Машинное отделение объято пламенем, нижние палубы затянуты дымом и нужно срочно решать две задачи — ликвидировать аварийную ситуацию и выводить людей. Моряки отработанными движениями надевают легчайшие дыхательные аппараты "Колибри" и начинают действовать — все, как учили во время тренировок на тренажерах "Бранд-Мастер"...
Это картинка из возможного будущего. На сегодняшний день учебно-тренировочный комплекс для отработки действий во время пожаров на борту кораблей и судов, спроектированный компанией "Бранд-Мастер" еще не имеет воплощения "в железе". Существуют и уже поставлены заказчикам лишь его "сухопутные" собратья. Но потребность в таком оборудовании на морском рынке несомненна, а значит, через какое-то время и этот проект перейдет в стадию практической реализации.
"Корабел.ру" побеседовал с генеральным директором "Бранд-Мастера" Виктором Михневичем и узнал подробности о созданных компанией тренажерах.
Генеральный директор компании "Бранд-Мастера" Виктор Михневич / Корабел.ру |
— Что из себя представляет разработанный вами учебно-тренировочный комплекс и для кого он предназначен?
— Так как мы в первую очередь специализируемся на рынке МЧС, то наши тренировочные комплексы делаются для служб пожарной охраны. Любой пожарный должен быть готов к внештатной ситуации, и, конечно, приобретать и отрабатывать навыки действий лучше всего не во время реального пожара, а задолго до него, на тренировках. Но при этом имитация условий пожара должна быть на высоком уровне, что и обеспечивают тренажеры компании "Бранд-Мастер". В них можно пустить задымление, выставить высокую температуру, добавить побочные световые и шумовые эффекты.
При тренировках пожарному дается на прохождение определенное время, ограниченное запасом воздуха в дыхательном аппарате за плечами. По ГОСТу он рассчитан на 60 минут, но по факту может быть израсходован и за полчаса — все зависит от того, насколько интенсивно человек дышит. Если он сильно устает или волнуется, то тратит больше воздуха. Это еще одна причина, по которой пожарным необходимы такие комплексы для тренировок. Они помогают привыкнуть как к нагрузкам, так и к критическим условиям и потом, в реальной боевой обстановке делать все быстро и спокойно.
Такие тренажеры выпускаем уже давно, наибольшим успехом они пользуются в Москве. Шесть наших комплексов заказал Московский гарнизон пожарной охраны. Они уделяют очень много внимания подготовке своих специалистов, и крайне серьезно подходят к вопросу тренировок. Правильно делают!
Мобильный огневой тренажер для МЧС / Бранд-Мастер, ООО |
— А кроме пожарных служб, на кого еще ориентируетесь?
— В последнее время мы несколько расширили номенклатуру этих изделий. В настоящий момент у нас сделаны два тренажера для горноспасательных служб. Как вы знаете, на шахтах, к сожалению, нередки взрывы и пожары, поэтому горноспасатели тоже должны быть готовы к различным ситуациям. Там свои требования, своя специфика, они решают несколько другие задачи, но тем не менее и их можно отрабатывать в наших учебно-тренировочных комплексах.
Кроме того, мы разработали и произвели огневой тренажер для Октябрьской железной дороги. Два контейнера были переделаны так, чтобы один имитировал горящий локомотив, а другой — горящий плацкартный вагон. Есть проекты, которые пока еще не воплотились в реальность, — это тренажеры пожаров на корабле и на самолете. Проекты эти разрабатывались, исходя из того, что на рынке есть потребность в них. В Европе все крупные аэропорты должны иметь такие тренировочные центры — этого требует стандарты, иначе они просто не будут включены в соответствующую классификацию.
У нас в России, к сожалению, нет обязательного требования к аэропортам иметь такие тренажеры. Поэтому они, в основном, обходятся упрощенными вариантами, где просто имитируется задымление и прорабатывается эвакуация пассажиров. В то время как наш комплекс реально позволяет отработать действия во время горения салона, горения двигателя, горения разлитого нефтепродукта под фюзеляжем. Предложение, которое мы сделали для многих аэропортов, заинтересовало их аварийные службы, но пока вопрос упирается в финансирование.
Бранд-Мастер, ООО |
— Как вы понимаете, нас больше интересует именно морская тематика, поэтому расскажите подробнее про морской тренажер.
— Мне приходилось видеть большие морские тренажерные центры как на Западе, так и на Востоке — в Японии, в Южной Корее. Там имитация корабля тоже делается с помощью составных контейнеров, которые сложены таким образом, что напоминают практически в масштабе один в один большие сухогрузы либо танкеры. Отличие нашего тренажера в том, что он более компактный, соответственно, занимает меньшую площадь и стоит намного дешевле. Он состоит из четырех контейнеров, где имитируется загорание в нескольких местах — в машинном отделении, в трюмном отделении, на камбузе и в кубрике. Кроме того, там предусмотрена имитация пробоины и тренажер борьбы за живучесть. Этот проект полностью прорисован и существует в виде 3D-модели.
