Первые шаги
Можно сказать, что "Memel Werfte" обязана своим существованием одному судну. Часть специалистов, которые сегодня работают на верфи, собрались пару лет назад, чтобы отреставрировать фолькбот, который приобрел Генрикас Петраускас.
- Когда я получил лицензию на управление лодкой, то купил моторный катер, чтобы освоиться в море. Позже я продал его и нашел старенький фолькбот одной из самых популярных моделей в мире, сделанный из красного дерева, у одного из своих знакомых, который сейчас работает у меня на верфи. На тот момент у судна был только корпус. И тогда мы совместно несколькими специалистами провели все работы по проектированию и реставрации. В итоге результат понравился всем.
В процессе, как признается Генрикас, он старался привить своим мастерам новое представление о том, как необходимо работать с деталями классических судов. Разногласия были, но, несмотря на это, работа была выполнена. И членам команды, восстанавливающей фолькбот, понравился сам процесс, поэтому спустя некоторое время все они вернулись для того, чтобы трудится на "Memel Werfte".
Верфь для Генрикаса была изначально чем-то вроде хобби.
- У меня есть другой бизнес. И эта верфь — скорее хобби, нежели прибыльное предприятие. Сейчас можно сказать, что этот бизнес тоже требует внимания и развивается. Но в первую очередь это для души. Я лучше чувствую себя, имея что-то, приносящее радость. Думаю, что впоследствии смогу оставить основной бизнес директорам, а сам займусь непосредственно работой на верфи.
Генрикас Петраускас, к счастью, имел возможность для открытия нового предприятия – он инвестировал в верфь свои средства, полученные за счет основного бизнеса. По словам, владельца "Memel Werfte", здесь пришлось пойти на риск. Генрикас сделал ставку на верфь, нанял работников, купил оборудование и начал скупать старые суда. Опирался в этом вопросе он в основном на интуицию.
Но, как и у любого "молодого" предприятия, в самом начале работы возникали некоторые трудности. Имели они отнюдь не экономический характер. Сложнее всего было добиться понимания от мастеров того, чем они будут заниматься, работая на верфи.
- Но так как все они профессионалы в своей области, я понял, где их можно использовать. Это один из главных факторов, помимо тяготения к морю, почему я открыл верфь, - жалко потерять ремесло. Людей, которые умеют работать с классическими лодками, с деревом, можно по пальцам пересчитать. Мне самому обидно, когда пропадают мастера. Я думаю, что не могут люди, которые так работают с деревом, пойти делать стулья.
По словам основателя "Memel Werfte", предприятие еще не окупается. Но уже сейчас можно сказать – то, что делают мастера верфи, понравилось людям и профессионалам в этой области.
История одной любви
"Не скажу, что я ценитель классических лодок, я просто их люблю", - признается Генрикас. Для него море стало родным с детства, хотя в том месте, где жила его семья, не было и намека на море. Однако его увлеченность развилась благодаря отцу, который был моряком, служил на флоте в Мурманске. Форма, фотографии, рассказы – все это будоражило воображение будущего инженера.
- Уже ребенком я начал моделировать корабли. Клеил макеты, собирал корпуса различных судов. И в свое время собирался поступать в Макаровку. Но я оканчивал школу в 91-92-х годах, и тогда меня туда уже не приняли. Я поступил в Клайпедское мореходное училище. Учился на судомеханика.
По личным обстоятельствам окончить училище Генрикас не смог. Тогда в Литве, в 95-96-х годах было положение, схожее с тем, что происходило в России в начале 90-х. На тот момент нужно было любым способом зарабатывать деньги. Тогда Генрикас получил специальность менеджера, позже открыл свой бизнес. Во многом благодаря этому, ему и удалось много лет спустя открыть не совсем обычную верфь. Позднее Генрикас все-таки вернулся к истокам и смог окончить мореходное училище, получив специальность инженера.
Но все то время, что он занимался развитием своих основных предприятий, литовский бизнесмен не терял интереса к морю. Уже на протяжении долгого времени Генрикас ходит под парусом и участвует в гонках. Даже не из спортивного интереса, а для удовольствия. И интерес к классическим лодкам, сделанным из дерева, также никуда не пропал.
- Я никогда не видел настолько красивой, новой пластиковой лодки, которая сравнилась бы с деревянной, даже старой. Уже не говоря о тех лодках, которые считаются почти произведениями искусства. Я думаю, что сегодня только усиливается потребность в классических лодках, потому что у них есть своя история. Каждое такое судно говорит само за себя. Я не знаю ни одного человека, который этого бы не оценил.
Творчество и педантичность
На верфи в Клайпеде сегодня работают шесть мастеров. Вместе они могут делать по 4-5 судов в год. Чтобы отреставрировать одну лодку требуется в среднем полгода. Генрикас так говорит о своих работниках: "Каждый человек, который работает над судном, особый". Здесь нет лишних людей, все болеют за общее дело. Но, несмотря на то, что руководитель "Memel Werfte" ценит творческий подход в работе, в отношении качества считает себя настоящим педантом.
- Это было понятно еще тогда, когда мы работали над моим фолькботом. С таким же вниманием я отношусь ко всем лодкам, которые мы реставрируем. Не может быть незаконченных деталей, особенно на таких судах. Поэтому мы и говорим, что у наших лодок есть душа. Вот это трудно — изменить мышление при работе. И сейчас не все удается, поэтому некоторые вещи нужно переделывать.
Вопрос качества всегда занимает первое место. Тем более что верфь находится только в начале своего пути, и мастерам из Клайпеды еще предстоит показать многим, на что они способны. Недавно Генрикас вернулся с выставки, которая проходила в Дюссельдорфе. Там "Memel Werfte" представляла свой проект Century Viking. Как студенты, мастера верфи заканчивали работу над лодкой чуть ли не ночью. Но в итоге все оценили их труд. Там же на выставке нашли своих новых хозяев сразу две лодки, одна из них отправится в Москву.
