За более чем 80-летнюю историю своей работы Костромская верфь построила и сдала около 200 судов, среди которых были и танкеры, и толкачи, и барже-буксирные составы, и другие суда техфлота. Сегодня предприятие расширяет традиционный спектр свой продукции — берется за нестандартные заказы, осваивает маломерную тематику. Подробности читайте в нашей статье.
Такие объекты строят немногие
В прошлом году в строй вернулся легендарный атомный лихтеровоз "Севморпуть" — единственное в мире действующее грузовое судно с атомной силовой установкой. Спущенный на воду уже в перестроечные годы, "Севморпуть" едва не повторил печальную судьбу остальных крупнейших позднесоветских проектов – гигантского экраноплана "Лунь", не менее грандиозного корабля связи "Урал", уникального многоразового космического корабля "Буран".
В середине 2000-х годов судно встало к стенке, прекратив выполнять коммерческие рейсы. После этого шли долгие разговоры о том, во что можно переоборудовать лихтеровоз, – были даже идеи превращения его в буровую платформу. Но годы шли, а "Севморпуть" стоял без денег, без ремонта и практически без надежды на возвращение в море. В 2012 году, казалось, в его истории была поставлена точка – судно исключили из регистровой книги, а "Росатом" распорядился остановить атомную установку.
К счастью, эта точка на самом деле была лишь запятой. Вскоре ситуация повернулась на 180 градусов. Атомоход отправили на масштабную модернизацию, и в 2016 году "Севморпуть", наконец, отправился в долгожданный рейс – повез груз стройматериалов и продукты питания из Мурманска на остров Котельный.
Надстройка атомного лихтеровоза "Севморпуть" / Корабел.ру |
— В процессе ремонта были восстановлены его прежние характеристики. "Севморпуть" по-прежнему может перевозить как контейнеры, так и генеральный груз, — рассказывал порталу "Корабел.ру" прошлым летом генеральный директор "Атомфлота" Вячеслав Рукша. — Произведен капитальный ремонт всех систем и механизмов, корпуса и конструкций, а также винто-рулевого комплекса судна, включая винт регулируемого шага, доковый ремонт. К работам были привлечены специалисты различных областей: слесари, трубопроводчики, корпусники, сварщики, электромонтажники...
Однако заменой и обновлением оборудования задача не исчерпывается. Для эксплуатации лихтеровоза по его прямому назначению – доставке грузов на "дикий" арктический берег – требуются лихтер-понтоны. Именно с их помощью контейнеры должны попадать с борта атомохода в руки получателя. Проблему взялась решить Костромская верфь.
— Заказчик сам обратился к нам по той причине, что в стране очень ограниченный список предприятий, которые в состоянии построить подобные объекты, — поясняет заместитель генерального директора по производству и развитию Владимир Зиновенко. — Костромская верфь в этот список входит, поскольку располагает всеми необходимыми мощностями. Мы специализируемся на строительстве нефтеналивных танкеров и барж, буксиров-толкачей, а также составов для транспортировки грузов. Но технологические мощности предприятия позволяют выпускать на заказ и продукцию с особой специализацией – вплоть до плавучих доков и дебаркадеров.
С лихтер-понтонами проблем не возникло. На сегодняшний день уже изготовлено шесть экземпляров грузоподъемностью свыше 100 тонн.
Еще один необычный проект, который реализует сегодня Костромская верфь, это строительство элементов наплавного моста для переправы через реку Ока в Луховицком районе Московской области по заказу ОАО "МИСК". Конструкция такова, что предусматривается работа переправы в зимнее время через незамерзающий фарватер. Максимальная масса транспортной единицы – 45 тонн. Заказ будет сдан уже в этом месяце.
– Со всеми заказами, и этими в том числе, мы справляемся точно в срок. При этом выполняем их с высоким качеством, несмотря на любые вызовы. С одной стороны, это показатель того, что верфь имеет отличное современное технологическое оснащение и грамотную организацию производства. С другой стороны, любая техника мертва, если с ней не работают высококвалифицированные специалисты. Наш кадровый состав – гордость предприятия! – признается Владимир Зиновенко. – Это люди, работающие на совесть, опытные мастера. Во многом, благодаря именно их труду Костромская верфь сегодня динамично развивается, регулярно получает новые контракты и успешно их выполняет.
