Здесь не спускают на воду авианосцы и не строят гигантских круизных лайнеров. Тем не менее, на юге России, в Краснодарском крае, название - верфь "Алексино" известно, пожалуй, каждому, кто имеет отношение к судоходной отрасли. Эта вроде бы небольшая судоремонтная верфь сумела занять свою, крайне важную для региона нишу, а заодно, и привлечь внимание таких гигантов, как Volvo Penta и Damen.
Впрочем, небольшая она только по сравнению с гигантами Северо-Запада, а в Азово-Черноморском бассейне это крупнейший судоремонтный комплекс, принадлежащий Группе компаний "Дело". Верфь предлагает услуги докового ремонта и разнопланового обслуживания, восстановления технической готовности надводных кораблей ВМФ РФ, катеров береговой охраны ФСБ РФ, судов портового и технического флота, поднадзорных РМРС и РРР в Новороссийске на берегу Черного моря.
О том, почему без верфи "Алексино" может рухнуть нефтяной рынок и что такое "супермаркет судоремонта", читайте в интервью с генеральным директором предприятия Вадимом Дядюрой.
— Начнем с довольно свежей и довольно весомой по любым меркам истории. В конце января 2018 года на территории верфи "Алексино" открылся сервисный центр Volvo Penta. Расскажите, как готовилось это открытие? Чем оно было продиктовано? И какую пользу должно принести для всех участников?
— Действительно, такой центр открылся. Сейчас мы совместно с региональным Volvo Penta центром заканчиваем реконструкцию эллинга для того, чтобы у нас в Южном федеральном округе появился полноценный ремонтный сервисный блок. Там будет вестись обслуживание, продажа расходных и запасных частей. А в дополнение к этому откроется специализированный класс по обучению механиков тех судовладельческих компаний, у которых есть флот, оборудованный двигателями Volvo Penta. Я думаю, что это произойдет через месяц — полтора. Результатом станет достаточно сильный рывок вперед в плане еще более качественного обслуживания двигателей Volvo Penta.
— В вашем регионе у Volvo Penta большой рынок?
— Безусловно. Это и генераторы, и основные двигатели на судах вспомогательного флота, на судах портового флота, на поисковых катерах всевозможных служб. Плюс достаточно большой рынок частных больших катеров и яхт, которые имеют стационарные двигатели Volvo Penta.
На рынке обслуживания этих двигателей достаточно давно присутствует компания ООО "МИП Лтд" ("Марин энд Индастриал Продакшен Лтд"), которая в настоящее время является авторизованным региональным Volvo Penta центром на юге России. В конце декабря 2017 г. директор этой компании совместно с главой представительства Volvo Penta в России Всеволодом Гавриловым и руководителем автомаркета Татьяной Кузьминой знакомились с деятельностью верфи "Алексино" и признали целесообразным открытие на его территории сервисного центра. Сейчас проект уже начали реализовывать.
— То есть в том числе это польза не только рынку, но и вам?
— Моя идея заключается в том, чтобы отойти от испокон веков существующих на территории России стереотипов выполнения судоремонтных работ. Я ищу что-то новое в этой индустрии и готов рассматривать предложения от любых судоремонтников, с аккумулировать у себя на территории верфи как можно большее количество компаний. Кто-то делает двигатели, кто-то ремонтирует корпуса, кто-то — палубное оборудование. Задача в том, чтобы когда судно, катер, яхта пришли на ремонт на верфь, то в одном месте они смогли бы получить максимальное количество услуг. Вплоть до того, что швейная мастерская, по желанию судовладельца, сможет вышивать на полотенцах членов экипажа их фамилии, имена, отчества и название судна.
Это же очень удобно! Представьте, что у какого-нибудь портового буксира идет плановый доковый ремонт, освидетельствование. И вдруг клиент понимает, что ему надо переложить спасательный плот, проверить огнетушители. Что ж, пожалуйста, вот вам сервисная станция здесь же, на территории верфи "Алексино". То есть, начиная от любых мелочей и заканчивая какими-то крупными проблемами, которые могут возникнуть во время ремонта судна, все делается в одном месте. Это моя задача и как управляющего, и как генерального директора верфи...
— Предоставить спектр услуг.
— Да, собрать всех. Скажу только два слова, чтобы сразу всем все стало понятно, – супермаркет судоремонта.
— Такой европейский подход с опорой на подрядчика.
— Да, безусловно. Причем многое я перенимаю как раз из опыта работы европейских верфей. Я считаю, например, что нам есть чему поучиться у Damen.
— Кстати, про Damen. Они же недавно открыли у вас сервис-хаб?
