Российский инвестиционный форум, недавно прошедший в Сочи, принес не только выросший процент громких речей о будущем, но и более-менее реальные плоды, в том числе и для судоходной отрасли. Так, в его рамках было заключено соглашение между правительством Удмуртии и компанией "Мечел". Ключевой момент этого соглашения – развитие порта Камбарка.
Порт с доступом к Транссибу
Прежде чем рассказывать дальше, стоит сделать небольшое отступление и объяснить, что это за порт и почему он так важен.
Сама Камбарка – это небольшой городок в Удмуртии. Едва ли наберется тринадцать тысяч жителей. Но вот порт на одноименной реке, расположенный в восьми километрах от городка, для региона имеет ключевое значение. Причем для региона не в границах республики, а в широком смысле. В Камском бассейне это один из крупнейших портов.
На территории порта проложены внутренние железнодорожные пути. Их длина в 3,8 километра позволяет ставить под погрузку одновременно до 60 вагонов. Работы производятся современной техникой – восемью портальными кранами, имеющими грузоподъемность от 5 до 20 тонн. Помимо этого, в портовом хозяйстве находятся три буксира, четыре баржи, два парома и три плавкрана. Общая площадь склада, которой располагает порт, составляет 39 тыс. кв. м.
Что особенно важно, у Камбарки есть отдельная железнодорожная ветка, которая соединяет порт с Транссибирской магистралью.
– Порт Камбарка – один из крупнейших в Камском речном бассейне, и он играет все более значимую роль в экономике Удмуртии. За последний год порту удалось расширить клиентскую базу, улучшить портфель заказов и увеличить загрузку производственных мощностей. В январе-августе 2017 года предприятие обработало 340 тыс. тонн грузов, почти на 80% перевыполнив план погрузочно-перегрузочных работ, – отмечал осенью минувшего года генеральный директор ООО "УК Мечел-Транс" Алексей Лебедев.
Причем здесь "Мечел-Транс"? Все просто – Камбарка является единственным речным портом в составе транспортного дивизиона "мечеловской" империи (есть еще два морских – Посьет и Темрюк). Через него грузы по внутренним водным путям уходят в направлении Балтийского и Каспийского морей, а также Черноморско-Средиземноморского бассейна. В основном, переваливаются уголь, щебень, гипсовый камень, бутовый камень, песок, песчано-гравийная смесь, глинозем и, разумеется, металлопродукция: слябы, заготовка, металлопрокат, различные виды труб.
Выгода – 400 млн рублей в год
Но если с портом в последние годы все было достаточно неплохо, то вот Камбарский район и сама Удмуртия в целом успехами в плане логистики похвастаться не могли. Несмотря на то, что через Каму был построен новый мост, поднять трафик он не помог. Прогнозировалось, что показатели составят около 3 тыс. автомобилей в сутки. Однако эти ожидания не оправдались.
– Модель была рассчитана абсолютно на другой трафик – на 3 тыс. автомобилей в сутки, а у нас на сегодняшний день 1700-1800 в одну сторону получается, – разводил руками и.о. министра транспорта Удмуртии Алексей Горбачев в сентябре 2017 года.
Исправлять ситуацию правительство Удмуртии собирается как раз за счет порта Камбарка – он должен стать важнейшей частью крупного мультимодального логистического центра. Уже готов проект этого комплекса, который будет включать в себя:
- железнодорожный-автомобильный терминал со складом и контейнерными площадками;
- речной порт с водно-автомобильным терминалом, со складами, площадками для контейнеров и генеральных грузов;
- подъездные ж/д пути и автомобильные дороги;
- погрузочно-разгрузочные площадки;
- инженерно-технические коммуникации;
- объекты сервиса (автомобильная стоянка, СТО, АЗС, гостиничный комплекс, медицинский пункт, кафе и магазины, центр связи и др.).
Как поясняют в правительстве Удмуртии, для реализации проекта потребуются инвестиции в размере 15 млрд рублей.
К Сочинскому форуму чиновники подготовили целый ряд презентаций, ключевым среди которых стал как раз проект логистического центра с участием порта Камбарка. Специально к этому событию приурочили и подписание стратегического соглашения между правительством республики и компанией "Мечел".
– Создание такой крупной логистической единицы придаст импульс развитию грузоперевозок внутренним речным транспортом на межрегиональном уровне. Для реализации данного проекта "Мечел" готов предоставить складские площади, всю имеющуюся инфраструктуру, а также перегрузочные мощности порта, – сообщила пресс-служба главы республики по итогам подписания документа.
Ежегодную выгоду от реализации проекта для регионального бюджета чиновники оценивают в 400 млн рублей.
– Развитие порта и его дозагрузка позволит увеличить трафик большегрузных автомобилей. Из-за недостающего трафика ежегодно из бюджета выплачивается по 400 млн рублей недостающей суммы, – заявил на форуме в ходе презентации проекта глава Удмуртии Александр Бречалов.
Порт Камбарка при этом в накладе не останется. Во-первых, он получит неизбежное увеличение грузооборота. А во-вторых, в рамках соглашения ему могут выдать лицензию на разработку нового месторождения ПГС с высоким содержанием гравия.
Материалы по теме:
Бесконечная эпоха роста (об итогах прошлогоднего грузооборота портов России)
На грузинском берегу (интервью с начальником отдела логистики грузинского Батумского морского порта)
Резервы есть, конкурентов нет (о Новороссийском морском торговом порте)
"Такого порта в Европе просто нет!" (о Санкт-Петербургском пассажирском порте "Морской фасад")
Прежде чем рассказывать дальше, стоит сделать небольшое отступление и объяснить, что это за порт и почему он так важен.
