В минувшую пятницу представители судостроительных предприятий, конструкторских бюро и компаний нефтегазового сектора приняли участие в совещании рабочей группы Полярной комиссии Морского совета при правительстве города Санкт-Петербург. В ходе встречи специалисты обсудили несколько вапросов, важнейшим из которых явлется создание в Петербурге Арктического кластера, передает пресс-служба Крыловского ГНЦ.
Проводивший совещание президент ГК "Транзас" Николай Лебедев отметил, что деятельность рабочей группы "Промышленность", направленная на создание арктического кластера должна быть максимально бизнес-ориентирована. В этом же ключе выступали другие участники форума. В частности, директор департамента развития нефтегазодобычи на шельфе ОАО "НК "Роснефть" Андрей Коныгин в своем выступлении подчеркнул, что компания уже озвучила свои потребности в морской технике для освоения шельфа. Информация передана в Минпромторг РФ.
У нефтяной компании существуют определенные претензии к отечественной судостроительной промышленности. Например, по словам Коныгина, на российских верфях "маленькие листы и дорогая сварка". Дело в том, что листы металла, из которых собираются корпуса морской техники, имеют меньшую площадь по сравнению с зарубежными аналогами, соответственно, объем сварки увеличивается, а сварка - процесс дорогостоящий. Снижение стоимости сварочных работ связано с совершенствованием технологий. Как отмечают в Крыловском научном центре, на решение этих вопросов ориентированы все основные стратегические документы судостроителей, в том числе, госпрограмма развития судостроения и разрабатываемая стратегия ОСК.
Одной из наиболее широко обсуждаемых тем стал вопрос локализации. Локализация в этой сфере судостроения принципиальным образом связана с созданием арктического кластера. Много говорилось о процедурах переноса производства ведущих мировых компаний в Россию, в частности, в Санкт-Петербург. Однако, по мнению представителей Крыловского научного центра следует выделять два варианта или два возможных и даже параллельных пути локализации.
Как отметил в своем выступлении заместитель генерального директора Крыловского ГНЦ Евгений Апполонов, первый путь повторяет то, что уже пройдено Россией в сфере автопрома - создание сборочных производств. Этот процесс, безусловно, имеет значение для страны, но и другой процесс не менее важен. Именно на нем заострил внимание собравшихся заместитель генерального директора крыловского ГНЦ.
В рамках госпрограммы делается упор на создание опережающего научно-технического задела, что поддерживается государством в лице Минпромторга РФ. Наличие опережающего НТЗ позволяет говорить об увеличении доли российского инжиниринга в создании объектов морской техники, прежде всего, в арктическом исполнении.
В программных стратегических документах - в госпрограмме развития судостроения до 2030 года, в стратегии развития ОСК - говорится о том, что одной из ключевых задач является существенное увеличение доли российского инжиниринга и постепенное доведение его до 100% Российский инжиниринг подразумечает осуществление проектирования объекта силами российских компаний. Российская компания, имея хорошие связи с другими российскими партнерами, может обеспечить их привлечение к работам по созданию какого-то конкретного объекта.
В первую очередь, речь идет о судовом оборудовании, которое составляет 65-70% от стоимости объекта. Если на создание корпуса уходит около 30% средств, то весь оставшийся их объем идет на поставку оборудования различного вида - энергетического, навигационного, бурового, добычного, на технологические комплексы по переработке нефти и газа. Подключение к этим поставкам российских компаний и есть главная задача, которая позволит в значительной степени поднять российское судостроение, обеспечив ему соответствующий авторитет и прибыльность деятельности.
Евгений Апполонов подчеркнул, что это особенно важно для Санкт-Петербурга, являющегося центром судостроительной промышленности, и сосредоточившего в своей черте не только судостроительные мощности, но и многочисленные заводы по производству судового оборудования.
"Если мы будем развивать эту часть локализации, - подчеркнул Евгений Апполонов, - то сможем подготовить условия для успешного функционирования российских и петербургских компаний, готовых принять активное участие в создании морских объектов. Таким образом, задача по формированию на нашей территории арктического кластера, поставленная губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко, будет эффективно выполнена".
В выступлениях участников совещания, представителей компаний "Малахит", "Северная верфь" и др., также звучала мысль о том, что судостроительная промышленность города весьма заинтересована в развитии арктического кластера, для чего готова сотрудничать с потенциальными заказчиками морской техники.