- Труднее всего доказать на этом рынке, что мы что-то можем. Никто в этой отрасли в Европе не поверит на слово. Нельзя прийти и сказать: "Давайте я отреставрирую вашу лодку, у меня есть мастера". Поэтому я и купил суда, над проектами которых мы работали, чтобы показать, на что мы способны. Сейчас у нас уже спрашивают, можем ли мы судно сделать таким же, как наши лодки.
Коллектив верфи использует различные ноу-хау в своей работе. Так, например, сегодня любой, кто заказывает лодку, может в режиме он-лайн посмотреть, на каком этапе находится реставрация или ремонт. Конечно некоторые "знатоки" иногда пытаются в процессе дать какие-то указания, но специалисты "Memel Werfte" уже научились относиться ко всему проще — они просто делают свою работу.
Пока что на верфи делают небольшие моторные лодки. Но для работы с деревом нужен особый подход. К слову, мастера из Клайпеды имеют десятилетний опыт в судостроении. Некоторые даже работали в Германии.
- Эта ниша, где нужны особые инструменты и условия для работы с деревом. А самое главное — это мастер. С пластиком может работать любой, изучивший технологию. Пластик — он не живой, а дерево — живое. И даже если ты берешь простую доску — не факт, что из нее получится фальшборт. Нужно чувствовать дерево, знать, как оно будет себя вести в воде, как будет деформироваться.
О себе же, как о работнике, Генрикас говорит шутя: "Я очень хорошо, полирую и тру. Для этого нужна выносливость".
Основная задача для специалистов верфи сегодня - это добавить в классическую форму современное содержание. Речь идет, прежде всего, о технике. Когда мастера приступают к работе над очередным судном, то его полностью разбирают, чтобы потом восстановить, но уже с использованием современных технологий.
- Труднее всего найти место в классическом старом судне для размещения современной техники. Все потому, что старые суда такого типа строились иначе. Там дань отдавалась не комфорту человека, а ходовым свойствам, особенно у моторных лодок - они были узкие, длинные, поэтому очень быстрые. Они и сейчас могут легко поспорить с современными пластиковыми судами в плане скорости и маневренности.
Сегодня, как считает Генрикас, при строительстве больше внимания уделяется комфорту, меньше – ходовым качествам. По его мнению, нужно использовать те технологии, которые могут улучшить условия пребывания на судне, но при этом сохранить самое лучшее, что есть в каждом классическом судне.
Дело вкуса
Особое место в работе "Memel Werfte" занимает выбор лодки, над которой потом предстоит трудиться. Как говорит Генрикас, проекты могут быть прибыльными, но не интересными. А работа ради работы – не в характере мастеров из Клайпеды. Отношение к делу как к хобби дает возможность выбирать интересные проекты. Так получилось и с судном проекта Chris Craft, которое было построено еще в 1928 году.
- Можно сказать, что мы купили это судно нечаянно. Оно очень редкое. Как только увидели объявление, сразу решили приобрести. Тем более, что человек, который хотел его продать не нашел мастеров в Америке, чтобы его отреставрировать. Пока что это свободный проект. Мы ждем, что появится человек, который заинтересуется им, и мы его сделаем. Но если в течение полугода новый хозяин не найдется, то мы отреставрируем его так, как видим сами.
Как отмечает Генрикас, судя по последним тенденциям на рынке, люди чаще покупают готовый продукт. Все потому, что они могут оценить его, увидеть, потрогать, проверить. Так, например, сейчас на верфи идет работа над еще одним проектом Chris Craft. Снаружи он выполнен в классическом стиле, зато "начинка" у него современная. И несколько людей выказали желание приехать и посмотреть уже готовую лодку.
Еще одним интересным проектом, над которым собирается работать "Memel Werfte" - это яхта 1919 года постройки. Ее подарили Генрикасу с условием, что он займется реставрацией.
- Мой фолькбот я сейчас продаю, потому что мне подарили кораблик из Швеции 1919 года. Это парусная гоночная яхта, которая когда-то на Олимпиаде в Стокгольме заняла второе призовое место. Она сейчас в плачевном состоянии. Это судно не будет очень прибыльным, потому что спортивную лодку при необходимости продать можно будет только энтузиасту. Но это яхта со своей историей.
В принципе мастера "Memel Werfte" могут отремонтировать любую лодку – пластиковую или металлическую. Но предпочтение всегда отдается интересным проектам. Здесь работники верфи могут провести в некотором роде исследование – изучить историю судна, найти чертежи. Для каждой лодки подбирается свое решение, многие детали отбираются специально для конкретного судна. По мнению Генрикаса, если бы верфь была загружена стандартными проектами, то для работы с классическими лодками оставалось бы меньше времени.
Пара слов о будущем
Говорить о перспективах можно уже сейчас. Но цели у главы "Memel Werfte" на ближайшее время вполне конкретные.
- Нужно сделать стабильной работу верфи. В будущем мы планируем продать все свои часы, ведь верфь работает почти как автосервис. Начнем ли мы зарабатывать, это пока неизвестно, главное в минус не идти.
Один из девизов "Memel Werfte" - любая большая работа начинается с мечты. Но что такое мечта сегодня? Не каждый отважится рискнуть ради того, к чему лежит душа. Начать работать с чистого листа сложно и опасно. Но у Генрикаса на этот счет свое мнение.
- Заработок — не являлся целью. Может это помогло мне открыть эту верфь. Я думал о том, что предприятие когда-нибудь окупится, но изначально я смело вложился, потому что понимал - это то, что мне нравится.
Анастасия Судникова