— Да, я достаточно долго с ними вел переговоры, ездил к ним на верфь, познакомился с менеджментом, они тоже приезжали к нам. И в сентябре прошлого года в ходе выставки "Нева" в Санкт-Петербурге было подписано соглашение об открытии на территории верфи "Алексино" сервис-хаба совместно с компанией Damen.
— Регион непростой, тем не менее они сочли необходимым зайти к вам.
— Опять приведу пример для читателей вашего издания. Покупая "Мерседес", BMW, KIA или любую другую машину, вы получаете гарантийный срок обслуживания этих автомобилей. У Damen теперь такая же политика. Продав кому-то буксир, лоцманский катер или любое другое судно, построенное этой компанией, они обязуются выполнять сервисное обслуживание. И основная цель сервис-хаба Damen на территории верфи "Алексино" — это повысить качество гарантийных работ и ремонта на судах, произведенных компанией, а их в Азово-Черноморском бассейне уже порядка 30 единиц.
— И вы говорите, что в свою очередь, считаете необходимым учиться у Damen.
— Моя задача — перенять лучшее, что есть у Damen, подстроив это под наши российские реалии. А подстраивать приходится, потому что в некоторых моментах их система выполнения работы не совсем согласуется с нашими законами.
— А что вы можете сказать о своих подрядчиках?
— Есть те, кто работают "на коленке" и не применяют каких-то инноваций в своей деятельности. Мы стараемся с ними не контактировать. А вот с теми компаниями, которые стремятся внедрять все современное, начиная от униформы рабочих с нанесенными логотипами до обновленного сварочного оборудования, мы охотно сотрудничаем.
— Изрядная доля ваших заказчиков — это военные. Велика ли доля гражданских заказов?
— Вы знаете, год на год не приходится. Рынок очень плавающий, и даже государственные заказчики в настоящий момент выбирают наиболее приемлемые для себя верфи, где они могут сэкономить. Все будет зависеть от того, какой сервис мы им предложим, кроме ремонта. Это и размещение экипажей во время ремонта, чтобы люди жили не на судах, а в нормальных домашних условиях. Это точки общественного питания. Это какие-то экскурсионные программы — мы их устраиваем для экипажей за счет верфи, пока судно в ремонте. Они едут на знаменитый винзавод "Абрау Дюрсо", посещают дегустационные залы, проводят пикники и вообще не хотят уходить с ремонта (улыбается).
— По поводу конкурентов. Есть ли они у вас? Рассматриваете ли вы в этом качестве крымские предприятия?
— Безусловно, конкуренты есть всегда. Если бы их не было, я бы наверно просто не развивался, сидел бы ровно и понимал, что все равно все клиенты придут ко мне. А так мы регулируем стоимость, вводим какие-то программы по сезонности данной доковой операции. Я за то, чтобы судоремонт, судостроение в Азово-Черноморском бассейне развивалось — это только даст какой-то импульс, толчок для всей этой индустрии в целом.
— Не планируете заниматься судами покрупнее?
— Нет, я занял ту нишу, выбрал тот "продуктовый набор" судов, который мне очень интересен. Большой потенциал у судов портового флота: буксиры, рейдовые катера, лоцманские боты...
— Техфлот.
— Да, в основном, техфлот. Во-первых, они все работают под русским флагом и никуда за границу на ремонт уходить не могут. Во-вторых, мощности нашей верфи ограничивают тоннаж принимаемых судов. Наш судоподъемный кран грузоподъемностью до 450 тонн не позволяет поднимать суда большего водоизмещения. Но для того набора судов, которые работают в Азово-Черноморском бассейне, его возможностей предостаточно.
Кроме того, если я не буду ремонтировать техфлот, остановятся порты. Не занимайся мы буксирами — и некому будет в итоге ставить танкеры на швартовку, соответственно, рухнут продажи нефти. Не ремонтируй мы лоцманские катера — не смогут контейнеровозы заходить в порт под разгрузку. По сути дела, мы, маленькая верфь, имеющая стратегическое значение в Азово-Черноморском бассейне.
— Последний вопрос. Какие операции с судами наиболее запомнились? Понятно, что у вас каждая операция по-своему уникальна. Но что бы вы все-таки выделили?
— Вы правильно подметили, что все операции по подъему судов уникальны. Но, пожалуй, особенно запомнилась работа с батискафом президента нашей страны.
— Это канадский батискаф, да?
— Да, он. Это было на самом деле очень интересно, потому что он имеет нестандартную форму. И нам пришлось делать оснастку для того, чтобы этот батискаф можно было поднять и опустить, пока специалисты делали его настройку. Потом его погрузили на борт судна и увезли в Севастополь, где президент совершал глубоководные погружения.