Мы предложили этот учебно-тренировочный комплекс ГУМРФ имени адмирала Макарова. Сам вуз уже располагает подобным тренажером от другого производителя. Но в мурманском и архангельском филиалах "Макаровки" таких комплексов нет. При этом для того, чтобы получить полную аттестацию на право готовить в этих подразделениях моряков и специалистов морского дела, тренажер нужен. А если его нет, а значит подготовка идет не совсем квалифицированным образом. То, что предлагаем мы, конкурентоспособный вариант в том плане, что он при высоком качестве исполнения, будет иметь более низкую стоимость.
Бранд-Мастер, ООО |
— А вообще какая специфика у морских тренажеров, в сравнении с сухопутными или самолетными?
— Общая специфика зависит от того, что подготовка морских специалистов производится по международным стандартам. Но есть и частные требования, которые зависят уже от конкретных клиентов. Допустим, в той же "Макаровке" установка следующая: важно отрабатывать действия по тушению пожара на борту, но в случае возникновения угрозы затопления судна грудью на амбразуру мы не бросаемся, а просто покидаем корабль, спасая в первую очередь жизни людей.
При этом у других заказчиков борьбе за живучесть корабля может, наоборот, уделяться повышенное внимание. В Астрахани у компании "Лукойл" существует Центр подготовки пожарных и спасателей, и там как раз делается ставка на отработку спасения корабля.
Есть интересные требования по тренажеру спасения людей на воде при помощи вертолета. Он представляет из себя огромный бассейн, где имитируется ситуация, близкая к возможной ситуации в море: это и волна до полутора метра, и темное время суток, и дождь, и ветер. Условный вертолет зависает над поверхностью воды, опускается спасатель и вытаскивает пострадавшего, находящегося в воде.
Там же можно отработать и другой вариант — когда сам вертолет падает или опускается в воду по причине какой-то неисправности либо сильного потока ветра. В этом случае спасатели превращаются в спасаемых, и они тоже должны быть подготовленными к тому, что нужно покинуть затапливаемый вертолет. Им приходится выдавить окна либо аварийно открыть двери и всплыть на поверхность воды. К этому моменту все по идее находятся в специальных термокостюмах с положительной плавучестью, который позволяет им держаться на воде более суток, даже в холодную погоду, и ожидать помощи.
Такой тренажер тоже есть у "Лукойла" и у ГУМРФ, правда, он иностранного производства. Мы разработали первый и пока единственный в России его аналог. Но вещь это штучная, недешевая, и пока мы не нашли реального покупателя или организацию, заинтересованную в таком тренажере.
Бранд-Мастер, ООО |
— Ваш поиск заказчиков исчерпывается только филиалами "Макаровки" и других вузов или прорабатываются еще какие-нибудь клиенты? Скажем, из мира бизнеса?
— С бизнесом мы, конечно, тоже работаем. Так, сейчас "Бранд-Мастер" находится на субподряде одной проектной организации, которая проектирует для "Газпрома" целый учебный полигон. Этот полигон будет находиться под Истрой в Московской области, и там наше решение заложено в проекте. В том числе тот самый тренажер спасения людей вертолетом — с бассейном. Реализация этого проекта должна была начаться уже в 2017 году, но пока задерживается. В настоящий момент идет его экспертиза. Надеюсь, что в ближайшие годы проект оживет, и мы там приложим свои знания и умения.
— Что еще вы предлагаете для морской отрасли, какие интересные продукты?
— Для морской отрасли мы можем предложить наш новый дыхательный аппарат на сжатом воздухе, который мы делаем уже второй год. Называется он "Колибри", потому что это самый легкий аппарат в своем классе. Вопрос тяжести для спасателей — один из самых принципиальных. Представьте, что люди работают на пожаре на горящем судне и им нужно опуститься на нижнюю палубу или, наоборот, подняться с нижней наверх по лестницам и пролетам. Каждый лишний килограмм за плечами в таких условиях многое значит. Аппарат этот сертифицирован для службы МЧС. В Морской регистр мы пока не подавали заявку, потому что не было явных запросов с этого рынка, но обязательно это сделаем в ближайшем будущем.
— А в целом, как вы оцениваете морской рынок? Судя по вашим ответам, он более консервативный, чем сухопутный. В чем трудности с продвижением на нем?
— Я считаю, что каждое уважающие себя пароходство должно иметь тренажер, пусть не в масштабе танкера, но хотя бы фрагментарно отражающий наиболее опасные моменты возможного возгорания на судне. Это также относится и к образовательным учреждениям морского либо речного профиля.
Бранд-Мастер, ООО |
Что мешает росту спроса на такую продукцию? Наверное, отсутствие или несовершенство соответствующей правовой базы. Если конкретно не прописано требование по наличию такого тренажера, значит, можно его заменить какими-то компенсирующими программами обучения, получить лицензию и работать по упрощенной схеме. Хотя по сути это неправильно. А стремление к такому упрощению, экономии — это следствие второй проблемы: недофинансирование отрасли подготовки кадров.
Беседовал Ренарт Фасхутдинов
Материалы по теме:
Если вдруг случится авария... (интервью с техническим директором "Дайвтехносервиса" Валентином Михайловым)
Службу день и ночь несут (об Архангельском филиале Морспасслужбы Росморречфлота)
Круги и петли, шашки и буи (интервью с гендиректором Муромского приборостроительного завода)
Службу день и ночь несут (об Архангельском филиале Морспасслужбы Росморречфлота)
Круги и петли, шашки и буи (интервью с гендиректором Муромского приборостроительного завода)