Продолжается бурное обсуждение вопросов развития отрасли промышленного рыболовства и путей решения проблем отечественных промысловых компаний. Мы неоднократно предоставляли слово различным заинтересованным сторонам. Однако пока проблемы прибрежного и пресноводного рыболовства оставляли несколько в стороне. Поэтому сегодня речь пойдет о состоянии рыбной отрасли в Северо-Западном регионе с многочисленными озерами и реками, среди которых особое место занимает Ладожское озеро.
Прибрежное рыболовство сейчас находится на подъеме. По данным Росрыболовства, которые приводит "Российская Газета" [1] после спада 1991-1996 гг, когда вылов в водоемах Северо-Запада снизился с 99 до 45 тысяч тонн, а производство товарной рыбы упало с 139 до 6 тыс. т, отрасль пошла в рост. В 2007-2008 годах промысловики вылавливали в пресноводных водоемах 91-103 тысячи тонн рыбы, в 2010-2011 годах уловы выросли до 130-132 тысяч тонн. Начиная с 2014-го, рыбаки осваивают практически 100% квоты. Но и тут есть свои проблемы.
Сколько ловим?
Исторически в Северо-Западном регионе сложились три больших центра рыболовства: Северный центр – это Мурманск, Архангельск и Республика Карелия, которые дают более 70% всей продукции, Западный центр в Калининграде — 20% и Санкт-Петербург и Ленинградская область — менее 10%.
Если говорить более конкретно об уловах, то на Ладожском озере, по данным ФГНУ "ГОСНИОРХ", опубликованным в открытом доступе [2], упадок пресноводного рыболовства в реках и озерах Северо-Запада, который наблюдался с момента распада СССР, постепенно сменяется ростом уловов.
Если проанализировать данные, то средний лов рыбы в Ладожском озере с 1946 по 2010 годы составил 3871 тонну. С 1964 по 1991 годы уловы были выше 4000 тонн, причем в течение 17 лет они превышали 5000 тонн. К 1995-му уловы упали до 2568 тонн. Но, как отмечается в том же документе, это сопряжено не только с переходом страны на новые формы хозяйствования и уменьшением запасов рыб, но и с разрушением существовавшей системы учета вылова.
С 1999 года в Ладожском озере наблюдался рост уловов. К 2002 году показатель достиг 3950 тонн рыбный продукции в год. Затем объемы стабилизировались на одном уровне, а с 2008 года вылов вновь стал расти, достигнув пика в 2014 году, когда в Ладожском озере промысловики добыли 4440 тонн водных биоресурсов – это 97% квоты. Но нужно сделать поправку, что речь идет не о всех водных объектах. Большая часть выловленной рыбы – это так называемые мелкочастиковые рыбы, прежде всего корюшка, тогда как, например, сиговые, лососевые, окуневые, в том числе судак, осваиваются хуже.
Что касается Онежского озера, то за период 2007-2010 гг. общий объем рыбодобычи здесь, по данным официальной статистики, был относительно стабилен, в среднем — 2031 тонн. В 2013 году заявленный вылов в Карелии сократился и составил 1351,8 т (84,3% от общего вылова по озеру), в Вологодской части озера – 231,5 т или 14,5%, в Ленинградской – 19,5 т или 1,2% от общей рыбодобычи на водоеме [3].
Как отмечается, на снижение объемов вылова во многом повлияло существенное сокращение количества индивидуальных предпринимателей, занимающихся промыслом.
При этом во внутренних пресноводных водоемах Ленинградской области промышленное рыболовство осуществляют 66 предприятий различных форм собственности. Вылов водных биоресурсов на одного пользователя колеблется в пределах от 1 до 200 тонн в год.
Что касается добывающего флота, то его основу составляют суда постройки 60-70-х годов и небольшие гребные и моторные лодки. В программе он характеризуется "высоким уровнем физического и морального износа". Более подробно он описан в таблице (по состоянию на 2012 год):
Прибрежное рыболовство в Ладожском озере (по состоянию на 2012 год):
СРБ – средний рыболовный бот
СТБ – стальной траловый бот
ССП – средний сетеподъемник
МСП – малый сетеподъемник
СМН — рыболовный бот
МРБ – малый рыболовный бот
ЛПТ — рыболовный бот
Средние рыболовные тралуеры СРБ-110/105 строились на двух предприятиях Новой Ладоги: на РЭБ рыбколхоза им. Калинина (сейчас "Новоладожской верфи") и на Новоладожском судостроительном заводе, начиная с 60-х годов прошлого века до середины 80-х годов.
