ЛСП "Северный полюс": в новый путь

Совсем недавно морской блогер Виктория Корабеловна побывала на ЛСП "Северный полюс". Это по-настоящему уникальное судно готовилось к новой экспедиции и скоро должно было уходить из Мурманска, но нам дали возможность пройтись по нему и запечатлеть самые интересные моменты. Из первых уст, от членов экипажа, рассказываем о современной по сути научной станции с возможностью самостоятельного перемещения.
ЛСП "Северный полюс"
ЛСП "Северный полюс" / Фото: ААНИИ

Первое знакомство с ЛСП

 

Красота и технический уровень судна захватывают буквально с первых шагов. Форма корпуса, уникальный пропульсивный комплекс, ВРК, обводы, вертолетная площадка и масса научного оборудования – что ещё нужно для формулы успеха научной вылазки? Конечно, сплоченная команда и недюжая выносливость. Ведь арктическая экспедиция может длиться несколько лет, там нет привычной нам цивилизации, инфраструктуры, зато белая пустыня таит немало вызовов, требует закаленного характера и... знаний.

Начальник отдела океанологии ААНИИ Кирилл Фильчук / Фото: Корабел.ру
Начальник отдела океанологии ААНИИ Кирилл Фильчук / Фото: Корабел.ру

"Каждый в рейсе готов к трудностям и понимает, что экспедиция – это не только научные исследования, но и, например, как сейчас, физическая работа: загрузка продуктов, перемещение каких-то агрегатов, иная помощь. Скажу, что ЛСП мне по духу. Это отличное судно, хорошо оснащенное, пусть и не без мелких недочетов. В прошлом рейсе "Северный полюс" стал моим домом на 20 месяцев, и я этого не забуду никогда, ведь то был первый рейс этого уникального судна", – рассказывает начальник отдела океанологии ААНИИ Кирилл Фильчук, а также начальник экспедиции "Северный полюс-41".

Виктория Корабеловна на ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру
Виктория Корабеловна на ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру

В скором времени замечаем, что на судне, и вправду, идёт большая работа: через 24 часа ЛСП "Северный полюс" отчалит, и надо подготовиться. Лишь некоторые из сотрудников, не торопясь, прогуливаются по своим делам с чашечкой чая или кофе в руках. Но, как отметил наш собеседник, буквально вчера они были в такой же рабочей одежде, как и он сам. А сейчас просто другие задачи в приоритете.

ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру
ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру

"Нет такого в арктической экспедиции, что если ты ученый, то только изучением занимаешься. Да и люди у нас подбираются, которые понимают, что исключительно кабинетной работы тут не будет", – добавляет Кирилл Фильчук, и мы расходимся.

Цель – капитанский мостик. Но прежде, чем попасть туда, решаем пройти через всё судно от палубы до машинного отделения и жилых помещений. В процессе ещё раз убеждаемся, что на ЛСП кипит работа: прямо при нас грузили поддоны с бутилированной водой и провизию.

ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру
ЛСП "Северный полюс", шлюпка / Фото: Корабел.ру

По ходу следования нам попадаются ангар для научных исследований, сварочный пост, палубная мастерская, спасательные шлюпки. Мы ещё не в Арктике (да и, к сожалению, там не окажемся), но через иллюминатор всё-таки уже можем полюбоваться открывающимися красотами, и делаем это. Мурманск приветливо отвечает нам грядой холмов и отдыхающих по ту сторону берега судов.

Виктория Корабеловна отправляет журнал по почте Деда Мороза / Фото: Корабел.ру
Виктория Корабеловна отправляет журнал по почте Деда Мороза / Фото: Корабел.ру

За следующей дверью встречает аллея Славы полярников. В помещении для отдыха расположились стенды с историческими заметками и портретами известных исследователей, а также несколько гитар и даже шахматная доска. Отдыхают тут точно с музыкой. Оставляем в контейнере под грифом "Почта Деда Мороза" журнал "Корабел.ру" и двигаемся дальше.

