Но что приводит вещи в движение? Как работает внутренняя система, чтобы все функционировало именно так, как требуется? Прикоснуться к тайне деталей могут далеко не все. За исключением профессионалов, которые создают сложные механизмы с самого начала до их передачи заказчику. Автомобиль, судно, самолет — все это не просто готовый продукт, это целая система взаимосвязанных деталей, размещенных в необходимом порядке и работающих в строгом алгоритме.
Мне представилась возможность проследить жизнь одной простой детали, которая является лишь двадцатой или тридцатой составляющей из целой системы судовой арматуры. Эта система взаимосвязанных механизмов, обеспечивающих движение изнутри.
Можно условно назвать эту возможность - "Жизнь лишь одной части механизма от ее начала до поступления на долгосрочную службу".
Производство судовой арматуры и отдельных элементов судовой вентиляции компании "ПК "МС". На территории завода "Трубосталь" в двух цехах трудятся четырнадцать человек.
Экскурсию по производству мне помог реализовать Олег Иванов, технический директор компании "ПК "МС".
Как это обычно бывает у людей: на всех экскурсиях в новых местах, мы все очень хотим все потрогать, все пощупать, проверить работоспособность, изучить "из чего это все сделано". Так я чуть не взялся за латунную стружку, которая осталась после обработки материалов для будущих деталей. Но Олег тут же меня остановил, предупредив, что латунная стружка сильно режет кожу.
Изначально заготовки для будущих деталей поступают в первый цех — механический. Это помещение со станками, некоторые из них с числовым программным управлением для серийного выпуска продукции. Отсюда начинается жизненный путь деталей.
В механическом цехе есть все средства для первых стадий работ. Преимущественно здесь размещены токарные станки, станки с ЧПУ, но есть так же станок "пила", который нарезает материал до необходимых для заказов размеров.
Любые заготовки, которые приходят в цех, сначала разрезают.
В зависимости от задачи, поставленной перед работниками цеха, подготовленные детали двигаются по цеху от станка к станку.?
В механическом цехе работает Виктор - станочник. Он на пальцах объяснил устройство и работу станка с ЧПУ, за управлением которого я его застал.
Несмотря на то, что Виктор накручивал каждый из фиксаторов на пульте, он утверждает, что панель управления - главная в этом сложном устройстве станка. Именно там загружены все необходимые программы, алгоритмы и процессы, которые можно легко начать и регулировать.
Это основа втулки, которая после изготовления и обработки поступит на флот заказчика. Буквально на моих глазах это были просто разобранные детали, которые ждали своей очереди на столе.
Так выглядит втулка в сборе. Сейчас же ее ждет сборка во втором цехе, соответственно, сборочном.
Практически у каждого станка стоит такая бутылочка с жидкостью — это эмульсия, смесь воды с маслом и мизерной части примеси. Материал поливают эмульсией для того чтобы металл легче резался и сверлился. Другими словами, стал более податлив. Кстати, на производстве мне заверили, что эмульсия легко отстирывается. Так что пачкаться не страшно.
Цехи "ПК "МС" рассредоточены в разных местах территории завода. Вместе с обработанной основой втулки мы движемся в сборочный цех.
В сборочном цехе, куда вместе с нами пришла основа втулки, несколько помещений, похожих на отдельные комнаты. В одной из них работает сварщик, в другой стоит стол с инструментами и тисками. Оттуда играет приятная музыка из радиоприемника.
Нас встречает Михаил, токарь-универсал. Безусловно, это не его профессия, прописанная в трудовой книжке.
В пылу работы, Михаил успевал с удовольствием позировать на камеру.
Михаил работает одновременно с несколькими токарными станками. Пока я был на производстве, он находился в постоянном движении, что-то вычислял в уме, отмерял штангенциркулем.
В этот раз хочу поблагодарить Михаила, что предупредил заранее, чтобы я не совал руки куда не следует. После обработки металла на станке подобная стружка раскалена. Именно поэтому она такого ярко синего цвета.
По соседству от Михаила на фрезерном станке работает Рафик. Он с удовольствием делился сведениями о своей работе, поэтапно рассказывая и наглядно демонстрируя каждое действие.
Рафик признался, что фактически не важно, сколько в диаметре сточит станок. Он просто снимает ненужное.
Меня приятно удивил позитивный настрой коллектива производства. Все они очень дружелюбны и приветливы. Они перемещаются между цехами, помогают друг другу, обсуждают результаты, советуются. Все они утверждают, что они "универсальные работники, которые могут делать все".
Удивительно, что одна деталь проходит каждого участника процесса — каждого работника производства. Получается, коллективными трудом достигаются результаты в виде готовых деталей и запчастей.
Сотрудники "ПК "МС" работают с 8 утра до 17 вечера. За рабочий день можно произвести около 10 полностью готовых втулок.
Рабочее место коллектива. Каждый из этих инструментов используется при изготовлении деталей. В центре - почти готовая втулка |
Перед моим уходом, в сборочном цехе кипела работа. Мы всегда видим лишь готовые продукты, только изредка осознавая, что за каждой вещью стоит труд человека. И чаще всего не одного, а целого коллектива. Именно такие коллективы создают механизмы, которые приводят в движения знакомые нам автомобили, суда, самолеты, поезда.
После моего ухода, втулка в готовом виде поставится на судно заказчику. Она будет лишь частью огромного целого. Лишь маленькой частью, которая заставляет все двигаться.
[Больше фото в галерее ниже]