О том, почему без верфи "Алексино" может рухнуть нефтяной рынок и что такое "супермаркет судоремонта", читайте в интервью с генеральным директором предприятия Вадимом Дядюрой.
Вадим Дядюра, гендиректор "Алексино порт Марина" / Корабел.ру |
— Начнем с довольно свежей и довольно весомой по любым меркам истории. В конце января 2018 года на территории верфи "Алексино" открылся сервисный центр Volvo Penta. Расскажите, как готовилось это открытие? Чем оно было продиктовано? И какую пользу должно принести для всех участников?
— Действительно, такой центр открылся. Сейчас мы совместно с региональным Volvo Penta центром заканчиваем реконструкцию эллинга для того, чтобы у нас в Южном федеральном округе появился полноценный ремонтный сервисный блок. Там будет вестись обслуживание, продажа расходных и запасных частей. А в дополнение к этому откроется специализированный класс по обучению механиков тех судовладельческих компаний, у которых есть флот, оборудованный двигателями Volvo Penta. Я думаю, что это произойдет через месяц — полтора. Результатом станет достаточно сильный рывок вперед в плане еще более качественного обслуживания двигателей Volvo Penta.
— В вашем регионе у Volvo Penta большой рынок?
— Безусловно. Это и генераторы, и основные двигатели на судах вспомогательного флота, на судах портового флота, на поисковых катерах всевозможных служб. Плюс достаточно большой рынок частных больших катеров и яхт, которые имеют стационарные двигатели Volvo Penta.
На рынке обслуживания этих двигателей достаточно давно присутствует компания ООО "МИП Лтд" ("Марин энд Индастриал Продакшен Лтд"), которая в настоящее время является авторизованным региональным Volvo Penta центром на юге России. В конце декабря 2017 г. директор этой компании совместно с главой представительства Volvo Penta в России Всеволодом Гавриловым и руководителем автомаркета Татьяной Кузьминой знакомились с деятельностью верфи "Алексино" и признали целесообразным открытие на его территории сервисного центра. Сейчас проект уже начали реализовывать.
Алексино порт Марина, ООО |
— То есть в том числе это польза не только рынку, но и вам?
— Моя идея заключается в том, чтобы отойти от испокон веков существующих на территории России стереотипов выполнения судоремонтных работ. Я ищу что-то новое в этой индустрии и готов рассматривать предложения от любых судоремонтников, с аккумулировать у себя на территории верфи как можно большее количество компаний. Кто-то делает двигатели, кто-то ремонтирует корпуса, кто-то — палубное оборудование. Задача в том, чтобы когда судно, катер, яхта пришли на ремонт на верфь, то в одном месте они смогли бы получить максимальное количество услуг. Вплоть до того, что швейная мастерская, по желанию судовладельца, сможет вышивать на полотенцах членов экипажа их фамилии, имена, отчества и название судна.
Это же очень удобно! Представьте, что у какого-нибудь портового буксира идет плановый доковый ремонт, освидетельствование. И вдруг клиент понимает, что ему надо переложить спасательный плот, проверить огнетушители. Что ж, пожалуйста, вот вам сервисная станция здесь же, на территории верфи "Алексино". То есть, начиная от любых мелочей и заканчивая какими-то крупными проблемами, которые могут возникнуть во время ремонта судна, все делается в одном месте. Это моя задача и как управляющего, и как генерального директора верфи...
— Предоставить спектр услуг.
— Да, собрать всех. Скажу только два слова, чтобы сразу всем все стало понятно, – супермаркет судоремонта.
— Такой европейский подход с опорой на подрядчика.
— Да, безусловно. Причем многое я перенимаю как раз из опыта работы европейских верфей. Я считаю, например, что нам есть чему поучиться у Damen.
— Кстати, про Damen. Они же недавно открыли у вас сервис-хаб?
— Да, я достаточно долго с ними вел переговоры, ездил к ним на верфь, познакомился с менеджментом, они тоже приезжали к нам. И в сентябре прошлого года в ходе выставки "Нева" в Санкт-Петербурге было подписано соглашение об открытии на территории верфи "Алексино" сервис-хаба совместно с компанией Damen.
Алексино порт Марина, ООО |
— Регион непростой, тем не менее они сочли необходимым зайти к вам.