На атомном ледоколе "Урал" / Фото: Корабел.ру
На ЛСП "Северный полюс", закладная доска  / Фото: Корабел.ру

Стандартная каюта на ЛСП "Северный полюс" на вид довольно комфортная: удобный стол, шкаф, кровать, настенные часы, есть иллюминатор, освещение не раздражает, а способствует комфортному отдыху или рабочему процессу. Также мы заметили телефон для связи, прикрепленный к стене телевизор, пульт управления кондиционером и множество других полезных мелочей. Внутри каюты есть достаточно удобная санитарная комната.

Стандартная каюта на ЛСП
Стандартная каюта на ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру

ЛСП "Северный полюс" – судно обжитое. То там, то тут встречаются какие-то картины, фотографии, даже чье-то художественное творчество. На этот раз дорога приводит нас в радиопост.

"Моя основная задача – наличие бесперебойной связи на судне. Слежу за всем радионавигационным оборудованием, провожу его техническое обслуживание, профилактику. Первый раз на ЛСП попал в прошлом году в августе. Эта – моя вторая экспедиция. День мой начинается с 8:00, далее в 9:00 первая передача научных данных, в 15:00 вторая, в 21:00 третья и последняя связь в 3:00. Отмечу, что все члены экипажа и научные сотрудники снабжены рациями, а также в нашем распоряжении есть цифровые радиостанции: выдаются только при массовом выходе на берег для серьезных работ. На специальном экране у себя я могу отслеживать эти радиостанции и видеть перемещение команды", – раскрывает особенности своей работы помощник капитана по радиоэлектронике Роман Шугин.

ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру
Помощник капитана по радиоэлектронике Роман Шугин / Фото: Корабел.ру

Также помощник рассказал нам, как в первый раз увидел белого медведя, и что в экспедиции они встречаются довольно-таки часто, но это не является чем-то из ряда вон выходящим. Первая научная служба Романа на ЛСП продлилась 10 месяцев, основным достижением за это время считает отсутствие сбоев в работе радионавигационного оборудования. Как и многие, кто надолго удаляется от большой земли, порой он скучает по родине и всегда рад вновь вернутся в Россию и встать ногами на твердую землю.
 

В экспедиции как в экспедиции
 

Пока изучаем судно, наступает обед. На камбузе быстро собираются экипаж и учёные, но нас в первую очередь интересует, при помощи чего готовят. Оборудование здесь, как оказалось, стандартное, как и на всех судах, но, что очень порадовало, российского происхождения. Как минимум на холодильном шкафе был замечен лейбл отечественной компании, поставляющей судовое оборудование. Также заглянули на склад и увидели полные продуктов полки. Здесь были даже арбузы. Но под конец экспедиции, говорят, из фруктов остаются в основном только яблоки. В камбузе долго не задерживаемся и двигаемся дальше.

ЛСП "Северный полюс", камбуз / Фото: Корабел.ру
ЛСП "Северный полюс", камбуз / Фото: Корабел.ру

"Как вы правильно поняли, сейчас мы все тут находимся на этапе активных сборов к 42-й экспедиции. Перед отходом обязательно будут власти, пресса, да и в принципе, нашим судном интересуются все без исключения, в том числе иностранцы. Особенно, когда мы проходим мимо Европейских стран. Но вскоре нас ждет Арктика и работа. Она действительно непростая, и действительно людям бывает непросто долго находится в замкнутом пространстве, но я бы не сказал, чтобы кто-то тут всерьез на что-то жаловался. Всё-таки и учёных, и экипаж подбирают. У меня, например, 25-летний опыт плаваний, а капитан наш вообще с 20 лет на море", – повествует старший помощник капитана Платон Дульман.
 

