Логистика… Еще полтора-два десятка лет назад даже в крупнейших городах никто и не слыхивал такого грозного и конкретного слова. Только-только в домах культуры и скороспелых учебных центрах начали появляться объявления о курсах логистики, а в ВУЗах - семинары.
Что такое логистика, что мы о ней знаем?
Вернемся на двадцать, тридцать лет назад. Что же мы видим? Без модных терминов и сленга – все те же отлаженные транспортные потоки, перебрасывавшие грузы через узловые станции, порты и трассы международного значения.
В пароходствах были ХЭГСы - хозрасчетные эксплуатационные группы судов, отобранных по направлениям с учетом видов грузов. В портах – активно работающие импортные и экспортные отделы. Чем не структурированная вертикаль! Территории и акватории портов грамотно спланированы с учетом местного колорита. И все это без имперских замашек и местечкового снобизма. Но я опять, о том же: о ЛОГИСТИКЕ.
Вспоминая порты двадцатилетней давности, я склоняюсь к тому, что логистика у нас была! Все причалы, склады, контейнерные и ро-ро терминалы были четко структурированы и заточены под определенные грузы и направления. Другое дело, что грузы эти шли в основном нашим «друзьям-коммунистам» типа Кубы, Мозамбика, или прости господи, Никарагуа. Но ведь даже немногочисленный импорт, о котором многие даже и не слышали, приходил в полном соответствии с самыми строгими международными нормами внешнеторговых операций.
И коды ТНВЭД, и правила поставки Инкотермс - все выдерживалось в полной мере. Контейнеры с магнитофонами, женскими сапогами, джинсами и французской парфюмерией, выглядели очень по-западному. Даже те, которые носили гордые надписи: USSR Morflot или SZDU Soviet Railways. А уж контейнеры зарубежных компаний: APL, Sea Land, etc., представляли собой шедевр мирового дизайна для регулярных линий. Какая полиграфия наклеек и стикеров, какой дизайн логотипов! Но ведь и эти шедевры приходили вовремя, вовремя выгружались, правильно и грамотно оформлялись и шли далее по назначению.
Центральные диспетчерские, транспортно-экспедиторские конторы и склады круглосуточно планировали, принимали, направляли и мониторили эти грузовые потоки. Если мне не изменяет память, то ТЭК морского торгового порта Ленинград неоднократно награждалась призами ВДНХ. Ну, помните: Вера Мухина: рабочий и колхозница?
Суда не простаивали под погрузкой. И за простой стивидора, т.е. порт или отдельный грузовой район, весьма строго наказывало пароходство – судовладелец. А слово таймшит уже вовсю применялось в портах.
Между прочим, в те времена контейнерные перевозки на Канаду и некоторые порты Северной Америки судами Балтийского морского пароходства заставляли серьезно волноваться конкурентов из стран бывшего соцлагеря и неплохо развитых капиталистических. Многие контейнерные линии, которые и сегодня на слуху, облегченно вздохнули, когда мы ушли с этого рынка.
А тем временем, агенты судов и грузовладельцев тоже не проедали даром свои не самые большие зарплаты. И ITF (международный профсоюз моряков) нечасто засыпал нас жалобами и претензиями.
Конечно, тальманы, докеры и даже работники агентских организаций внешне были не слишком похожи на коллег в Гамбурге или Роттердаме. Но ведь и сейчас нас с вами, т.е. россиян, тоже ни с кем не перепутаешь. И тальман Таня, считавшая груз и при необходимости делавшая отчет о нарушении упаковки (сюрвейерский отчет, и даже не подозревавшая о существовании такого модного слова), работала не хуже, чем ее западный коллега из бюро SGS или Alex Stewart. Да, без лоска. Но с корпоративным стилем одежды (тогда он был единый – синяя роба, кирзовые сапоги и ватник) и с надлежащим качеством. А сколько раз докеры и стивидоры, постоянно сталкивающиеся с отсутствием оборудования, в считанные минуты находили оптимальный вариант перегрузки нестандарта из контейнера в фуру или вагон? И таких примеров множество.
Я лично знаю владельцев и генеральных директоров ныне успешных транспортных компаний, которые в то время работали моряками, стивидорами, сменными начальниками складов, докерами. Использовав опыт, они сумели уже в новой эпохе построить современные компании, полностью отвечающие веяниям времени.
Так сколько лет логистике в нашей стране - 10, 20 или 30? Да, наверное, и неважно. Самое главное, что мы много умели тогда, еще больше умеем теперь, и эти соединенные знания помогают нам строить бизнес, жизнь и …логистику.
Андрей Ковалев. Родился 24 мая 1963 года в г.Санкт-Петербург. После армии в 1984 году пришел в порт докером-механизатором, с 1986 по 1991 год работал в Балтийском морском пароходстве. Потом в частных компаниях: агентских, экспедиторских. Автор и руководитель созданной в 2006 году компании "Answer-Logistic".