— Опять приведу пример для читателей вашего издания. Покупая "Мерседес", BMW, KIA или любую другую машину, вы получаете гарантийный срок обслуживания этих автомобилей. У Damen теперь такая же политика. Продав кому-то буксир, лоцманский катер или любое другое судно, построенное этой компанией, они обязуются выполнять сервисное обслуживание. И основная цель сервис-хаба Damen на территории верфи "Алексино" — это повысить качество гарантийных работ и ремонта на судах, произведенных компанией, а их в Азово-Черноморском бассейне уже порядка 30 единиц.
— И вы говорите, что в свою очередь, считаете необходимым учиться у Damen.
— Моя задача — перенять лучшее, что есть у Damen, подстроив это под наши российские реалии. А подстраивать приходится, потому что в некоторых моментах их система выполнения работы не совсем согласуется с нашими законами.
— А что вы можете сказать о своих подрядчиках?
— Есть те, кто работают "на коленке" и не применяют каких-то инноваций в своей деятельности. Мы стараемся с ними не контактировать. А вот с теми компаниями, которые стремятся внедрять все современное, начиная от униформы рабочих с нанесенными логотипами до обновленного сварочного оборудования, мы охотно сотрудничаем.
— Изрядная доля ваших заказчиков — это военные. Велика ли доля гражданских заказов?
— Вы знаете, год на год не приходится. Рынок очень плавающий, и даже государственные заказчики в настоящий момент выбирают наиболее приемлемые для себя верфи, где они могут сэкономить. Все будет зависеть от того, какой сервис мы им предложим, кроме ремонта. Это и размещение экипажей во время ремонта, чтобы люди жили не на судах, а в нормальных домашних условиях. Это точки общественного питания. Это какие-то экскурсионные программы — мы их устраиваем для экипажей за счет верфи, пока судно в ремонте. Они едут на знаменитый винзавод "Абрау Дюрсо", посещают дегустационные залы, проводят пикники и вообще не хотят уходить с ремонта (улыбается).
Алексино порт Марина, ООО |
— По поводу конкурентов. Есть ли они у вас? Рассматриваете ли вы в этом качестве крымские предприятия?
— Безусловно, конкуренты есть всегда. Если бы их не было, я бы наверно просто не развивался, сидел бы ровно и понимал, что все равно все клиенты придут ко мне. А так мы регулируем стоимость, вводим какие-то программы по сезонности данной доковой операции. Я за то, чтобы судоремонт, судостроение в Азово-Черноморском бассейне развивалось — это только даст какой-то импульс, толчок для всей этой индустрии в целом.
— Не планируете заниматься судами покрупнее?
— Нет, я занял ту нишу, выбрал тот "продуктовый набор" судов, который мне очень интересен. Большой потенциал у судов портового флота: буксиры, рейдовые катера, лоцманские боты...
— Техфлот.
— Да, в основном, техфлот. Во-первых, они все работают под русским флагом и никуда за границу на ремонт уходить не могут. Во-вторых, мощности нашей верфи ограничивают тоннаж принимаемых судов. Наш судоподъемный кран грузоподъемностью до 450 тонн не позволяет поднимать суда большего водоизмещения. Но для того набора судов, которые работают в Азово-Черноморском бассейне, его возможностей предостаточно.
Кроме того, если я не буду ремонтировать техфлот, остановятся порты. Не занимайся мы буксирами — и некому будет в итоге ставить танкеры на швартовку, соответственно, рухнут продажи нефти. Не ремонтируй мы лоцманские катера — не смогут контейнеровозы заходить в порт под разгрузку. По сути дела, мы, маленькая верфь, имеющая стратегическое значение в Азово-Черноморском бассейне.
Алексино порт Марина, ООО |
— Последний вопрос. Какие операции с судами наиболее запомнились? Понятно, что у вас каждая операция по-своему уникальна. Но что бы вы все-таки выделили?
— Вы правильно подметили, что все операции по подъему судов уникальны. Но, пожалуй, особенно запомнилась работа с батискафом президента нашей страны.
— Это канадский батискаф, да?
— Да, он. Это было на самом деле очень интересно, потому что он имеет нестандартную форму. И нам пришлось делать оснастку для того, чтобы этот батискаф можно было поднять и опустить, пока специалисты делали его настройку. Потом его погрузили на борт судна и увезли в Севастополь, где президент совершал глубоководные погружения.
Материалы по теме:
Вторая жизнь "профессора" научного флота (о модернизации судна "Профессор Логачев" на Канонерском СРЗ)
Крымский судоремонт – разжать тиски (интервью с директором компании ООО "Ювас Транс")
Судоремонт в тени "Автоваза" (интервью с гендиректором Тольяттинского СЗ)
Судоремонт в тени "Автоваза" (интервью с гендиректором Тольяттинского СЗ)
Полжизни на благо астраханского судоремонта (очерк о Петре Шурекове)