
Для строительства 600 судов, необходимых для выполнения долгосрочной стратегии развития транспортной отрасли страны, по расчетам директора проектной фирмы "Союзпроектверфь" Валерия Киреева потребуются огромные инвестиции и новые судостроительные мощности.
Напомним, что в конце января 2024 года гендиректор ОСК раскрыл стратегию развития: ОСК может выйти на показатели строительства 600-750 судов до 2035 года при уровне господдержки не менее 30% от себестоимости строительства судна. В настоящее время целевой ориентир поддержки составляет 6-8% от себестоимости судна.

"К 2035 году нужно порезать 10 млн тонн железа и собрать из него транспортные суда, чтобы устранить дефицит грузового флота, - рассказал Валерий Киреев.
Допустим, построим заводы, такие, как ССК "Звезда", по 300 тысяч тонн обработки металла в год. Если резать по 300 тысяч тонн в год, надо 7 верфей, шесть — с учетом "Звезды".
Для строительства шести новых верфей, аналогичных "Звезде", необходимо более 2 триллионов рублей. Чтобы их построить, нужно привезти туда около 70 тысяч человек — инженеров, рабочих, которых у нас просто нет.
И надо иметь строительную индустрию, которая может освоить эти 2 триллиона. И такой вывод у нас напросился - это невозможно реализовать".

По словам руководителя "Союзпроектверфи", для развития Севморпути требуется построить до 200 единиц транспортного флота с ледовым усилением. ССК "Звезда" сейчас может строить до 12 подобных судов в год. Продолжать развитие собственных мощностей необходимо, санкции могут коснуться и китайских партнеров.

"Самый быстрый способ начать строить необходимые для Севморпути крупнотоннажные суда, - заявил Валерий Киреев, — привлечь существующие мощности дока имени Велещинского Кронштадтского морского завода, чтобы собирать там суда из насыщенных блоков, поставляемых судостроительными заводами города. Он способен освоить до 35% от необходимой потребности в 200 судов для Арктики".
Кластер или распределенную верфь, как полагает Валерий Киреев, возможно организовать на базе существующих судостроительных мощностей Санкт-Петербурга - "Балтийский завод", "Северная верфь", "Адмиралтейские верфи", "Выборгский судостроительный завод". Подобный вариант потребует минимального переоборудования Кронштадтского морского завода и срока в 2,5 года при минимальных затратах по сравнению со строительством новой верфи. Концепция подобного преобразования уже существует.


Место под вторую верфь, которая могла бы справиться с нарезкой 300 тыс. тонн металла в год, собирать в год порядка 200 тыс. тонн блоков, поставляемых по кооперации, и строить по мнению директора проектной организации до 30 судов ежегодно, рассматривается уже десятилетия — на острове Котлин рядом с комплексом "Моби Дик". Здесь можно разместить три производственных комплекса с девятью стапельными позициями.

Третий вариант — устроить верфь на площадке Большого порта Санкт-Петербурга.

"Занять третий район порта, где можно организовать мегаверфь. Необходимо демонтировать часть острова, который всем мешает уже много лет, обеспечить нормальные выходы с этой верфи, и мы получим по-настоящему серьезное производство. Сюда можно перевести строительство надводных судов. Санкт-Петербург - очень благодатная территория для развития в силу концентрации производства. У нас есть трудовой ресурс, которого нет во всей стране, это самог главное. Поэтому развитию новых судостроительных мощностей в Петербурге - да!", — подытожил Валерий Киреев.

