После проведенного исследования в области лизинга судов, которое обязательно будет опубликовано на страницах Корабел.ру, мы решили обратиться непосредственно к этим судам, ведь их строительство стало возможным именно благодаря лизингу.
Рассматриваем вблизи самые важные, нужные, интересные суда и проекты:
Заказчиком известного, инновационного круизного судна "Мустай Карим" является никто иной, как "Машпромлизинг". Мы активно следили за ходом строительства теплохода на заводе "Красное Сормово" и следим за его рейсами, поэтому будет нелишним напомнить, что идеологом проекта выступил Геннадий Егоров, профессор, доктор технических наук, основатель Морского Инженерного Бюро. "Мустай Карим" вызывал и, возможно, до сих пор вызывает множество вопросов касательного его конструктива, необычного внешнего вида, габаритов и т.д., однако никто не станет спорить с тем, что появление такого лайнера на водных путях России – прорыв. В прошлом году Корабел.ру даже побывал на нем.
Характеристики лайнера "Мустай Карим":
В итоге, если говорить об управляемости судна, о чем действительно многие беспокоились, "Мустай Карим" таки справился с маневрами на сложных участках своего пути, смог пройти шлюз, не задев стен. А все благодаря мастерству судоводителя, и, конечно, современным ВРК. Кроме того – интерьер теплохода превзошел любые ожидания. Он действительно оказался на современном мировом уровне.
"Как судовая платформа, "Мустай Карим", показал себя реально хорошо – ходит и управляется великолепно, волнение для его новых/старых обводов не проблема, пассажиры даже в морских рейсах в Новороссийск практически не ощущали качку", – высказывался о судне Геннадий Егоров"
Что суда вновь встают на крыло, заслуга в том числе "Машпромлизинга" и ГТЛК. Речь, конечно, идет о судах на подводных крыльях, строящихся на ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева. Корабел.ру, кстати, был на их производстве, а также имел возможность провести содержательную беседу с генеральным директором предприятия. Отзывы о том, что из себя представляют новенькие "Валдаи 45Р" и "Метеор 120Р", можно найти на страницах нашего издания, одновременно с тем хочется подчеркнуть, что для восточных регионов России и тех мест, где иная инфраструктура, помимо водной, не развита, – СПК на сегодняшний день остаются самым понятным и, видимо, продуктивным вариантом.
Характеристики "Валдая 45Р":
Судно имеет класс "Р" и предназначено в первую очередь для обеспечения перевозок пассажиров в светлое время суток.
Характеристики "Метеора 120Р":
Это судно уже куда с более серьезными мореходными качествами и предназначено для осуществления скоростных пассажирских перевозок по магистральным рекам и водохранилищам. По последним данным в начале февраля ГТЛК подвели итоги конкурса на строительство трех судов на подводных крыльях типа "Метеор" за 1,23 млрд руб. ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева одержало победу в этом тендере.
Весьма и весьма интересный проект "Сбер Лизинг" совместно с "Газпром нефть" завершили в сентябре 2021 г.: был построен первый в России бункеровщик судов природным газом, который назвали в честь нашего выдающегося ученого "Дмитрия Менделеев". Этот внушительный теплоход длиной 100 метров и шириной – 19 метров сможет перевозить до 5800 м³ сжиженного газа, к тому же имеет усиленный корпус ледового класса Arc4, то есть сможет преодолевать льды толщиной до 0,8 метра.
Характеристики бункеровщика СПГ "Дмитрий Менделеев":
Строилось судно на китайской верфи Keppel Nantong Shipyard в городе Наньтун, а достраивали его в Сингапуре на Keppel Singmarine Dockyard Pte Ltd. Владелец судна – дочернее предприятие "Газпром нефти" оператор бункерного бизнеса "Газпромнефть Марин Бункер". По последним данным от сентября 2021 г. "Газпром нефть" планирует построить 3 СПГ-бункеровщика до 2025 г.
Недавно ГТЛК передала в лизинг "Газпром СПГ технологии" первое пассажирское судно, работающее на СПГ, сконструированное и построенное в России на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького – "Чайку". Об этом судне интересно отзываются потенциальные эксплуатанты. С одной стороны – можно было бы назвать его технологическим прорывом, с другой стороны – пассажирские суда на СПГ всё-таки ещё находятся на стадии развития.
По информации на август 2020 г., когда судно уже спустили на воду, контракт на поставку "Чайки" ГТЛК на момент его подписания составил 319,9 млн руб., одновременно с этим генеральный директор судостроительной корпорации "Ак Барс" Ренат Мистахов буквально через два месяца отметил, что при серийном производстве судно обойдется в 370 млн руб. В октябре же этого года Президент Республики Татарстан Рустам Миннихамов совершил прогулку на новом теплоходе.
