использоваться на судне этого типа, - отмечает начальник отдела маркетинга ЦКБ Наталья Ершова.
Некоторые компании работали на выставке вовсе не для того, чтобы привлечь заказчиков, а просто в имиджевых целях.
- На Салоне мы представляем плавучие бетонные причалы и дебаркадеры, но не преследуем каких-то маркетинговых целей, так как тот сегмент, в котором мы работаем, он очень ограничен. То есть заказчик знает нас, мы знаем заказчика, - рассказывает заместитель гендиректора компании "ССК" Сергей Молодцов.- К счастью для нас, государственных заказов много. Строится флот, соответственно строятся причалы, поэтому работы тоже хватает. И коммерческих заказов мы сейчас не делаем.
Не смотря на то, что выставочная экспозиция начала работу еще во вторник, официальное открытие Салона состоялось только на следующий день. И хотя рабочая неделя была в самом разгаре, на территории "Ленэкспо" собралось большое количество зрителей.
На площади перед шестым выставочным павильоном выступили музыканты военного оркестра, продемонстрировали свои боевые навыки русские десантники, которым, как оказалось, по силам не только мастерски вести рукопашный бой, но и поднимать столы зубами.
Поприветствовать участников и гостей салона приехал Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин, который подчеркнул, что Военно-морской салон в Петербурге одна из традиций, которую нужно продолжать и развивать.
- Сейчас Правительство России утвердило несколько программ, которые связаны не только с развитием военно-морских вооружений, но и морской гражданской техники, в том числе для освоения Арктического региона, - заявил Рогозин. - И мы хотели бы, чтобы раз в два года здесь проходил Военно-морской салон. А также раз в два года - Салон гражданской морской техники.
Отдельно зампред поприветствовал иностранных гостей. По словам Дмитрия Рогозина, в вопросе военно-морского сотрудничества необходимо развивать прямую кооперацию.
- Когда страны занимаются сотрудничеством в такой чувствительной сфере, это говорит о высоком уровне высокого доверия, - подытожил Рогозин.
Для зрителей показательные полеты провели группы высшего пилотажа "Русские витязи", "Стрижи" и "Русь". Сотни людей, собравшихся на смотровой площадке, смогли оценить одиночные и групповые фигуры высшего пилотажа, среди которых "кубинский бриллиант", "роспуск", "зеркало" и "тюльпан".
- Это фантастика! Чтобы управлять такими машинами и выполнять фигуры высшего пилотажа, пилотам нужно иметь огромное мастерство, - делится впечатлениями Владимир Некрасов. - А главное в этом выступлении – слаженность и взаимопонимание. Чтобы выполнять такие трюки, надо чувствовать не только машину, но и друг друга. Буквально дух захватывает, когда они выполняют синхронные элементы. Плюс ко всему - это бесспорное достижение наших конструкторов.
Демонстрация военной мощи истребителей поразила не только мужскую половину гостей Салона. Сложные фигуры, которые в воздухе с такой легкостью показывали пилоты, не оставили равнодушными ни одного зрителя.
- Я в первый раз увидела шоу "Стрижей", - говорит Татьяна Третьякова. – Я в полном восторге. Это что-то удивительное.
Гости Салона смогли посмотреть на корабли, пришедшие в акваторию Морского вокзала. Но попасть в этот день на борт никому не удалось. В связи с этим среди зрителей было немало разговоров. Так, мужчина, который привел своего сына посмотреть на габаритные военные суда, откровенно негодовал.
- Мы заплатили столько за билет, а на борт, оказывается, не пускают, - заявил возмущенный петербуржец.
Попасть на военные корабли люди смогли только в субботу и воскресенье. Не смотря на то, что стоимость входного билета была достаточно высокой, на набережной Морского вокзала выстраивались очереди для посещения кораблей-участников Салона.
Семья Сузи оказалась в числе тех, кто осмотрел все суда, пришедшие в акваторию Финского залива. Маленькие братья Арсений и Ваня наперебой делятся впечатлениями от увиденного.
– Мне хочется все посмотреть, полазить по рубкам, - рассказывает Арсений. – Когда смотришь с корабля, очень страшно, сердце в пятки уходит.
– Я успел походить внутри всех кораблей, – добавляет Ваня Сузи. – Посмотрел, что делают моряки. Больше всего мне понравились пушки.
Для некоторых Военно-морской салон стал поводом для гордости за отечественное военное судостроение.
– Меня впечатлило вооружение корвета "Бойкий", - отмечает Вадим Миронович. – Чувствуется, что это современный корабль. У него противоракетная оборона очень хорошая, ракетное вооружение мощное, хотя он не такой большой по габаритам. Корабль многоцелевой, на нем и вертолет может укрываться.
И действительно, "Бойкий" стал самым "крупным" представителем ВМФ России на Салоне. Посетители смогли посетить и другие отечественные суда: малый артиллерийский корабль "Махачкала", десантный катер "Серна", противодиверсионный катер "Грачонок", гидрографическое судно "Вайгач" и пограничные скоростные сторожевые катера.
Из-за границы на Салон прибыли три корабля. ВМС Нидерландов представили два судна - фрегат "Эвертсен" и подводную лодку "Долфин". Также в акватории Морского вокзала остановилось польское гидрографическое судно "Арктовски". Многие гости отметили, что хотелось бы, чтобы в Петербург на Салон приходило больше иностранных судов.
Но не только корабли привлекли внимание людей в выходные. Сюрпризом от организаторов стали показательные выступления собак-спасателей. И, по традиции, любители яхтенного спорта соревновались за кубок МВМС-2013.
Подводя итоги Салона, организаторы отметили, что все намеченные цели были достигнуты.
- Проведены переговоры с 30 делегациями, которые возглавляли самые высокие чины, - сообщил на итоговой пресс-конференции начальник департамента ВМФ "Рособоронэкспорта" Олег Азизов. - Мы удовлетворены проделанной работой и наметили пути для дальнейшего сотрудничества.
Планируется, что следующий Военно-морской салон пройдет в Шушарах. Оргкомитет обещает подготовить более интересную программу к лету 2015 года.
Анастасия Судникова