Как известно "Кадры решают все". Дискуссии о проблеме "кадрового голода" идут уже не первый год, заводы, а также другие судостроительные и судоремонтные предприятия отрасли страдают от нехватки квалифицированных кадров. Процесс решения этой проблемы у компаний разный, но все они сходятся во мнении о том, что обучить высококвалифицированного сотрудника можно и в процессе работы. Сегодня о том, как дела с кадрами на Выборгском судостроительном заводе Корабел.ру рассказал генеральный директор предприятия - Соловьев Александр Сергеевич.
Генеральный директор "Выборгского судостроительного завода" Александр Сергеевич Соловьев / Фото: Корабел.ру
- Александр Сергеевич, что касается кадров, как обстоят дела на заводе?
- На сегодняшний день с кадрами на "Выборгском судостроительном заводе" дела обстоят неплохо. За полтора года мы наняли практически 400 человек. А еще пять лет назад ситуация была иная: кадров не хватало как на верфях, так и в конструкторских бюро, тогда чувствовалась острая нехватка инженерных кадров: квалифицированных проектантов, инженеров-конструкторов. Могу сказать, что на сегодняшний день ситуация немного стабилизировалась, как на нашем заводе, так и в других организациях, судя по отзывам коллег.
Стоит отметить грамотную политику "Санкт-Петербургского Морского технического университета", который сумел насытить рынок молодыми специалистами. Однако нужно учитывать, что на становление высококвалифицированных кадров еще потребуется время.
После этого все переключились на основных производственных рабочих, потому что в период с 2015 по 2017 года, когда заказов как гражданских, так и военных не хватало на всех, тогда стартовала программа инвестиционных квот по рыболовецким судам. Она привела к тому, что верфи "дрались" между собой за заказы, заключали контракты на условиях, которые позволяли загрузить в первую очередь производство, но не нивелировать разные острые углы, которые появились при строительстве рыболовецких судов впоследствии. Все это привело к тому, что сейчас у нас происходит со всеми рыболовецкими судами на всех верфях.
Год-два назад ситуация поменялась кардинально: практически все верфи заказами загружены, более того – количество потенциальных заказов, даже без учета второй волны квот, опережает мощности российских верфей. На сегодняшний день кадровый голод существует в части основных производственных рабочих. В связи с этим как на выборгском заводе, так и на других верфях начали активнее набирать учеников. На мой взгляд, это правильный подход. В Выборге мы наняли учеников-рабочих только за прошлый год – 230 человек. Имеется в виду для обучения на производстве.
Все они выпускаются на производство со вторым разрядом, а на завод требуются высококвалифицированные кадры, начиная с четвертого разряда. На обучение таких рабочих потребуется минимум два года.
- Сколько нужно на заводе кадров с шестым разрядом, чтобы вам хватило?
- Это – лидеры и много их не нужно. Мне будет достаточно, если на заводе будет несколько сварщиков шестого разряда, потому что они не только высококвалифицированные рабочие, но еще и "центр силы". Именно такие специалисты притягивают к себе всех остальных.
- А какие еще есть "звездные" вакансии в цеху?
- Есть такое не часто встречающееся направление деятельности корпусных цехов на заводах, специалисты которого занимаются правкой корпусных конструкций. То есть после сборки корпуса судна, где-то возникают неровности, нарушается геометрия как-то. Тогда корпус приходится править, а чтобы это делать, нужна очень высокая квалификация. Вот как раз правщик, это очень высококвалифицированная должность.
Траулер "Норвежское море" на Выборгском судостроительном заводе / Фото: "Выборгский судостроительный завод", ОАО
- А где учат таких специалистов?
- Правщиков учат на производстве, а что касается рабочих специальностей - базовое образование можно получить в ПТУ. У любой верфи как в Советское время, так и сейчас есть профильное среднее профессиональное учебное заведение. В Выборге – это Александровский лицей. Но там дают только базовые знания. Конечно, большую и очень важную роль играет опыт работы на производстве, нежели теоретическая подготовка. Так вот, в начале 2021 года у нас было набрано 230 человек. И которых 23 человека сдали на третий разряд. Поэтому следующая задача была – с увеличением объемов работ увеличить и количество основных производственных рабочих.
