МИД России 30 сентября заявил протест послу Норвегии в Москве Кнуту Хауге в связи с задержанием норвежской береговой охраной российского а "Сапфир-2". Помимо этого министр иностраннх дел Сергей Лавров отменил встречу в норвежском университете Тромсё с главой норвежского МИД Йонасом Гар Стёре по "срочному поручению Премьер-министра Владимира Путина".
Российская сторона заявила "о неприемлемости таких действий Норвегии, чреватых эскалацией напряженности в области рыболовства", и потребовала незамедлительно освободить судно.
"Сапфир-2" был задержан Береговой охраной Норвегии поздно вечером 28 сентября в водах Баренцева моря в районе архипелага Шпицберген по подозрению в сбросе рыбы за борт. Российское судно было на буксире доставлено в норвежский порт Тромсе.
Российских рыбаков обвинили в нелегальном сбросе рыбы в рыбоохранной зоне близ Шпицбергена. Рыбаки обвинили норвежцев в провокации, их точку зрения поддержало и Росрыболовство.
Сообщалось, что капитан "Сапфира-2" запросил помощи у российского рыбоохранного корабля ББТУ "Анграпа", однако тот не успел вовремя прибыть к месту конфликта. В заявлении, опубликованном МИД РФ 30 сентября, указывается, что представители Береговой охраны Норвегии отказались взаимодействовать с должностными лицами Росрыболовства, находившимися на судне "Анграпа".
В соответствии с Парижским договором, район Шпицбергена находится под международной юрисдикцией. В июле 2011 года вступил в силу договор между Россией и Норвегией о сотрудничестве и разграничении территории в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Комментарий юриста:
Интересны, конечно, материалы расследования. А вообще сам инцидент поднимает сразу несколько краеугольных вопросов - вопрос применимой юрисдикции и вопрос «поведения» норвежских властей в отношении траулера и его экипажа.
В отношении первого момента - это спор о применимом праве, которым является Парижский договор или договор между Россией и Норвегией. Общие принципы разрешения коллизий говорят нам о том, что применяться должен наиболее специальный и поздний акт. В любом случае имеются признаки говорить о нарушениях "процессуального" характера, а законность позиций сторон можно будет оценить по дальнейшим обновлениям дела.
Второй аспект о действиях властей в отношении экипажа вызывает недоумевающую оценку