Инициатива в освоении шельфа переходит к компании "Роснефть", и, надо надеяться, что шаги, предпринимаемые компанией, приведут к дальнейшему развитию судостроительной промышленности, к получению сложных технических заказов.
Роль Крыловского научного центра в этих процессах хорошо понимают в рабочей группе Полярной комиссии Морского совета. Крыловский центр готов взаимодействовать с "Роснефтью", и, по словам Евгения Апполонова, уже имеются договоренности о ближайших конкретных шагах по развитию такого сотрудничества.
У нефтяной компании существуют определенные претензии к отечественной судостроительной промышленности. Например, по словам Коныгина, на российских верфях "маленькие листы и дорогая сварка". Дело в том, что листы металла, из которых собираются корпуса морской техники, имеют меньшую площадь по сравнению с зарубежными аналогами, соответственно, объем сварки увеличивается, а сварка - процесс дорогостоящий. Снижение стоимости сварочных работ связано с совершенствованием технологий. Как отмечают в Крыловском научном центре, на решение этих вопросов ориентированы все основные стратегические документы судостроителей, в том числе, госпрограмма развития судостроения и разрабатываемая стратегия ОСК.
Одной из наиболее широко обсуждаемых тем стал вопрос локализации. Локализация в этой сфере судостроения принципиальным образом связана с созданием арктического кластера. Много говорилось о процедурах переноса производства ведущих мировых компаний в Россию, в частности, в Санкт-Петербург. Однако, по мнению представителей Крыловского научного центра следует выделять два варианта или два возможных и даже параллельных пути локализации.
Как отметил в своем выступлении заместитель генерального директора Крыловского ГНЦ Евгений Апполонов, первый путь повторяет то, что уже пройдено Россией в сфере автопрома - создание сборочных производств. Этот процесс, безусловно, имеет значение для страны, но и другой процесс не менее важен. Именно на нем заострил внимание собравшихся заместитель генерального директора крыловского ГНЦ.
В рамках госпрограммы делается упор на создание опережающего научно-технического задела, что поддерживается государством в лице Минпромторга РФ. Наличие опережающего НТЗ позволяет говорить об увеличении доли российского инжиниринга в создании объектов морской техники, прежде всего, в арктическом исполнении.
В программных стратегических документах - в госпрограмме развития судостроения до 2030 года, в стратегии развития ОСК - говорится о том, что одной из ключевых задач является существенное увеличение доли российского инжиниринга и постепенное доведение его до 100% Российский инжиниринг подразумечает осуществление проектирования объекта силами российских компаний. Российская компания, имея хорошие связи с другими российскими партнерами, может обеспечить их привлечение к работам по созданию какого-то конкретного объекта.
В первую очередь, речь идет о судовом оборудовании, которое составляет 65-70% от стоимости объекта. Если на создание корпуса уходит около 30% средств, то весь оставшийся их объем идет на поставку оборудования различного вида - энергетического, навигационного, бурового, добычного, на технологические комплексы по переработке нефти и газа. Подключение к этим поставкам российских компаний и есть главная задача, которая позволит в значительной степени поднять российское судостроение, обеспечив ему соответствующий авторитет и прибыльность деятельности.
Евгений Апполонов подчеркнул, что это особенно важно для Санкт-Петербурга, являющегося центром судостроительной промышленности, и сосредоточившего в своей черте не только судостроительные мощности, но и многочисленные заводы по производству судового оборудования.
"Если мы будем развивать эту часть локализации, - подчеркнул Евгений Апполонов, - то сможем подготовить условия для успешного функционирования российских и петербургских компаний, готовых принять активное участие в создании морских объектов. Таким образом, задача по формированию на нашей территории арктического кластера, поставленная губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко, будет эффективно выполнена".
В выступлениях участников совещания, представителей компаний "Малахит", "Северная верфь" и др., также звучала мысль о том, что судостроительная промышленность города весьма заинтересована в развитии арктического кластера, для чего готова сотрудничать с потенциальными заказчиками морской техники.
Инициатива в освоении шельфа переходит к компании "Роснефть", и, надо надеяться, что шаги, предпринимаемые компанией, приведут к дальнейшему развитию судостроительной промышленности, к получению сложных технических заказов.
Роль Крыловского научного центра в этих процессах хорошо понимают в рабочей группе Полярной комиссии Морского совета. Крыловский центр готов взаимодействовать с "Роснефтью", и, по словам Евгения Апполонова, уже имеются договоренности о ближайших конкретных шагах по развитию такого сотрудничества.