Что будет, если скрестить хорватский опыт, хорватские технологии, зарекомендованное качество и производственные компетенции одной из известнейших российских верфей — Зеленодольского завода имени А.М. Горького (именно на его базе сегодня работает "Адриа Винч Зеленодольск")? Об этом лучше всего спросить самого директора "АВЗ" Дмитрия Кузнецова. Наш корреспондент побеседовал с ним в ходе летней экспедиции "Корабел.ру" по волжским городам.
— Дмитрий Валентинович, хотелось бы изначально представлять себе, насколько ваше предприятие автономно в своих действиях. В чем вас поддерживают или даже направляют ваши хорватские товарищи, а в чем вы действуете в режиме "свободного плавания"?
— Прежде всего обозначу, что мы — предприятие, недавно возникшее, поэтому на первых порах объективно не можем действовать в полном отрыве от, скажем так, материнской компании. "Адриа Винч" предоставляет нам чертежи и техническую документацию, требуемую для изготовления заказов, мы ее перерабатываем, согласовываем с Регистром. На производственных мощностях Зеленодольского завода имени Горького изготавливаем металлические комплектующие. Из Хорватии приходят ответственные компоненты: электрические двигатели, гидравлика, контрольно-управляющая аппаратура, то есть то, чему сегодня невозможно найти альтернативу в России. После этого наши специалисты занимаются окончательной сборкой готовых изделий, испытаниями, отладкой, поставкой, пусконаладкой.
В поиске конечных заказчиков нас никто не ограничивает. Понятно, что у "Адриа Винч", я имею в виду хорватских коллег, громадный опыт работы на российском рынке, есть прочно выстроенные отношения с верфями и проектными бюро. Не пользоваться этим преимуществом было бы неправильно. Тем более, что у них тоже есть свои соображения — какие заказы требуют прямых поставок из Европы, а какие логичнее реализовывать в Зеленодольске. Например, те проекты, что подразумевают военную приемку, можно передавать нам — здесь есть ощутимый потенциал для роста, потому что иностранная компания на этом направлении будет сталкиваться с известными трудностями.
Кроме того, "Адриа Винч" дает нам рекомендации, исходя из своего опыта, какое оборудование может лучше удовлетворить конечного потребителя, какие электродвигатели работают качественнее и т.д. И, конечно, мы эти советы внимательно выслушиваем и учитываем в своей деятельности. В целом же, "Адриа Винч Зеленодольск" — это совместное татарстано-хорватское предприятие, поэтому все происходит в постоянной координации. Мы, можно сказать, работаем бок о бок.
— А каков уровень локализации на сегодня и планируете ли его увеличивать?
— Сейчас мы получаем из Хорватии те комплектующие, которые уже заданы определенными техническими проектами. Это заказы, которые заключались на первом этапе существования нашей компании, и там уровень локализации порядка 30-35%. Но по мере проработки технической документации, по мере модернизации производства на Зеленодольском заводе имени Горького, приобретения новых станков и обрабатывающих центров процент локализации увеличивается. В тех проектах, которые мы готовы делать сегодня, доля локализации составляет уже до 50%. Сюда входит вся механическая обработка, сборка, испытания, пусконаладка и прочее. Остальные 50% — это покупные комплектующие.
Тем не менее, самими учредителями ставится задача по возможному поиску российских аналогов, по увеличению локализации. Замена дорогих импортных комплектующих выгодно скажется на конкурентоспособности изделий, поэтому и Зеленодольский завод и "Адриа Винч" в этом заинтересованы. Сейчас мы находимся в поиске российских производителей электродвигателей, соответствующих тем требованиям, которые предъявляются рынком и задаются проектантом — "Адриа Винч". Более того, нам оказывает в этом консультативную помощь Объединенная судостроительная корпорация в рамках соглашения о сотрудничестве с холдинговой компанией "Ак Барс", в составе которой и Зеленодольский завод имени Горького и "Адриа Винч Зеленодольск". Вице-президент ОСК Дмитрий Юрьевич Колодяжный дал несколько очень интересных рекомендаций по поиску электродвигателей и редукторов.
Открытие испытательного участка сборки палубного оборудования / "Зеленодольский завод имени А. М. Горького", ОАО |
— Вы сказали, что заказы исполняются на оборудовании Зеленодольского завода. То есть вы арендуете станки?
— Не совсем так. Технически это выглядит следующим образом — мы размещаем заказ на изготовление какого-либо компонента на Зеленодольском заводе имени Горького. И специалисты Зеленодольского завода исполняют наш заказ, причем происходит это в том же цеху, где находятся сборочные и испытательные участки "АВЗ". Поэтому у нас есть по сути открытый доступ как к разработке технологии в технических подразделениях завода, так и к самому производству в цехах. Можно в любой момент подойти, посмотреть, как "крутится" на станке то или иное изделие для нашего оборудования.
Если говорить о перспективе, то сейчас прорабатывается вопрос инвестиций в основной капитал "Адриа Винч Зеленодольск" в виде мехобрабатывающего оборудования, в виде обрабатывающих центров, другого оборудования. Сейчас, на начальном этапе, необходимости в собственном оборудовании нет, поскольку Зеленодольский завод имени Горького" выполняет всю необходимую механическую обработку.
Чтобы вы представляли полную картину, уточню. Наша модель локализации производства современного якорь-швартовного оборудования представляет собой совместное предприятие, у которого два сильных родителя. Это хорватская компания "Адриа Винч" и российская верфь АО "Зеленодольский завод имени Горького". Вы знаете, что это предприятие имеет давний опыт производства палубного оборудования (шпилей, брашпилей), то есть компетенции завода в этой сфере также очень высокие. Завод предоставляет мехообрабатывающее оборудование и квалифицированных специалистов, то есть оказывает не только производственную, не только финансовую, но и интеллектуальную, техническую, технологическую поддержку.
