"Газпромфлот" отмечает четвертьвековой юбилей.
За минувшие четверть века компания стала лидером по строительству скважин различного назначения на российском шельфе, обретя богатую производственную биографию, имея реальные достижения и незыблемые традиции, среди которых главные - высокое качество выполняемых работ, внедрение в технологические процессы инноваций, строгие экологические требования, забота о людях.
ООО "Газпром флот" – 100-процентное дочернее предприятие ПАО "Газпром", создано в 1994 году для освоения газовых и нефтяных месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации. Среди основных направлений деятельности "Газпром флота" – бурение разведочных и эксплуатационных скважин на континентальном шельфе, контроль за строительством морских буровых установок и специализированных судов. Специ алисты "Газпром флота" занимаются развитием и эксплуатацией береговых баз обеспечения и портовой инфраструктуры, оперированием флотом и его коммерческой эксплуатацией, экологическим мониторингом в регионах деятельности. Сегодня "Газпром флот" эксплуатирует четыре буровые установки и 14 специализированных судов различного назначения. В структуре компании три филиала ? в Мурманске, Калининграде и Южно-Сахалинске.
В "ГАЗПРОМЕ" ФЛОТУ БЫТЬ
Флот "Газпрома" создавался в тяжелых условиях середины 1990-х годов, когда суда больше ставились на прикол, чем бороздили просторы морей и океанов.
|
"Газпром флот" / ООО "Газпром флот" |
В этих условиях намерения руководства концерна "Газпром" по созданию собственного флота выглядели отчасти рискованными, но жизнь быстро расставила все по своим местам. Крупнейшая российская энергетическая компания реализовывала серьезные проекты не только на материковой части страны, но и в морских акваториях, на шельфе Арктики и Дальнего Востока.
Создание специализированного флота в составе "Газпрома" отвечало государственным интересам и позволило отечественным компаниям приобретать компетенции в работе на шельфе.
Перед "Газфлотом", а именно так в момент своего создания называлась компания, руководством газового концерна была поставлена задача по координации работ и осуществлению единой технической политики при создании, эксплуатации, ремонте морских буровых платформ, судов снабжения и организации морских перевозок в интересах предприятий "Газпрома". Специалисты "Газфлота" призваны были заниматься поиском, разведкой и обустройством нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе России.
В этот период не обошлось без трудностей. По сути специализированный флот необходимо было создавать с нуля, собирая в единую команду специалистов по морскому бурению, геологоразведке, проектированию, судовождению.
Несмотря на сложный организационный период, команда "Газфлота" незамедлительно включилась в работу на шельфе Печорского и Карского морей, и уже в 1995 году было открыто первое месторождение – Варандей-море. В период с 1997 по 2007 годов на арктическом шельфе были открыты месторождения Медынское-море, Долгинское, Каменномыское-море, Северо-Каменномысское, Обское, Чугорьяхинское и др.
Теперь уже никто не сомневался, что в "Газпроме" – флоту быть, поле деятельности, а точнее море, у него впереди – безграничное.
В 2001 году закончился ремонт самоподъемной буровой установки (СПБУ) "Амазон", которая вошла в состав флота и сразу же включилась в интенсивный график поисково-разведочных работ в Арктике. Кроме СПБУ, к 2003 году компания эксплуатировала транспортно-буксирные суда "Дунай" и "Десна", крановое судно "Газшельф", пассажирское судно "Топаз".
ТЕХНОЛОГИИ НОВОГО ВЕКА
|
"Газпром флот" / ООО "Газпром флот" |
В результате упорной работы трудового коллектива "Газпром флот" превратился в многофункциональную, высокотехнологичную компанию, которая добилась серьезных результатов. С 1994 года было открыто девять морских месторождений, успешно построено
64 скважины на шельфе морей, что позволило увеличить запасы углеводородов Российской Федерации более чем на 2 млрд тонн условного топлива.