Напомню, что 10 лет назад, когда я только стал директором, на заводе было 1300 человек, в целом, и около 500 основных производственных рабочих. На сегодняшний день, численность завода на начало апреля составляет 2727 человек. И почти в 2,5 раза выросла численность основных производственных рабочих – 1310 человек. На мой взгляд, это неплохой показатель. Причем, с 890 рабочих до 1310 численность увеличилась за последние полтора года, то есть нам удалось за полтора года набрать практически 400 человек.
- А сколько еще нужно?
- Я думаю, что этого пока достаточно, потому что задача не в том, чтобы просто увеличить численность и рапортовать о том, как у нас все хорошо. Важно еще и работу организовать таким образом, чтобы заводчане работали максимально эффективно. Проще говоря, с увеличением численности основных производственных рабочих должна расти выработка, производственная программа должна быть перевыполнена. У нас, на сегодняшний день, по итогам первого квартала 2022 года ее рост составил 9%. Это достаточно неплохой результат, особенно в нынешней сложившейся ситуации.
Траулер "Норвежское море" на Выборгском судостроительном заводе / Фото: "Выборгский судостроительный завод", ОАО
- Говорят, что сейчас будут останавливаться многие иностранные производства. Насколько Выборгский судостроительный завод готов принять сотрудников на переобучение? Нужно ли вам это вообще?
- Если речь идет об основных производственных рабочих, то судостроительные специальности – это элита элит. Приведу конкретный пример. Полтора года назад мы в поисках сварщиков пытались привлекать специалистов из смежных отраслей. Для пробы привлекли бригаду, которая очень профессионально работала на сварке наземных трубопроводов. К сожалению, ни один из них не смог выполнить нормативные требования, которые предъявлялись заводом и Регистром к сварке судовых конструкций.
Поэтому, если мы говорим о возможности перехода основных производственных рабочих из других отраслей, то для этого людей нужно очень серьезно переучивать и повышать их квалификацию. Это не у всех получается, а еще требует времени и денег.
- Сейчас у заводов ОСК есть обучающие учебные центры, расскажите о вашем?
- Наш обучающий центр был образован год назад. 230 учеников обучаются на базе нашего центра.
- Расскажите, наблюдаете ли вы тенденцию возвращения сотрудников, которые ранее уходили?
- Люди действительно начали возвращаться. Кадровая политика в российском судостроении заключается в том, что количество определенных специалистов ограничено.
К ним относятся:квалифицированные судовые сварщики, сборщики корпусов металлических судов, судовые монтажники и трубопроводчики. А количество специалистов, которые имеют разряд от четвертого и выше еще меньше.
Выбирать приходится из ограниченного количества потенциальных кандидатов.
Так вот логика действий верфей, независимо, входят они в ОСК или нет, заключается в том, что "богатые" верфи переманивают людей с верфей, где уровень зарплаты ниже. Поэтому круговорот квалифицированных специалистов происходит постоянно.
- Получается, это происходит давно уже? Вы принимаете людей обратно?
- Если говорить о заработной плате, то, конечно, она зависит от региона, и на заводах в Петербурге зарплата отличается от, например, Выборга или Астрахани и Калининграда. И получается, что сотрудники ходят буквально ходят верфи к верфи.
Сейчас ко мне начали возвращаться люди, которые в свое время уехали зарабатывать деньги в другие регионы. Недавно, например, к нам вернулся самый квалифицированный сварщик с очень высоким разрядом, который несколько лет назад уехал на Дальний Восток. Все таки организация работы, удовлетворение от нее тоже имеет большое значение. Так вот, он вернулся в Выборг, потому что он больше удовлетворен условиями работы на Выборгском судостроительном заводе, чем на бывшем своем месте работы.