Старший помощник капитана Платон Дульман / Фото: Корабел.ру
Старший помощник капитана Платон Дульман / Фото: Корабел.ру

Пока обсуждаем особенности организации труда в экспедиции, переходим вместе к осмотру сауны и купели. Да, на ЛСП нет бассейна, зато есть купель, куда набирают забортную воду. Как рассказал нам Платон Моисеевич, баню здесь и купания любят практически все. Также он отметил, что ученые, особенно те, кто первый раз оказывался на ЛСП, с большим вдохновением и радостью воспринимали судно. Ведь до постройки "Северного полюса" арктические экспедиции проходили исключительно на льдинах в спартанских условиях. На вопрос о том, кто главный на судне, Платон Моисеевич поясняет, что у исследователей есть начальник и замначальника экспедиции, а у экипажа капитан и непосредственно он в роли его правой руки.

ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру
ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру

"Про судно могу сказать, что построено оно хорошо. Спасибо Адмиралтейским верфям. Отделка на уровне, у всех удобные одноместные каюты. Из интересного могу добавить, что каждому члену экипажа при заселении на судно выдают 80-литровый баул со всей необходимой одеждой, оборудованием для работы и жизни в условиях Арктики. Я много где работал, но такого уровня снабжения нигде не видел. Кстати, экипаж на ЛСП потихоньку молодеет. У нас, например, есть два матроса 2002 и 2003 годов рождения с образованием штурманов. Отличное ребята с достойным образованием", – знакомит с судном старший помощник капитана Платон Дульман.

ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру
ЛСП "Северный полюс", комната отдыха / Фото: Корабел.ру

Побывав в спортзале и убедившись в том, что им пользуются, прощаемся со старшим помощником и приходим во "владения" главного механика ЛСП "Северный полюс" Константина Бирули в центральный пост управления. С НЭС знаком с момента его строительства, первый раз на нём оказался 1 февраля 2022 г., когда пароход был ещё серого цвета, недостроенный. Первое впечатление Константина Сергеевича от судна было необычным. Механик помнит, как запускали главный двигатель, тестировали оборудование, а верфь предъявляла оборудование Регистру и заказчикам. На судно решил пойти работать, когда узнал о строительстве ЛСП, до этого работал на НЭС "Академик Фёдоров". Кстати, "Академик Фёдоров" в этой экспедиции поможет "Северному полюсу" дойти до места, обеспечит вморозку парохода.

Главный механик ЛСП
Главный механик ЛСП "Северный полюс" Константин Бируля / Фото: Корабел.ру

"В машинной команде работает четыре человека: я, электромеханик, второй механик и моторист. На старых судах подобного класса в машине работало более 10 людей. Все это заслуга высокого класса автоматизации. Самое трудное в экспедиции – разлука с домом. Как ни крути, все равно скучаешь. Но интересного тоже много. В прошлой экспедиции к нам, например, приходила медведица с подросшими медвежатами, а молодой медведь погрыз научное оборудование. Пришлось его отогнать судовым гудком", – делится впечатлениями от работы Константин Бируля.

Машинное отделение

 

Сердце любого судна или корабля – машинное отделение. Экскурсию по нему специально для "Корабел.ру" провел второй механик.

ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру
ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру

Первым делом расскажем про главный двигатель. На ЛСП "Северный полюс" это среднеоборотный нереверсивный дизельный двигатель с турбонадувом от Wartsila мощностью 4200 кВт.

На атомном ледоколе "Урал" / Фото: Корабел.ру
На ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру

Также судно располагает тремя вспомогательными дизель-генераторами от Wartsila мощностью 800 кВт и одним аварийным двигателем на 30 кВт. Для обогрева используется котельная установка из двух термальных котлов мощностью по 1500 кВт каждый.

ЛСП "Северный полюс", главный двигатель / Фото: Корабел.ру
ЛСП "Северный полюс", главный двигатель / Фото: Корабел.ру

Передача на ВРК Z-образная. Винт один, тянущий, поэтому смотрит в сторону носа, может вращаться на 360°. В отделении, где расположился агрегат, отвечающий за ВРК есть всё необходимое: основной шкаф управления, поворотный с тормозными резисторами, перевод на управление из машины. А если автоматика выйдет из строя, ВРК можно управлять даже вручную. Однако класс судна Ark 5 навряд ли позволит льдам нанести ему серьезный урон.
 