С 2012 года, с вводом в строй двух плавучих полупогружных буровых установок (ППБУ) шестого поколения "Полярная звезда" и "Северное сияние", в производственной деятельности компании начался новый этап – строительство эксплуатационных наклонно-направленных скважин.
Плавучие полупогружные буровые установки шестого поколения – сложные, многофункциональные объекты. В ППБУ сочетаются функции судна, имеющего разрешение на эксплуатацию в битом однолетнем льду до 0,7 метров, а также в дрейфующем разреженном льду сплоченностью до 6 баллов, и технические возможности для деятельности по прямому назначению – в качестве морской буровой платформы.
В 2012 году центр судостроения "Звездочка" в Северодвинске завершил строительство и передал "Газфлоту" самоподъемную буровую установку "Арктическая", предназначенную для строительства разведочных и эксплуатационных нефтяных и газовых скважин.
С момента организации "Газпром флот" вел масштабные геологоразведочные работы на шельфе, но теперь специалисты компании занимаются и обустройством эксплуатационных скважин на морских месторождениях, будут прокладывать локальные трубопроводы к береговой инфраструктуре. Для выполнения этих задач планируется задействовать краново-монтажное трубоукладочное судно "Академик Черский", модернизированное под условия северных морей. Среди специализированных судов «Газпром флота» действует научно-исследовательское судно "Академик Голицын", полупогружные буровые установки в море обслуживают транспортно-буксирные суда "Сатурн" и "Нептун".
|
"Газпром флот" / ООО "Газпром флот" |
Крановое судно "Газшельф" неоднократно принимало участие в сложнейших операциях в Арктике. В 2014 году экипаж судна совершил высокоширотный арктический рейс на остров Голомянный в архипелаге Северная Земля. На острове была успешно осуществлена выгрузка специальной техники на необорудованный берег.
Незаменимы в условиях Арктики и многофункциональные ледокольные суда (МФЛС) "Юрий Топчев" и "Владислав Стрижов", которые сегодня действуют в Печорском море, обеспечивая работу морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная". МФЛС "Владислав Стрижов" в течение 3-х лет (с 2015 по 2018 гг.) принимало активное участие в строительстве и обеспечении деятельности терминала "Ворота Арктики". Это единственный в мире нефтеналивной терминал, работающий за Полярным кругом, в сложных ледовых условиях.
С развитием электронных технологий значительно возросла функциональность и надежность современных систем динамического позиционирования, стало возможно применять их в морской практике. "Газпром флот" – одна из первых в России компаний, суда которой стали выполнять работы на шельфе с использованием системы динамического позиционирования (DP). Сегодня этой системой оборудованы суда различного назначения и функциональных возможностей. В том числе, транспортно-буксирные суда, многофункциональные плавтехсредства ледового класса, суда "Академик Черский" и "Академик Голицын". Оснащенные системой DP суда имеют значительное преимущество в части обеспечения безопасности при проведении морских операций, в том числе значительно снижаются риски столкновения или навала судов на буровые платформы, повышаются безопасность проведения операций в непосредственной близости к буровым платформам при сложных погодных условиях.
Компания в течение многих лет выполняет масштабные проекты на морском шельфе и неизменно добивается высокого качества проводимых работ. Успешная производственная деятельность с применением современных буровых установок и судов обеспечения не осталась незамеченной сторонними заказчиками.
ВЛАСТЕЛИНЫ СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ
|
"Газпром флот" / ООО "Газпром флот" |
Сегодня, наряду с Западно-Сибирским регионом и Восточно-Сибирской провинцией, важнейшим территориальным направлением развития нефтегазовой отрасли считается шельф. Прежде всего, это зона Арктики и акватория Охотского моря, прибрежные воды острова Сахалин.
Сегодня, наряду с Западно-Сибирским регионом и Восточно-Сибирской провинцией, важнейшим территориальным направлением развития нефтегазовой отрасли считается шельф. Прежде всего, это зона Арктики и акватория Охотского моря, прибрежные воды острова Сахалин.