— В чем вы видите свои сильные стороны по сравнению с конкурентами?
— Наши конкуренты — это традиционные российские предприятия, которые изготавливают палубное оборудование. В основном, они ведут эту работу, опираясь на техническую документацию 60-70-80 годов. То есть производимое ими оборудование устарело по своей эргономике, по материалоемкости, по энергоемкости, а кроме того представлено в крайне ограниченном ассортименте. Сколько у них в каталогах якорно-швартовных шпилей? Три, четыре, пять... У "Адриа Винч" счет проектов идет на сотни. Их типовые проекты в процессе изготовления подгоняются непосредственно для того парохода, для того корабля, которому предназначены. Если есть требования по нагрузкам, по тяговым усилиям, "Адриа Винч" готова спроектировать и изготовить оборудование, максимально приближенное к заданным параметрам. Суть в том, что не проектант корабля устанавливает оборудование на разрабатываемый пароход из того, что есть, а поставщик в лице "Адриа Винч Зеленодольск" изготавливает оборудование, исходя из заданных требований.
Мы сталкивались со случаями, когда на корабли, разные по своим размерениям, ставилось одно и то же, допустим, якорь-швартовное устройство с одними и теми же нагрузками. Но как можно ставить шпиль, который предназначен для парохода длиной 150 метров, на судно длиной в 70 метров? Он будет там выглядеть крайне громоздким, занимать дополнительное место на палубе, где могла бы быть размещена другая полезная нагрузка. Почему так происходит? Потому что просто взяли изделие, которое было в ассортименте.
Если мы будем говорить о каких-то других зарубежных конкурентах, то там есть хорошие производители. Но у кого из них есть предприятия в России, которые не выполняют чисто представительские функции, а действительно работают? Если говорить откровенно, мы таких не знаем. Там, где периодически декларируются совместные производства и локализация, зачастую идет либо очень крупная узловая сборка, либо просто переклейка шильдиков.
"Адриа Винч Зеленодольск" в этом отношении компания совершенно прозрачная, мы можем показать, сколько комплектующих купили за границей и на какую сумму изготовили здесь, в России. У нас действительно реализуется проект по локализации производства палубного оборудования. Да, оно изготовлено по иностранным чертежам, но не за границей, а в России.
— Какой последний проект вы выполняли и для кого? И с кем вообще уже идет у вас сотрудничество?
Последнее по времени, что мы делаем, это комплект якорь-швартовных устройств на плавкраны проекта 02690, которые строятся судостроительной фирмой "Алмаз" в Санкт-Петербурге. У нас уже подписан контракт с рыбинским заводом "Вымпел" на поставку якорно-швартовных устройств на морской транспорт проекта 20360М. Мы ориентируемся на всю Россию, на сотрудничество со всеми верфями от Калининграда до Владивостока. Прямо сейчас ведутся переговоры со многими судостроительными заводами — с "Северной верфью", с калининградским "Янтарем", с астраханским заводом "Лотос", с "Восточной верфью", с Ярославским судостроительным заводом и многими другими.
Первый наш заказ — комплект якорно-швартовных устройств для проекта 22100, это патрульный корабль для службы береговой охраны, строящийся Зеленодольским заводом имени Горького". Он еще находится в процессе реализации — в ближайшее время мы ожидаем поставки комплектующих. Кроме того, мы делаем якорно-швартовные устройства и на другие корабли для завода имени Горького.
Непростой, но интересный заказ — разработка спуско-подъемных устройств для скоростных судов проекта А145, которые строятся сейчас на заводе. На каждом из предыдущих судов этого проекта завод сталкивался со сложностью в сертификации спускоподъемных устройств для дежурной шлюпки. Есть определенные жесткие требования — это устройство должно работать при крене-дифференте в 10-20 градусов, то есть в очень экстремальных условиях.
"Адриа Винч" решила этот вопрос, удалось найти такую конструкцию, которая удовлетворяет этим требованиям. Документация в июле была согласована РМРС, и в августе мы уже планируем изготовить это оборудование. В результате мы избавили завод от необходимости поиска таких устройств где-то на стороне и многочисленных согласований, как это было на предыдущих заказах проекта А145.
Мы активно взаимодействуем с рыболовными флотами Северо-Западного бассейна по поставке зарекомендовавших себя на норвежском рынке траловых и других промысловых лебедок разработки "Адриа Винч". Изготовленные в Зеленодольске по хорватским технологиям лебедки получают российское происхождение, и это реальный локализованный продукт. С учетом принятых постановлений правительства по так называемым "квотам под киль", увеличение российского контента в строящихся по инвестпрограмме новых судах за счет этой значимой составляющей позволит российским рыбакам уверенней достигать требуемой доли 30% отечественной продукции от стоимости судна.
Кроме того, наши потенциальные потребители получат сразу комплекс преимуществ локализованных изделий. Во-первых, отлаженную сервисную поддержку и обеспечение запчастями как в России, так и за пределами страны, например, в Норвегии, куда часто заходят рыболовные суда. Во-вторых, положительный опыт эксплуатации и качественный референс-лист используемого оборудования. В-третьих, сжатые сроки производства в России с возможностью использования существующей производственно-испытательной базы Зеленодольского завода имени А.М. Горького.
Поэтому наша активная позиция на российском рынке и ощутимая поддержка материнских компаний вселяют оптимизм и уверенность в успешном развитии нашего совместного производственного предприятия, основная миссия которого – удовлетворение потребности российского судостроения в современном палубном оборудовании.
Беседовал Ренарт Фасхутдинов