24 ноября 2016 года керченский судостроительный завод "Фрегат" спустил на воду новый автомобильно-пассажирский паром "Нина Малкова" проекта 3221 по заказу таганрогской компании ООО "Восток Трансгроупп". Работать судно будет на переправе Крым-Кавказ.
Проектные работы выполнял Инженерный центр судостроения, для которого это уже третий реализованный паром за последние два года.
И петербургское КБ на этом свою паромную тематику не останавливает, уже сейчас анонсируя следующие проекты.
Когда идет речь о паромных переправах, в первую очередь вспоминают о Волге, где и сейчас, несмотря на интенсивное строительство мостов, до сих пор работает 20 паромных переправ. Иные продолжают функционировать даже рядом со стационарными мостами. Например, в Нижнем Новгороде, где на левый берег в поселок Бор можно попасть и по автомобильному мосту, и по канатной дороге, и с помощью обычного речного парома.
|
Паром "СП-72" проекта 774 / Корабел.ру |
Еще в 2014 году в ходе экспедиции "Корабела" по судостроительным предприятиям, мы случайно оказались в небольшом поселке Красное-на-Волге. И заодно прокатились на автомобильном пароме "СП-72" проекта 774 1968 года постройки. Рассуждать об экономике перевозок на 45-летнем пароме было сложно, но о трудностях эксплуатации с экипажем "СП-72" мы побеседовали. Конечно, старое судно поддерживать в рабочем состоянии дороже – это аксиома. Да и такой "динозавр", пусть даже ухоженный, смотрится на реке архаично.
Паромы проекта 603 с модификациями разработки Горьковского ЦКБ и небольшие речные паромы проекта 774 были в СССР наиболее массовыми. Первые в 60-70-х годах прошлого века строили на Волгоградском ССЗ, 774-е на Чистопольском ССЗ. До сих пор эти суда трудятся на переправах на Севере, в Центральной России, в Западной Сибири.
|
Паром "СП-28" проекта 603А. Источник: Википедия |
Вообще, в те годы в Советстком Союзе строили очень много паромов по совершенно разным проектам. Например, морские паромы пр. 618М строил Канонерский судоремонтный завод, который с 1967 по 1973 год сдал 9 судов. Шесть из них работают до сих пор.
Были паромы, которые строили и на Украине, и на Дальнем Востоке для нужд своих регионов. Но объединяет все эти суда то, что возраст их уже подходит к пенсионному.
Для сравнения в таблице приведены характеристики самых распространенных речных паромов:
Проект |
774
(с одной аппаралью) |
603
(с двумя аппарелями) |
Длина, м |
31,67 |
32,4 |
Ширина, м |
10,77 |
11,9 |
Высота борта, м |
1,4 |
3,3 |
Высота габаритная, м |
5,75 |
8,6 |
Осадка в грузу максимальная, м |
0,65 |
1,82 |
Водоизмещение в грузу, т |
144,2 |
278 |
Пассажировместимость, чел |
77 |
До 350 (сидячих мест 85) |
Автомобилевместимость, шт |
4 атомобиля МАЗ-200 или 6 автомашин ЗИЛ-150 |
8 автомашин ЗИЛ-150 |
Скорость, км/ч |
13 |
15 |
Проектов ряд
О теме старения речных паромов в России серьезно начинали говорить еще в конце нулевых годов. Тогда на развилке — или "закупать подержанные европейские суда", или "строить свое" — КБ стали представлять обновленные варианты речных паромов.
|
Паром проекта RPF14 / "МИБ" |
|
|
Паром проекта RPF14 / "МИБ" |
|
|
Паром проекта RPF14 / "МИБ" |
|
"Морское инженерное бюро" ("МИБ") предложило два проекта. Первый, RPF14 – грузопассажирский паром с двумя аппарелями пассажировместимостью 200 человек. Это судно габаритами 40х10 метров с осадкой 2,4 метра, с возможностью работы в мелкобитом льду толщиной до 40 см, рассчитано для использования в северных регионах, прежде всего в Архангельской области. Для справки, на внутренних водных путях региона работает около 50 переправ и около 20 транспортных операторов. Только по Архангельску пассажиропоток достигает 1,2 млн человек в год. И если посмотреть список паромов, то годы постройки у них те же – 60-70-е.