Костромская Верфь, АО |
Ждем поселков из хаусботов
У сегодняшней Костромской верфи, помимо крупного судостроения, есть и еще одно, не менее значимое направление, которое предприятие старается развивать, — строительство маломерных комфортабельных судов. Ценовой сегмент новой продукции завода рассчитан как на состоятельных покупателей, так и на любителей отдыха на воде, но с более скромным кошельком.
К работе в новой для себя тематике Костромская верфь подошла серьезно. Всю линейку проектов хаусботов, яхт и катамаранов для завода разрабатывала компания Baikal Yachts Group. Это новый международный консорциум, где задействован целый ряд известных дизайнеров и инженеров из России, Италии, Новой Зеландии и Таиланда.
За редким исключением все проекты Костромской верфи представляют собой цельностальные многокорпусные суда, в основном, катамараны. Их плюсы перед традиционными водоизмещающими конструкциями давно известны: устойчивость, вместимость, грузоподъемность, маневренность, экономичночный расход топлива. С точки зрения обстройки отдельностоящие поплавки позволяют сделать несколько автономных зон, а большая площадь — сформировать крупную надстройку.
Сталь, с точки зрения материала, намного проще в эксплуатации, нежели алюминий или тем более композит. Особенно, если речь идет о хаусботах, суть которых — это жилье на воде, в том числе и зимой, когда надо сменить гидроцикл на снегоход, удочки на мормышки и наслаждаться закованными в лед реками. Стальные хаусботы, в отличие от яхт из пластика и алюминия, можно вынимать из воды раз в пять лет и то — только для проведения осмотров.
Поэтому все проекты Костромской верфи подразумевают круглогодичное жилье.
Поподробнее остановимся на проектах именно хаусботов. Сейчас Костромская верфь предлагает на выбор четыре разных проекта хаусботов. Габариты самого большого судна 20x9 метров, более бюджетное исполнение — 15,5x6 метров. Насыщение и опции также разнятся. Так, в вариантах Baikal 20 HP и Baikal 20 YH подразумевается наличие вертолетной площадки, а в последнем в наружной отделке могут применяться панели из натурального шпона и более дорогие древесно-композитные материалы.
Baikal 20 HP / Костромская Верфь, АО |
Более скромный вариант хаусбота Baikal 15 HC, несмотря на свои 15 метров длины, рассчитан на комфортный отдых 6-8 человек, оснащен четырьмя каютами: две в надстройке и две в поплавках. На судне есть полноценный санузел, камбуз и кладовка для любителей рыбалки. Кстати, при желании лунку для рыбной ловле зимой можно пробить прямо из хаусбота через специальный люк в палубе.
Окончательную спецификацию всех хаусботов, конечно, утверждает заказчик. Но инженеры завода все же рекомендует использовать иностранные комплектующие. Например, в качестве главных и вспомогательных двигателей в проекте заложены итальянские машины Iveco. Но по требованию клиента завод может смонтировать любой схожий по мощности двигатель, в том числе российского или китайского производства. Цена их меньше, они более дешевые в эксплуатации, но заметно проигрывают по весу и шумности.
Сегодня мощности Костромской верфи позволяют строить до 20 хаусботов в год в зависимости от размера и комплектации. При этом, срок изготовления одного судна, как заявляют на заводе, может варьироваться от трех до шести месяцев.
Костромская Верфь, АО |
Рассказывает заместитель генерального директора по малому судостроению АО "Костромская верфь" Павел Малков:
– Несмотря на то, что мы только начали программу маломерного строительства, мы уже заключили контракты (или близки к их заключению). Есть и целый ряд клиентов, которые ждут головные хаусботы и катамараны, хотят оценить наш продукт. В основном, это, конечно, новички, которые только приобщаются к отдыху на воде. Им не нужна скорость, паруса, и они не хотят зимних проблем с пластиковыми яхтами. Вместе с тем они считают свои деньги и не переплачивают за бренды. Поэтому надеемся, что через три-четыре года на наших красивых реках будут стоять несколько поселков из наших хаусботов.