Траловые боты проекта ССП пр.211, как и малые сетеподъемники МСП -111 также строили новоладожские предприятия в 70-х – 90-х годах прошлого века.
С начала 90-х годов серийное строительство флота приостановилось. И основной промысловый флот сейчас держится на ремонтах и восстановлениях.
Но старение – это только одна из проблем, которая стоит перед рыбаками. Как отмечается в программе развития [4], основное – это острый дефицит оборотных средств для закупки сетематериалов, топлива и вспомогательных материалов, что в конечном счете приводит к использованию промысловых и производственных мощностей рыбодобывающих предприятий на 10 – максимум 50%. Зачастую (и особенно это распространено в отдаленных районах Ленинградской области) рыболовство до сих пор остается единственным средством заработка населения.
Другая проблема заключается в том, что у рыбопромышленников до сих пор нет законодательно закрепленных мест для доставки уловов, ровно как и нет требований по необходимому оборудованию, оснащению и проч. В сегодняшних "капиталистических" условиях, когда вместо больших рыбколхозов работают артели и различные ИП, выловленная рыба по сути выгружается "где удобно". При этом понятно, что соблюдение санитарных норм вызывает сомнение [1].
Оценивая имеющийся у рыбаков Ладожского озера флот, Валерий Рзянин сказал, что "износ у судов очень большой, многие уже практически непригодны для работы". При этом заказчики не спешат выстраиваться в очередь за новостроем.
Ситуацию комментирует заместитель генерального директора по маркетингу Новоладожского судостроительного завода Дмитрий Калашников: "Рыбаки к нам обращаются регулярно. Но в ответ на наше конкретное коммерческое предложение – тишина. Основная причина банальная – средств на развитие нет, а кредитные деньги очень дорогие. Большая часть малых рыбопромылосвых компаний – это либо частники, семейный бизнес, либо небольшие ИП. И выделить на строительство нового малого или среднего сетеподъеника 5-7 млн рублей они не могут".
Если говорить о ценах готового судна типа СРБ 110/105, включая конструкторское сопровождение, строительство, то его стоимость составит – 19 млн рублей в зависимости оснащения и вооруженности судна.
Но, несмотря на то, что проект неоднократно модернизировался, нужно понимать, что история его идет с 60-х годов XX века. Спецификация, специальное оборудование с тех времен практически не менялись.
Аналогичная ситуация и с средними сетеподъемниками проекта 211, стоимость такого судна в стандартной комплектации ориентировочно начинается от 13 млн рублей.
Сейчас на рынке достаточно много современных проектов малых рыбопромысловых судов. Новоладожский судостроительный завод делает упор на проект малого морского сейнера-траулера КБ "Старлит" проекта СТ-145.
Это судно уже оснащено двигателем Hyundai мощностью 73 л.с. Габариты траулера сравнимы с габаритами ССП пр.211: длина 15 м, ширна 4,2 м, осадка 1,3 м. Судно оснащено современными орудиями лова, средствами навигации и связи. Стомость этого проекта в максимальной комплектации – 25 млн рублей.
При этом Новоладожский судостроительный завод способен выпускать до 10 судов подобного проекта в год, срок строительства одного судна – 5 месяцев.
Рассказывает Дмитрий Калашников: "Как предприятие, которое традиционннно занимается строительством и ремонтом промыслового флота, мы следим за развитием ситуации на рынке. Государство сейчас активно помогает промысловым компаниям, продвигает стимулирующие механизмы для того, чтобы рыбаки строили флот. Но инструменты эти только для крупных компаний с крупнотаннажным флотом. До "малышей" пока руки не дошли.
Поэтому здесь на первый план должны выходить региональные власти. В 2016 году мы неоднократно собирались в правительстве Ленинградской области, присутствовали и предприятия, и сами рыбаки. Коллективно составили несколько программных документов. Но дело пока с мертвой точки не сдвинулось. Не хватает последнего шага – чтобы программу подкрепили конкретным финансированием, доступными кредитами. Мы очень надеемся, что в этом году этот вопрос решится. Тогда и рыбаки будут довольны, и работы всем судостроителям Ленинградской области хватит".
(продолжение следует)
1. Российская газета - Экономика Северо-Запада №6705 (134).
2. Биологическое обоснование прогноза ОДУ в пресноводных водоемах Ленинградской области на 2012 год.
3. Оценка состояния запасов биологических ресурсов и обоснования объемов ОДУ ВБР в пресноводных водоемах (Онежское и Ладожское озера, пр.водоемы) Республика Карелия на 2015 год (с оценкой воздействия на окружающую среду).