Учитывая масштабность программы поиска и разработки морских месторождений, компании "Газпром флот" в структуре ПАО "Газпром" доверено выполнение задач по освоению залежей углеводородов на шельфе Баренцева, Карского и Охотского морей. Компания, опираясь на собственную высокотехнологичную базу, наращивает объемы и интенсивность бурения, реализует проекты по обустройству морских месторождений.
В 2010 году в рамках проведения геологоразведочных работ на шельфе острова Сахалин специалистами "Газпром флота" было открыто уникальное Южно-Киринское газоконденсатное месторождение, а год спустя – Мынгинское месторождение. Самоподъемная буровая установка "Арктическая" после ввода в строй, в период с 2014 по 2017 гг. на шельфе Балтийского моря построила восемь скважин.
В 2018 году полупогружные плавучие буровые установки компании "Северное сияние" и "Полярная звезда" занимались бурением эксплуатационных скважин на Южно-Киринском месторождении Охотского моря.
Самоподъемная плавучая буровая установка "Арктическая" была задействована в строительстве поисково-оценочной скважины Нярмейского лицензионного участка на шельфе Карского моря.
СПБУ "Амазон" в 2018 году пробурила поисково-оценочную скважину на Северо-Обском лицензионном участке в Карском море. Развитие "Газпром флота" продолжается быстрыми темпами, компания постоянно наращивает производственный потенциал, повышаются важнейшие показатели ее операционной деятельности.
КУРС НА ПЕРСПЕКТИВУ
|
"Газпром флот" / ООО "Газпром флот" |
Руководство "Газпром флота" планирует существенно расширить направления деятельности компании, увеличить ее технологический и инфраструктурный потенциал. Компания будет наращивать свои компетенции в направлениях комплексного обустройства морских месторождений, применения подводных добычных комплексов и робототехники при обслуживании эксплуатационного оборудования.
В перспективе будут существенно расширены возможности по использованию судов "Газпром флота" при укладке трубопроводов на шельфе. Большие объемы коммерческой деятельности предполагаются в направлениях транспортировки, переработки, хранения СПГ.
8 января 2019 года в торжественной обстановке, в присутствии президента Российской Федерации Владимира Путина введена в эксплуатацию плавучая регазификационная установка "Маршал Василевский". Сегодня это уникальное судно участвует в газоснабжении Калининградской области.
Перспективы развития компании связаны с работой в Арктике. Продолжится строительство поисковых и разведочных скважин на шельфе Карского моря.
Еще один регион, где компании предстоит трудиться в течение долгих лет, – Дальний Восток. Здесь "Газпром" реализует проект "Сахалин-3", в рамках которого "Газпром флот" продолжит выполнять работы по эксплуатационному бурению на Южно-Киринском месторождении, участвуя в развитии Сахалинского центра газодобычи.
"Газпром флот" ставит перед собой амбициозные задачи. В планах компании – увеличение объемов эксплуатационного бурения, ввод в эксплуатацию новой линейки современных судов. В перспективе "Газпром флот" намерен прочно занять свою нишу на рынке СПГ в России и за рубежом.
Успехи предприятия были бы невозможны без создания сплоченной, высокопрофессиональной команды единомышленников, отмечает генеральный директор ООО "Газпром флот" Юрий Шамалов: "В основе достижений компании – ежедневный самоотверженный труд каждого работника, всего нашего коллектива, который отличает максимальная самоотдача, целеустремленность и высокая ответственность. Флот – это прежде всего люди. Именно от их мастерства, добросовестности
и трудолюбия, в конечном счете, зависит успех общего дела".
"Газпром флот" открыл 9 морских месторождений, построил 64 скважины на российском шельфе, увеличил запасы углеводородов РФ более чем на 2 млрд тонн условного топлива