Капитан дальнего плавания Николай Моисеев, который тридцать лет стоял у штурвала судов типа “река-море” и представлял цвет морского гражданского флота в сотнях зарубежных портов, стал с этого учебного года работать в деканате факультета судовождения. Он вернулся на сушу, но не отказался от профессии. Сейчас он преподает географию водных путей и работает на курсах повышения квалификации в Волжском государственном университете водного транспорта. Когда входит в класс – студенты встают. Сами, просто из уважения к бывалому капитану.
Когда машинистка НКВД – кок, будьте осторожнее
- Вообще у меня никогда не было предубеждения против женщин на корабле. Я и жену с дочкой брал в плавание. Ведь уходили в рейсы месяцев на пять, бывало. И подчиненным своим разрешал своих жен брать на борт. Главное, чтобы спасательных средств хватало. И поварихи у меня работали. Конечно, бывали и романтические истории, когда мои подчиненные увлекались поварихами. Я против не был – любовь это прекрасно. И семьи создавались. Но вот одна повариха мне нервы потрепала. Такая бабулька – все рассказывала, что работала машинисткой в НКВД. Ну, ребята над ней подшучивали, а она обиделась. И вот идем в рейс, а у меня пол-экипажа страдает животом. В ближайшем порту вызвал санитарную службу, проверили камбуз – все чисто. В чем дело? А потом она проговорилась случайно. Оказалось сестра у нее работала переводчиком в Китае и присылала ей разные «волшебные» травки. Вот она их и подсыпала обидчикам.
Путь Николая Моисеева на флот начался с мечты о небе
- Всю юность я мечтал стать военным летчиком, готовился к этому. Ходил в авиамодельный кружок, занимался спортом. Но в летном училище меня забраковали по здоровью - в то время отбор в летные училища был таким же строгим, как в космонавты. Вернулся в Горький расстроенным – мечта ускользнула из рук. Но школьный учитель физики помог Николаю выбрать новый путь. Он мне рассказал, что в Водном институте появился новый факультет «Река-море плавание». И сказал, зная мой характер, что рекомендует мне поступать сюда. У меня крылышки сразу немного поднялись, и я пришел подавать документы. Тут опять незадача – на медкомиссии мне сказали, что не прохожу по зрению. Как так? Я только что проходил летную комиссию и там к зрению претензий не было! Но остановить меня было уже трудно: забрал из военкомата результаты обследования в летном училище, и водники признали – ошибочка вышла. Потом была учеба с речными и морскими практиками, упорный труд. К слову, сессии я сдавал всегда заранее.
«Хороший ты человек, но слишком умный»
После окончания института в 1979 году мне пришлось работать на грузовом теплоход «Сормовский-13» сначала третьим штурманом. Потом было полтора года службы в армии, и продолжил работать на судах во внутренних водах. А потом начались загранплавания. А когда дослужился до старпома, капитан моего судна, видимо, чувствуя конкуренцию в молодом помощнике вдруг неожиданно сказал:
- Коля, а уходи-ка ты на другое судно. Хороший ты человек, но уж больно умный!
В 30 лет я стал капитаном, проработав на флоте 6 лет. Но в полной мере почувствовал, что я настоящий капитан, гораздо позже. Настоящий профессионал сам свой самый строгий судья.
Про морскую качку ходит много слухов
- Мне кажется, про то, что на море всех укачивает и тошнит, ходит больше слухов, и не всегда они верны. Конечно, от качки никуда не денешься. Но со временем к ней настолько привыкаешь, что она на тебя не действует. И меня укачивало поначалу, а потом все прошло. Но, конечно, выносливость к качке есть не у всех – от организма зависит. Были у нас ребята, которые очень хотели учиться и работать на флоте, но в силу физиологии вынуждены были уходить. Самое главное – не открывать сейф таможенникам. У меня особо острых моментов с заграничными службами не было, но товарищи рассказывали о конфликтах с таможней.
Например, они часто пытались заставить капитанов открыть их личный сейф. А в этом сейфе хранятся все секретные коды для закрытой связи. И если они попадают в руки зарубежных служб, уничтожают все коды на всех судах страны и выдают новые. представьте, какая это проблема!
Одному моему товарищу-капитану даже угрожали надеть наручники и арестовать. А он протянул руки и сказал: «Пожалуйста, надевайте. Но Родину не предам». И те удалились несолоно хлебавши.
Провинился – на берег не сойдешь и останешься без машины
- Конечно, в долгих плаваниях всякое случалось. Бывало – хулиганили матросы в портах, сойдя на берег и дорвавшись до зарубежной «красивой жизни». Бывало, и в полицию попадали. Но их всегда защищал капитан. Иначе и быть не могло, я всегда находил аргументы и «отмазывал» своих подчиненных. Ведь капитан для матроса и начальник, и товарищ, и старший брат. Ну, а уж потом на судне у меня свои разбирательства были.
Вызовешь такого на ковер, спрашиваешь – было? Было. Виноват? Виноват. Тогда дружок, не пойдешь ты в увольнительную и машину, как мечтал, не купишь. Действовало, обычно.
Не секрет, что экипажи судов, ходивших в «загранку», привозили домой, где в те годы и электрический чайник было сложно достать, и дефицитную технику, и автомобили. Так что лишить матроса возможности купить иномарку – сурово. Потерял чувство опасности – надо уходить с флота.
- Ответственность у капитана колоссальная. За экипаж, за судно, за груз. И помогает принимать правильные решения, как ни странно – чувство опасности. Ты должен уметь анализировать ситуацию, опираясь на божественное шестое чувство. Когда ты теряешь нюх – надо уходить с флота. Иначе наломаешь таких дров – не приведи Господь. Но бывших капитанов не бывает. В Англии, например, капитанов судов никогда не лишают званий и регалий. Потому, что человек, однажды вставший за штурвал, на всю жизнь привязан к профессии.
Беседовала Татьяна Кузнецова,
фото из архива Николая Моисеева
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+