4. Ведомственная целевая программа "Развитие рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области на 2013-2015 годы".
Сколько ловим?
Если говорить более конкретно об уловах, то на Ладожском озере, по данным ФГНУ "ГОСНИОРХ", опубликованным в открытом доступе [2], упадок пресноводного рыболовства в реках и озерах Северо-Запада, который наблюдался с момента распада СССР, постепенно сменяется ростом уловов.
Если проанализировать данные, то средний лов рыбы в Ладожском озере с 1946 по 2010 годы составил 3871 тонну. С 1964 по 1991 годы уловы были выше 4000 тонн, причем в течение 17 лет они превышали 5000 тонн. К 1995-му уловы упали до 2568 тонн. Но, как отмечается в том же документе, это сопряжено не только с переходом страны на новые формы хозяйствования и уменьшением запасов рыб, но и с разрушением существовавшей системы учета вылова.
С 1999 года в Ладожском озере наблюдался рост уловов. К 2002 году показатель достиг 3950 тонн рыбный продукции в год. Затем объемы стабилизировались на одном уровне, а с 2008 года вылов вновь стал расти, достигнув пика в 2014 году, когда в Ладожском озере промысловики добыли 4440 тонн водных биоресурсов – это 97% квоты. Но нужно сделать поправку, что речь идет не о всех водных объектах. Большая часть выловленной рыбы – это так называемые мелкочастиковые рыбы, прежде всего корюшка, тогда как, например, сиговые, лососевые, окуневые, в том числе судак, осваиваются хуже.
Что касается Онежского озера, то за период 2007-2010 гг. общий объем рыбодобычи здесь, по данным официальной статистики, был относительно стабилен, в среднем — 2031 тонн. В 2013 году заявленный вылов в Карелии сократился и составил 1351,8 т (84,3% от общего вылова по озеру), в Вологодской части озера – 231,5 т или 14,5%, в Ленинградской – 19,5 т или 1,2% от общей рыбодобычи на водоеме [3].
Как отмечается, на снижение объемов вылова во многом повлияло существенное сокращение количества индивидуальных предпринимателей, занимающихся промыслом.
Малый рыбопромысловый флот / Корабел.ру |
Как и чем ловим?
По состоянию на 1 января 2013 года в Ленинградской области, это последние доступные данные в открытых источниках, [4] было зарегистрировано 85 организаций различных форм собственности, которые занимались добычей водных биоресурсов, их первичной переработкой и последующей реализацией.При этом во внутренних пресноводных водоемах Ленинградской области промышленное рыболовство осуществляют 66 предприятий различных форм собственности. Вылов водных биоресурсов на одного пользователя колеблется в пределах от 1 до 200 тонн в год.
Что касается добывающего флота, то его основу составляют суда постройки 60-70-х годов и небольшие гребные и моторные лодки. В программе он характеризуется "высоким уровнем физического и морального износа". Более подробно он описан в таблице (по состоянию на 2012 год):
Прибрежное рыболовство в Ладожском озере (по состоянию на 2012 год):
Всего единиц | Типы судов | ||||||||||
МРТК "Балтика" | СРБ | СТБ | ССП | МСП | СМН | МРБ | ЛПТ | Гребная лодка | Моторная лодка | Всего | |
1 | 19 | 4 | 15 | 6 | 0 | 0 | 115 | 7 | 4 | 171 |
СРБ – средний рыболовный бот
СТБ – стальной траловый бот
ССП – средний сетеподъемник
МСП – малый сетеподъемник
СМН — рыболовный бот
МРБ – малый рыболовный бот
ЛПТ — рыболовный бот
Средние рыболовные тралуеры СРБ-110/105 строились на двух предприятиях Новой Ладоги: на РЭБ рыбколхоза им. Калинина (сейчас "Новоладожской верфи") и на Новоладожском судостроительном заводе, начиная с 60-х годов прошлого века до середины 80-х годов.
Траловые боты проекта ССП пр.211, как и малые сетеподъемники МСП -111 также строили новоладожские предприятия в 70-х – 90-х годах прошлого века.
С начала 90-х годов серийное строительство флота приостановилось. И основной промысловый флот сейчас держится на ремонтах и восстановлениях.
Но старение – это только одна из проблем, которая стоит перед рыбаками. Как отмечается в программе развития [4], основное – это острый дефицит оборотных средств для закупки сетематериалов, топлива и вспомогательных материалов, что в конечном счете приводит к использованию промысловых и производственных мощностей рыбодобывающих предприятий на 10 – максимум 50%. Зачастую (и особенно это распространено в отдаленных районах Ленинградской области) рыболовство до сих пор остается единственным средством заработка населения.
