Как известно, право и законодательство должно постоянно следовать и поспевать за экономическими реалиями, иначе оно утрачивает свойство общественной полезности. В области судостроения и судоходства развитие так же не стоит на месте и в эксплуатацию судовладельцев поступают все более необычные и современные модели морского транспорта, часто – быстрые и маломерные.
В соответствии с частью 5 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ), маломерные суда, если они используются в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов РФ, однако, все чаще такой флот используется для коммерческой эксплуатации - перевозки пассажиров, научных исследований, вспомогательной деятельности. Такие суда подлежат регистрации в Государственном судовом реестре и Российском международном реестре судов (далее - «РМРС»).
РМРС предоставляет судовладельцам ставку 0 % по ввозной таможенной пошлине и многим налогам, о чем мы уже немало говорилось в наших предыдущих статьях (читать подробнее >>). Выгода от регистрации очевидна, особенно, если маломерное судно покупается за границей. Однако, не все так просто.
Частью 7 статьи 33 КТМ РФ предусмотрено, что в РМРС могут регистрироваться «самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, построенные российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года». Из грамматического толкования положения следует, что требованиями для регистрации являются: для самоходных судов – наличие двигателя с мощностью не менее 55 киловатт; для несамоходных судов – валовая вместимость не менее 80 тон. Однако, на практике, при регистрации, трактовка иная. Судно, самоходное или нет, должно, одновременно, соответствовать обоим вышеуказанным условиям. Очевидно, что положение части 7 статьи 33 КТМ РФ нуждаются в уточнении во избежание дуалистического толкования и применения.
При этом, изменение положения в КТМ РФ не будет достаточным для того чтобы гарантировать судовладельцам небольших коммерческих судов регистрацию в РМРС. Как следует из статьи 36 КТМ РФ, за государственную регистрацию судов в РМРС и за любые вносимые в них изменения, а также за ежегодное подтверждение регистрации судна в РМРС уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Размер государственной пошлины за регистрацию в РМРС установлен в Налоговом кодексе РФ, а именно в пункте 108 части 1 статьи 333.33. Подпункт 1 указанного пункта устанавливает нижнюю границу валовой вместимости любого судна, с которой определяется размер государственной пошлины за регистрацию: при валовой вместимости судна от 80 тонн. Это означает, что для судов, чья валовая вместимость менее 80 единиц, государственная пошлина вообще не предусмотрена. Это не означает, что они могут регистрироваться бесплатно, так как, как уже было указано в статье 36 КТМ РФ, все регистрационные действия должны оплачиваться. Это лишь значит, что в регистрации подобных судов в РМРС капитаном морского порта будет отказано.
Между тем такой подход представляется необоснованным, так как устанавливаются заведомо неравные условия для маломерных и крупнотоннажных торговых судов, владельцы которых имеет право на использование особого правового режима РМРС, в отличие от владельцев маломерных коммерческих судов. Нарушается принцип защиты наиболее экономически слабой стороны при правовом регулировании отношений и соответственно справедливость правового регулирования как такового.
Исходя из всего вышеизложенного, имеется необходимость внесения изменений в положения Налогового кодекса РФ, с установлением новой нижней границы валовой вместимости для расчета государственной пошлины при регистрации в РМРС судов вместимостью менее 80 тон. В противном случае, имеет место дискриминация владельцев маломерного коммерческого флота, влекущая за собой невозможность использования преференций второго реестра.
Адвокаты адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» намерены подготовить и направить запросы в Федеральную налоговую службу РФ, Министерство транспорта РФ, а также органы законодательной власти с целью обратить внимание на данный пробел в законе, и обеспечить его устранение.
Управляющий партнер АБ СПб «Инмарин»
Старший партнер АБ СПб «Инмарин»