|
Паром проекта RPF15 / "МИБ" |
|
|
Паром проекта RPF15 / "МИБ" |
|
|
Паром проекта RPF15 / "МИБ" |
|
У "МИБ" есть и проект небольшого парома RPF15 пассажировместимостью 50 человек с одной аппарелью. Габариты у судна уже скромнее: 38x7 м с максимальной осадкой 0,75 м. Рассчитано судно на перевозку одного грузового автомобиля или 11 легковых.
ГЦКБ Речфлота, которое в советские годы занималось проектированием подобных судов, и сейчас предлагает заказчику проект 603А с некоторыми доработками.
|
Паром проекта RDB 56.01 / "РЦПКБ "Стапель" |
|
|
Паром проекта RDB 56.01 / "РЦПКБ "Стапель" |
|
|
Паром проекта RDB 56.01 / "РЦПКБ "Стапель" |
|
Ростовское ЦПКБ "Стапель" предлагает проект грузопассажирского парома проекта RDB56.01 с двумя аппарелями пассажировместимостью 50 человек. Судно оснащено современным двигателем (в 2014 г. был двигатель MAN D2866LXE40 мощностью 279 кВт) и винторулевыми колонками ZF AT 3111 WM-FP. По габаритам RDB56.01 схож с 603-м проектом. Единственное отличие в осадке: 1,50 против 1,82 у предшественника.
Есть два проекта грузопассажирских паромов и у нижегородского КБ "Вымпел", но они тоже "проверены временем". Прежде всего, проект 736А, серия которых строилась на Астраханском ССРЗ и на Тюменском ССЗ в начале 60-х годов. Это большие паромы пассажировместимостью в 350 человек и габаритами 59,4x13,8 м с осадкой в 2,36 м. Работали они на больших озерах, с большими плечами перехода и автономностью 10 суток.
|
Паром "Металлист" проекта 727 / "Транспорт Севастополя" |
Второй проект "Вымпела" – это специальный паром для Севастополя проекта 727 длиной 45 метров с двумя аппарелями. Но о Севастопольской бухте речь пойдет несколько позже.
Таблица технических характеристик проектов паромов от "МИБ", ГЦКБ "Речфлота", РЦПКБ "Стапель" и КБ "Вымпел":
Проект |
RPF14 |
RPF15 |
RDB56.01 |
736А |
Длина, м |
39,6 |
35,7 |
36,5 |
59,4 |
Ширина, м |
10,4 |
8,5 |
11,16 |
13,8 |
Высота борта, м |
4,2 |
1,4 |
3,7 |
3,6 |
Высота габаритная, м |
15,7 |
12,06 |
19,3 |
12,25 |
Осадка в грузу макс, м |
2,4 |
0,75 |
1,5 |
2,36 |
Водоизмещение в грузу, т |
- |
- |
407 |
977 |
Пассажировместимость, чел |
200 |
50 |
50 |
350 |
Автомобилевместимость, шт |
2 грузовых или 7 легковых |
1 грузовое или 11 легковых |
г/п 90 тонн |
20 легковых |
Скорость, км/ч |
18 |
8 |
17 |
19 |
Но нужно сразу оговориться, что все эти паромы – только концепты, эскизные проработки. В лучшем случае – техпроекты.
Тогда как петербургский Инженерный центр судостроения, в прошлом ЦТКБ Минречфлота РСФСР, предлагает уже готовые для постройки проекты паромов, с полным комплектом РКД, плазово-технологической документации и т. д.
Петебуржцы "в железе"
ИЦС предлагает пять проектов грузопассажирских паромов. Два — только в виде концепта, мы их рассматривать не будем, вся информация доступна на сайте КБ.