Средний рыболовный бот на Ладожской верфи |
Другая проблема заключается в том, что у рыбопромышленников до сих пор нет законодательно закрепленных мест для доставки уловов, ровно как и нет требований по необходимому оборудованию, оснащению и проч. В сегодняшних "капиталистических" условиях, когда вместо больших рыбколхозов работают артели и различные ИП, выловленная рыба по сути выгружается "где удобно". При этом понятно, что соблюдение санитарных норм вызывает сомнение [1].
Кто может строить?
Не так давно мы беседовали с директором "Ладожской верфи" Валерием Рзяниным, где вскользь затрагивали тему строительства малого рыбопромыслового флота. Вместо рыболовецкого колхоза имени Калинина работают частные рыбаки, а сама РЭБ занимается в основном строительством пассажирских судов пр. 2105 типа "Фонтанка". Есть у компании и небольшой портфель заказов от рыбаков. Так, в 2016 году "Ладожская верфь" построила три ССП для мурманских компаний.Оценивая имеющийся у рыбаков Ладожского озера флот, Валерий Рзянин сказал, что "износ у судов очень большой, многие уже практически непригодны для работы". При этом заказчики не спешат выстраиваться в очередь за новостроем.
Ситуацию комментирует заместитель генерального директора по маркетингу Новоладожского судостроительного завода Дмитрий Калашников: "Рыбаки к нам обращаются регулярно. Но в ответ на наше конкретное коммерческое предложение – тишина. Основная причина банальная – средств на развитие нет, а кредитные деньги очень дорогие. Большая часть малых рыбопромылосвых компаний – это либо частники, семейный бизнес, либо небольшие ИП. И выделить на строительство нового малого или среднего сетеподъеника 5-7 млн рублей они не могут".
Если говорить о ценах готового судна типа СРБ 110/105, включая конструкторское сопровождение, строительство, то его стоимость составит – 19 млн рублей в зависимости оснащения и вооруженности судна.
Но, несмотря на то, что проект неоднократно модернизировался, нужно понимать, что история его идет с 60-х годов XX века. Спецификация, специальное оборудование с тех времен практически не менялись.
Аналогичная ситуация и с средними сетеподъемниками проекта 211, стоимость такого судна в стандартной комплектации ориентировочно начинается от 13 млн рублей.
Сейчас на рынке достаточно много современных проектов малых рыбопромысловых судов. Новоладожский судостроительный завод делает упор на проект малого морского сейнера-траулера КБ "Старлит" проекта СТ-145.
Это судно уже оснащено двигателем Hyundai мощностью 73 л.с. Габариты траулера сравнимы с габаритами ССП пр.211: длина 15 м, ширна 4,2 м, осадка 1,3 м. Судно оснащено современными орудиями лова, средствами навигации и связи. Стомость этого проекта в максимальной комплектации – 25 млн рублей.
При этом Новоладожский судостроительный завод способен выпускать до 10 судов подобного проекта в год, срок строительства одного судна – 5 месяцев.
Рассказывает Дмитрий Калашников: "Как предприятие, которое традиционннно занимается строительством и ремонтом промыслового флота, мы следим за развитием ситуации на рынке. Государство сейчас активно помогает промысловым компаниям, продвигает стимулирующие механизмы для того, чтобы рыбаки строили флот. Но инструменты эти только для крупных компаний с крупнотаннажным флотом. До "малышей" пока руки не дошли.
Поэтому здесь на первый план должны выходить региональные власти. В 2016 году мы неоднократно собирались в правительстве Ленинградской области, присутствовали и предприятия, и сами рыбаки. Коллективно составили несколько программных документов. Но дело пока с мертвой точки не сдвинулось. Не хватает последнего шага – чтобы программу подкрепили конкретным финансированием, доступными кредитами. Мы очень надеемся, что в этом году этот вопрос решится. Тогда и рыбаки будут довольны, и работы всем судостроителям Ленинградской области хватит".
(продолжение следует)
1. Российская газета - Экономика Северо-Запада №6705 (134).
2. Биологическое обоснование прогноза ОДУ в пресноводных водоемах Ленинградской области на 2012 год.
3. Оценка состояния запасов биологических ресурсов и обоснования объемов ОДУ ВБР в пресноводных водоемах (Онежское и Ладожское озера, пр.водоемы) Республика Карелия на 2015 год (с оценкой воздействия на окружающую среду).
4. Ведомственная целевая программа "Развитие рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области на 2013-2015 годы".