Также в машинном отделении помимо ключевых узлов можно найти и механическую мастерскую: оборудована точильным станком, сверлильным и токарно-ферезерным, сварочным аппаратом. Для небольшого ремонта самое то. В роли сварщика, кстати, выступает моторист. 
 

Виктория Корабеловена в машинном отделении / Фото: Корабел.ру
Виктория Корабеловена в машинном отделении / Фото: Корабел.ру

Немного о происшествиях. В прошлом рейсе судно столкнулось с проблемой протечки термальных котлов, но общими усилиями поломка была локализована, а утечка тепла нейтрализована. Дежурить и следить за системой приходилось посменно. Однако в экспедиции всякое может случиться, и экипаж, как и ученые, всегда должны быть готовы встретиться лицом к лицу с трудностями и преодолеть их. А когда вернулись в Санкт-Петербург, уже встали на полный ремонт в Адмиралтейские верфи.
 

Всем в капитанскую рубку
 

Оборудование управления судном, со слов капитана ЛСП "Северный полюс" Сергея Дячкина, – стандартное, такое, которое можно встретить практически на любой выставке "НЕВА". Но есть и свои нюансы – много нового оборудования. Например, вместо стандартных гирокомпасов на судне установлены оптиковолоконные указатели, которые до этого ещё нигде не использовались, а дублирующие их компасы не обыкновенные, а спутниковые. Уникально для такого судна и наличие ВРК и одновременно необходимо, ведь во льдах нужна маневренность.

Капитан ЛСП
Капитан ЛСП "Северный полюс" Сергей Дячкин / Фото: Корабел.ру

"Задача капитана – обеспечение безопасности экипажа, исследователей на льдине и вообще всех, кто находится на судне в экспедиции. Судно всем необходимым для этого располагает. Сейчас мы готовимся к отбытию, потом дойдем до выбранной точки и приступим к исполнению научных задач. Кстати, неверно говорить, что ЛСП вмерзает, так как технически мы просто вплотную швартуемся к льдине. Касательно длительности экспедиции: год вне цивилизации – стандартная история для арктической экспедиции. И, не сомневайтесь, люди сюда действительно отбираются. А любые недопонимания легко решает разговором", – рассказывает капитан ЛСП "Северный полюс" Сергей Дячкин.
 

ЛСП "Северный полюс", рубка / Фото: Корабел.ру
ЛСП "Северный полюс", рубка / Фото: Корабел.ру

Кстати, Сергей Александрович – первый капитан "Северного полюса", и вот теперь он вновь вернулся на судно. Пароход чувствует тонко и относится к нему, как к близкому человеку и считает, что это не "Он", а "Она". Также отмечает, что судно всегда надо хвалить. Возможно именно благодаря такому отношению и, конечно, многолетнему мастерству при переходе из Санкт-Петербурга в Мурманск удалось избежать шторма. Сергей Дячкин провёл судно между двумя циклонами и пришел в порт даже на день раньше.

 

Научная экспедиция "Северный полюс-42"
 

В тот момент, когда вы читаете эту статью, НЭС "Северный полюс" уже чуть более месяца находится в экспедиции (её открытие состоялось 30 сентября 2024 г. в точке с координатами 81°15’ с.ш. 141°15’ в.д.). На этот раз научная программа включает в себя более 50 различных проектов, направленных на изучение изменений природной среды Арктики и оценки степени уязвимости экосистем. Помимо этого анализируется геологическое строение дна Северного Ледовитого океана, а наши ученые определяют, есть ли какие-то предпосылки к дальнейшему уменьшению летнего ледяного покрова. Поможет им в этом современное оборудование, в том числе беспилотные аппараты.
 

ЛСП "Северный полюс" / Фото: Корабел.ру
ЛСП "Северный полюс", друг-помощник, путешествовавший на судне с первой экспедицией / Фото: Корабел.ру

Вернется в Мурманск ЛСП "Северный полюс" скорее всего весной 2026 г.

 

Задавала вопросы: Виктория Корабеловна

Подготовил текст: Петр Щеголихин




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025