Траулер "Норвежское море" на Выборгском судостроительном заводе / Фото: "Выборгский судостроительный завод", ОАО
Тоже самое происходит сейчас и по другим направлениям, потому что люди, которые в свое время переехали в Петербург, где зарплаты на 15-20% были выше, чем в Выборге, тоже начали возвращаться обратно. Отчасти потому, что на заводе изменилась структура формирования зарплат, а отчасти потому, что объемы работ где-то падают, где-то растут. Ну и репутация "Выборгского судостроительного завода" тоже имеет значение.
- На каждом заводе руководящий состав включает в себя различные обязанности. У всех разная структура. расскажите, как с этим на "Выборгском судостроительном заводе"?
- ОСК за это взялось достаточно плотно, и все организационные структуры предприятий,внутри корпорации, унифицируются. Например, решили, что не должно быть технического директора, должен быть только главный инженер. Кроме того, на заводах ОСК отсутствует должность "коммерческий директор". - Что касается заводоуправления. Сколько человек там сейчас работает, и есть ли нехватка? Намного ли проще набирать людей?
- Нехватки в этом сегменте нет, да и набирать людей проще. Стоит сказать, что в первом полугодии я провожу сокращение фонда оплаты труда непроизводственному персоналу, то есть офисным сотрудникам, на 10%. Выручку приносят только основные производственные рабочие, по определению. Все остальные: строители, закупщики, бухгалтерия, юристы – только тратят.
Есть производительность труда, которая касается всех, не только ОПР. И везде ее нужно повышать. Производственную программу, надеюсь, мы не только выполним, но и перевыполним. Кроме того, в планах увеличить в два раза выручку, как основной показатель эффективности деятельности предприятия.
Траулер "Маточкин" / ВСЗ
- Департамент ОСК у вас тоже был?
- Департамент ОСК у нас на заводе есть. У меня в частности есть отдельный заместитель по развитию производственной системы.
- На каждом заводе ОСК есть такой представитель. Приносят ли они пользу Департаменту?
- Конечно, приносят. Потому что необходимость повышения производительности труда - это реальная необходимость. Над этим надо работать как и над логистикой внутренних перемещений на заводе. Производственная система - достаточно многоплановая сфера, которая которая всегда присутствовала на любом заводе в Советском союзе и отвечал за нее всегда главный инженер. Это было неотъемлемой частью работы любого предприятия.
- Мы находимся в "Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете". Расскажите, как вы сотрудничаете.
- Три года назад в СПбГМТУ по целевому направлению от Выборгского судостроительного завода на факультете Кораблестроения обучалось одновременно 63 человека. Из них на заводе осталось 15-20%, потому что борьба за кадры идет не только в части основных производственных рабочих, но и в части талантливых ребят-выпускников, инженеров. И очень многие оседают в питерских конструкторских бюро. Но так или иначе на сегодняшний день на Выборгском судостроительном заводе эту проблему удалось решить. На данный момент у нас нет серьезного кадрового голода по части конструкторов и инженеров.
- Есть еще и в Выборге колледж, с которым вы сотрудничаете?
- У нас основная проблема с кадрами возникла, когда мы начали заниматься Гособоронзаказом. Возникло большое количество нюансов и вопросов, которые специфичны и требуют практического опыта. Это касается, например, финансово-экономического блока. Потому что вся работа с расчетно-калькуляционными материалами, с подготовкой материалов, с нюансами требует точности работы.
- Как вы начали сотрудничать с колледжем?
- Мы и не прекращали с ним сотрудничать. Еще в Советское время это было специализированное ПТУ, которое занималось подготовкой рабочих кадров для Выборгского судостроительного завода. То же самое сохранилось и сейчас, просто называется теперь Александровский лицей и готовит не только рабочие специальности для завода. Хотя основную массу рабочих мы готовим у себя на заводе, непосредственно на заводе.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+