Пассажирское судно на сжиженном природном газе "Чайка" / Фото: Судостроительная Корпорация Ак Барс, АО |
Отметим, что судно проекта 03622 разработано Зеленодольским ПКБ, а работать оно, вероятнее всего, будет в Санкт-Петербурге. Документ о передаче судна компании "Газпром СПГ технологии" был подписан на прошедшем Петербургском международном газовом форуме.
Характеристики "Чайки" на СПГ:
Посмотрим на два интересных проекта, которые ещё не стали судами, но появятся на свет также благодаря лизингу. Это – скоростной катамаран проекта 04580 "Котлин" (ГТЛК) и проект HSC150B ("Машпромлизинг"). Оба проекта весьма привлекательны, а потому лишним поговорить о них не будет.
Появление скоростных катамаранов проекта 04580 "Котлин" в Санкт-Петербурге теперь вопрос времени. Строить их, кстати, будут на СНСЗ, заказчик – "Нева Тревел Компани". Интересно, что выбор именно такого судна прошел не мало этапов осмысления, переговоров, оценки окупаемости катамарана. В итоге в роли проектанта была выбрана австралийская Incat, а в роли компании, которая поможет согласовать проект в России с российским Регистром – "Форсс Технологии".
Конечно же, более чем интересны конструктив катамарана, параметры его ходкости, ожидаемый движок (вероятнее всего MAN, со слов исполнительного директора "Нева Тревел Компани" Юрия Набатова): на все это нам ещё предстоит посмотреть. Но уже сейчас можно сказать, что у "Котлина" есть все шансы завоевать сердца петербуржцев, так как это будет достаточно быстрый, комфортный, привлекательный внешне скоростной катамаран, который сможет потягаться с классическими "Метеорами".
Характеристики проекта 04580 "Котлин":
Всего скоростных катамаранов проекта "Котлин" для Санкт-Петербурга построят шесть. Недавно даже провели конкурс среди петербуржцев на предмет выбора имен для будущих судов. Большая часть жителей культурной столицы предпочли другим именам названия кронштадтских оборонительных сооружений: форт "Кроншлот", "Петр Первый", "Александр Первый", "Тотлебен", "Обручев", "Шанц". Причиной этому, вероятно, послужило то, что кронштадтские форты – "визитная карточка" города для туристов, а также они входят в объекты всемирного наследия ЮНЕСКО.
Другой проект скоростного катамарана HSC150B принадлежит КБ "Си Тех", что доказывает – тема скоростных катамаранов в России всё-таки развивается. 13 декабря 2021 года был подписан договор на два судна между ССЗ "Вымпел", АО "Восточно-Сибирское речное пароходство" и АО "Машпромлизинг". В данном случае можно и нужно говорить о прямом вкладе лизинга в развитие российских технологий. Почему? На свет появится не простой скоростной катамаран, а катамаран с корпусом типа Hysucat: он будет остроскулым, с обводами катамаранного типа, крыльевыми устройствами в носовой и кормовой частях судна. Такое в России будут строить точно впервые. Практическая сторона вопроса: корпус призван обеспечить минимальный часовой расход топлива на пассажиро-километр при крейсерской скорости. Суда будут работать на Байкале.
Характеристики проекта HSC150B:
Коротко о тенденциях в выборе судов для лизинга и прогнозах
Если потребности рынка резко не изменятся, то в ближайшее время мы сможем наблюдать устойчивый интерес к сухогрузам и пассажирским судам, о чем говорит статистика заказов по судам и преобладающее количество сухогрузов в собственности лизинговых компаний. Яркий пример – ГТЛК, в собственности которой на конец декабря 2021 года находится 89 сухогрузов, что составляет 44% от общего количества судов, а их 201. Пассажирские суда – само собой разумеющееся обстоятельство, так как их в срочном порядке пора обновлять. Пассажирские суда, кстати, в ГТЛК занимают третье место в лизинговом портфеле, всего их 37 (18%).
Что касается перспектив, то, как отметили в ГТЛК и "Газпромбанк Лизинг", вероятнее всего в ближайшее пять лет мы сможем наблюдать повышенный спрос на суда для развития Северного морского пути (СМП) и освоения шельфовых месторождений и Арктики. Объяснить это довольно-таки просто – развитие Северного морского пути. И если в случае с сухогрузами геополитическая обстановка может изменить вектор направления закупок, то в случае с СМП сомневаться не приходится.
P.S. Все подробности по рынку лизинга судов ожидайте в материале "Судовой лизинг: в какие суда стоит вложиться?"
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|