Интересны проекты, которые реализовались "в металле".
|
Паром "Анатолий Чмыхало" / ИЦС |
Первый в этом ряду был паром "Анатолий Чмыхало" проекта 2967 по заказу администрации г. Игарка. Строили судно на Красноярской судоверфи с 2012 по 2014 год. Стоимость парома тогда составляла 160 млн рублей, финансировал работы краевой бюджет.
|
Паром "Анатолий Чмыхало" / ИЦС |
Вместимость "Анатолия Чмыхало" — 60 человек, 8 автомобилей ЗИЛ-150 или 16 легковых автомобилей. Комплектация у судна самая простая: одна носовая аппарель, два главных двигателя поставки омской компании "Ремдизель" мощностью 2х220кВт, два вала с ВФШ. Из-за того, что предусматривалась возможность переходов на расстояние до 2500 км, на пароме имеется 5 кают для экипажа. Заявленная автономность парома 5 суток. Габариты парома при такой грузоподъемности небольшие: 37x9 м при осадке в грузу 1,65 м.
Второй паром ИЦС — "Аркадий Филатов", который строил Невский завод в Шлиссельбурге с 2014 по 2015 годы. Стоимость по тендеру была уже 168 млн рублей. Заказчик этого судна — Лодейнопольское дорожное ремонтно-строительное управление. Работает паром на переправе через Свирь в поселке Вознесенье, обеспечивая автомобильное движение по Петрозаводскому тракту.
|
Паром "Аркадий Филатов" / "Невский ССЗ", ООО |
"Аркадий Филатов" проекта 2967/3132 – модификация "Анатолия Чмыхало", уже с двумя аппарелями, что обеспечивает сквозной проезд автомобилей без въезда или выезда задним ходом. Но речные судоводители все же традиционно предпочитают швартоваться носом.
"Филатов" работает на коротком плече – от берега до берега 400 метров, экипаж судна всего 3 человека. Поэтому на судне предусмотрено только помещение для разогрева пищи. Полноценного камбуза и персональных кают на судне нет.
Соответственно пассажировместимость выросла до 100 человек, количество перевозимых автомобилей не изменилось.
|
Паром "Аркадий Филатов" |
|
|
Паром "Аркадий Филатов" |
|
|
Паром "Аркадий Филатов"/ ИЦС |
|
В отличие от "Анатолия Чмыхало", на "Филатове" стоят два двигателя ЯМЗ мощностью 2x220 кВт и рулевые машины отечественного производства. Причем и ГД, и пропульсивный комплекс, по словам капитана "Аркадия Филатова" Андрея Смяченко, зарекомендовали себя с лучшей стороны. Мощности ярославских двигателей хватает с лихвой, с надежностью вопросов нет – за полтора года работы поломок не было.
Рулевая машина тоже превзошла ожидания экипажа, перекладывается быстро и легко. Оптимальная форма корпуса судна с ледокольным форштевнем дополняют эту картину. "Паром управляется "на отлично", даже в ледовых условиях" – признается капитан.
|
Паром "Аркадий Филатов" / ИЦС |
Можно назвать еще некоторые минусы судна, которые отметил капитан. Во-первых, это складная аппарель. "Переправа всего 400 метров, время перехода сравнимо со временем, за которое мы складывам и раскладываем аппарель", – объясняет Андрей Смяченко.
Однако, как рассказали в Инженерном центре судостроения, складная аппарель на пароме применена для обеспечения видимости и для работе на больших переходах. Да и время раскладывания аппарели на пароме не критично, так как все равно ее до конца не складывают.
Во-вторых, из-за большой площади ходового мостика (за счет закрытых крыльев) система отопления зимой не справляется. В помещении холодно. Экипаж своими силами решил проблему, просто установив дополнительные калориферы.
Но работой котла экипаж доволен. Во всех общественных помещениях, в машинном отделении тепло.
Проект парома экипаж да и сами жители Вознесенья однозначно оценивают как "очень удачный". Особенно по сравнению с прошлым паромом пр. 603.
Сотрудники Инженерного центра судостроения поддерживают с капитаном постоянный контакт, регулярно выезжают на переправу, собирают пожелания экипажа по работе парома. Работа в лучших традициях советского прошлого.