Сама Камбарка – это небольшой городок в Удмуртии. Едва ли наберется тринадцать тысяч жителей. Но вот порт на одноименной реке, расположенный в восьми километрах от городка, для региона имеет ключевое значение. Причем для региона не в границах республики, а в широком смысле. В Камском бассейне это один из крупнейших портов.
Порт Камбарка / "Википедия" |
На территории порта проложены внутренние железнодорожные пути. Их длина в 3,8 километра позволяет ставить под погрузку одновременно до 60 вагонов. Работы производятся современной техникой – восемью портальными кранами, имеющими грузоподъемность от 5 до 20 тонн. Помимо этого, в портовом хозяйстве находятся три буксира, четыре баржи, два парома и три плавкрана. Общая площадь склада, которой располагает порт, составляет 39 тыс. кв. м.
Что особенно важно, у Камбарки есть отдельная железнодорожная ветка, которая соединяет порт с Транссибирской магистралью.
Железнодорожный мост в Камбарке / "Википедия" |
– Порт Камбарка – один из крупнейших в Камском речном бассейне, и он играет все более значимую роль в экономике Удмуртии. За последний год порту удалось расширить клиентскую базу, улучшить портфель заказов и увеличить загрузку производственных мощностей. В январе-августе 2017 года предприятие обработало 340 тыс. тонн грузов, почти на 80% перевыполнив план погрузочно-перегрузочных работ, – отмечал осенью минувшего года генеральный директор ООО "УК Мечел-Транс" Алексей Лебедев.
Причем здесь "Мечел-Транс"? Все просто – Камбарка является единственным речным портом в составе транспортного дивизиона "мечеловской" империи (есть еще два морских – Посьет и Темрюк). Через него грузы по внутренним водным путям уходят в направлении Балтийского и Каспийского морей, а также Черноморско-Средиземноморского бассейна. В основном, переваливаются уголь, щебень, гипсовый камень, бутовый камень, песок, песчано-гравийная смесь, глинозем и, разумеется, металлопродукция: слябы, заготовка, металлопрокат, различные виды труб.
Выгода – 400 млн рублей в год
Но если с портом в последние годы все было достаточно неплохо, то вот Камбарский район и сама Удмуртия в целом успехами в плане логистики похвастаться не могли. Несмотря на то, что через Каму был построен новый мост, поднять трафик он не помог. Прогнозировалось, что показатели составят около 3 тыс. автомобилей в сутки. Однако эти ожидания не оправдались.
– Модель была рассчитана абсолютно на другой трафик – на 3 тыс. автомобилей в сутки, а у нас на сегодняшний день 1700-1800 в одну сторону получается, – разводил руками и.о. министра транспорта Удмуртии Алексей Горбачев в сентябре 2017 года.
Новый мост через Каму / Официальный сайт правительства Удмуртии |
Исправлять ситуацию правительство Удмуртии собирается как раз за счет порта Камбарка – он должен стать важнейшей частью крупного мультимодального логистического центра. Уже готов проект этого комплекса, который будет включать в себя:
- железнодорожный-автомобильный терминал со складом и контейнерными площадками;
- речной порт с водно-автомобильным терминалом, со складами, площадками для контейнеров и генеральных грузов;
- подъездные ж/д пути и автомобильные дороги;
- погрузочно-разгрузочные площадки;
- инженерно-технические коммуникации;
- объекты сервиса (автомобильная стоянка, СТО, АЗС, гостиничный комплекс, медицинский пункт, кафе и магазины, центр связи и др.).
Как поясняют в правительстве Удмуртии, для реализации проекта потребуются инвестиции в размере 15 млрд рублей.
Сочинский инвестиционный форум - 2018 / Фонд "Росконгресс" |
К Сочинскому форуму чиновники подготовили целый ряд презентаций, ключевым среди которых стал как раз проект логистического центра с участием порта Камбарка. Специально к этому событию приурочили и подписание стратегического соглашения между правительством республики и компанией "Мечел".
– Создание такой крупной логистической единицы придаст импульс развитию грузоперевозок внутренним речным транспортом на межрегиональном уровне. Для реализации данного проекта "Мечел" готов предоставить складские площади, всю имеющуюся инфраструктуру, а также перегрузочные мощности порта, – сообщила пресс-служба главы республики по итогам подписания документа.
Ежегодную выгоду от реализации проекта для регионального бюджета чиновники оценивают в 400 млн рублей.
– Развитие порта и его дозагрузка позволит увеличить трафик большегрузных автомобилей. Из-за недостающего трафика ежегодно из бюджета выплачивается по 400 млн рублей недостающей суммы, – заявил на форуме в ходе презентации проекта глава Удмуртии Александр Бречалов.
Александр Бречалов, глава Удмуртии / Официальный сайт правительства Удмуртии |
Порт Камбарка при этом в накладе не останется. Во-первых, он получит неизбежное увеличение грузооборота. А во-вторых, в рамках соглашения ему могут выдать лицензию на разработку нового месторождения ПГС с высоким содержанием гравия.
Материалы по теме:
Бесконечная эпоха роста (об итогах прошлогоднего грузооборота портов России)
На грузинском берегу (интервью с начальником отдела логистики грузинского Батумского морского порта)
Резервы есть, конкурентов нет (о Новороссийском морском торговом порте)
"Такого порта в Европе просто нет!" (о Санкт-Петербургском пассажирском порте "Морской фасад")