Керченский паром "Нина Малкова" пр. 3221 уже спроектирован под самый высокий класс РРР - "М-СП3,5 (лед 30)А". Предыдущие два парома имеют класс "О2,0 (лед 30)А". Поэтому на "Малковой" пришлось увеличить высоту борта, снабдить судно иным составом средств навигации и связи, спасательных средств и т.д.
Как и у "Аркадия Филатова", у "Нины Малковой" две аппарели. Вместимость парома 66 человек, 16 легковых или 4 длинномерных автомобиля. Автономность парома — 5 суток, для экипажа предусмотрены 5 кают, большая кают-компания, камбуз.
|
Паром "Нина Малкова" / ИЦС |
|
|
Паром "Нина Малкова" / ИЦС |
|
|
Паром "Нина Малкова" / ИЦС |
|
Дизель-редукторный агрегат на "Нине Малковой", так же как и на "Чмыхало", производства омского "Ремдизеля", но мощнее – 2x283 кВт. Паром в основном комплектуется оборудованием отечественного производства – это дешевле, да и строительство в условиях Крыма накладывает свой отпечаток. Но как заявляет проектант, качество работы всех механизмов от этого не пострадало.
Но в ходе строительства спецификацию оборудования по тем же причинам пришлось менять, из-за чего задержались сроки строительства. Сейчас завод "Фрегат" пытается наверстать упущенное время, планирует сдать готовое судно в 2017 году.
|
Паром "Нина Малкова" / "Википедия" |
Таблица технических характеристик паромов проекта ИЦС:
Проект |
2967
"Анатолий Чмыхало" |
2967/3132
"Аркадий Филатов" |
3221
"Нина Малкова" |
Длина габаритная/по КВЛ, м |
40,5/37,01 |
40,5/37,01 |
40,5/37,01 |
Ширина габаритная/по КВЛ, м |
12,16/9,07 |
12,16/9,07 |
9,9/9,07 |
Высота борта, м |
3,3 |
3,3 |
3,55 |
Надводный габарит по несъемным частям, м |
8,5 |
8,5 |
- |
Осадка в грузу макс, м |
1,65 |
1,69 |
1,73 |
Водоизмещение в грузу, т |
357 |
373 |
393 |
Пассажировместимость, чел |
60 |
100 |
62 |
Автомобилевместимость, шт |
8 грузовых или
16 легковых |
8 грузовых или
16 легковых |
4 длинномерных грузовых или
16 легковых |
Скорость, км/ч |
18 |
18 |
22 |
На Севастополь
Регистровый класс "М-СП3,5 (лед 30)А" позволяет парому проекта 3221 типа "Нина Малкова" работать на ВВП России, в прибрежных зонах Балтийского, Азовского, Черного морей. А необходимость в подобных паромах есть.
И не нужно далеко идти от Керчи. Взять, например Севастополь.
Напомним, в сентябре 2016 года паромное сообщение из центра города на Северную сторону города встало. Как заявляли представители компании-перевозчика, причина остановки – убыточность перевозок.
Ранее там работали два б/у норвежских парома "Адмирал Лазарев" и "Адмирал Истомин" 1981 и 1984 годов постройки. В 2012 году их выкупила компания "Севастопольские транспортные системы" на смену трем советским паромам проекта 727 КБ "Вымпел" постройки еще середины 50-х годов.
|
Паром "Адмирал Лазарев" / Корабел.ру |
Вместимость норвежских судов — 130 пассажиров и 25 легковых машин или 4-6 грузовых автомобилей.
По последним новостям, правительство Севастополя за 59 млн руб. выкупило у "Севастопольских транспортных систем" "Адмирала Лазарева" и "Адмирала Истомина", которые должны выйти на линию в феврале 2017 года.
Но опять же, самому молодому "норвежцу" перевалило за 32 года. И вряд ли они украсят собой такой город, как Севастополь.
Технологические возможности построить новые суда есть, там же на крымских предприятиях. Есть и проекты под разные задачи и разный бюджет. Причем проекты уже реализованные и отработанные.
П.С. Особую благодарность за помощь в подготовке материала редакция и автор выражают Инженерному центру судостроения и лично директору ИЦС Марку Михайловичу Зингеру и главному конструктору Анатолию Михайловичу Бененсону.