Материал выполнен на основе интервью Лейлы Маммедзаде газете Коммерсантъ.
Про управление FESCO
Моя задача - управлять советом директоров компании с большим количеством акционеров в интересах исключительно самой компании и на независимой основе.
Про итоги 2018 года
Для FESCO это был очень хороший год. Выручка около $1 млрд, EBITDA - рекордная за пять лет, почти 11 млрд руб., рентабельность - почти 19%. Чистый долг - около $610 млн, соотношение долг к EBITDA меньше 4.
Про причины улучшения показателей
Есть ряд объективных и субъективных обстоятельств. По нашим оценкам, рост контейнерного грузооборота в целом составил 12%. А мы выросли больше рынка и с более слабой позиции, чем конкуренты.
Про финансовый дефолт и задолженности
FESCO полностью вышла из финансового дефолта и урегулировала все просроченные задолженности.
Про действия по выходу из дефолта
Мы продали 25% акций в "Трансконтейнере", деньги пошли на погашение долгов. Вышли из капитала "Трансгарант-Украина", приобрели больше железнодорожного парка и инвестировали в новое оборудование в порту. Также серьезно оптимизировали расходы.
Про рост
Мы смогли обеспечить рост за счет развития сети маршрутов и серьезного сокращения сроков перевозки. Сейчас более трети грузов из Китая, Японии и Кореи идет по программе FESCO Fast Forward — 15–20 дней до Москвы.
Про планы
Мы планируем оптимизировать флот, усовершенствовать маршрутную сеть в морских перевозках.
Про облигации, по которым FESCO допустила дефолт
Три года назад EBITDA FESCO была всего $92 млн, долг превышал $1 млрд, компания находилась в дефолте, мы начали переговоры с держателями евробондов. Спустя год нам удалось договориться о дисконте почти 30%. Мы очень гордимся этой победой. В 2018 году мы продолжили переговоры с держателями российских бондов в рублях и тоже договорились о значительной скидке.
Про сделку по продаже DP World 49% в FESCO
Мы начали эти переговоры, когда находились в процессе реструктуризации долга. Финансовая ситуация была тяжелая и часть логики состояла в том, чтобы направить деньги от сделки на оплату долгов. Сейчас ситуация совершенно изменилась.
Про продажу доли с китайской Cosco
Мы не ведем таких переговоров.
Про Китай
Мы очень заинтересованы в Китае, сделали много шагов, чтобы расширить логистическое присутствие в этой стране. У FESCO в КНР три офиса — в Шанхае, Пекине, Гонконге, там работают около 150 человек.
Про переговоры с иностранными компаниями
Если брать Японию, раньше у нас была перевозка туда раз в две недели, теперь раз в неделю — и обсуждаем дальнейшее увеличение.
Про закупку фитинговых платформ
В 2019–2020 годах планируем приобрести 1 тыс. платформ и 500 контейнеров. Идет дискуссия между менеджментом и производителями, возможно, часть будет выкуплена с рынка.
Про интерес к покупке доли РЖД
Мы, безусловно, будем участвовать в аукционе и намерены выиграть. Нам необходим этот парк, поскольку у нас увеличиваются объемы грузооборота в порт Владивосток.
Про развитие порта Владивостока
Экспорт растет, и нам хотелось бы его увеличить за счет строительства дополнительного причала, необходимо дноуглубление до 16,5 м. Это позволит приводить большие суда.
Про создание порта Зарубино
Последние три года были очень тяжелыми. Мы намеренно отложили такие амбициозные проекты, как Зарубино, строительство других портов. Сейчас мы пришли в здоровое состояние, но такие проекты остаются в резерве.
Про реализацию проектов
В 2018 году мы продолжили развивать тему FESCO Fast Forward - первый сервис "Шанхай-Москва за 20 дней". К началу проекта средний срок доставки на этом маршруте (через Владивосток) превышал 40 суток. На сегодняшний день каждый третий контейнер из перевозится за 15–20 дней, еще почти половина — за 21–25 дней.
Про перспективы развития контейнерного рынка
Контейнерный рынок в РФ в 2018 году увеличился на 12%, в 2019 году мы ждем роста около 7%. Он происходит не столько за счет импорта, сколько за счет транзита и экспорта.
Про интермодальные перевозки
Основной приоритет — запустить транзитные перевозки из Кореи и Японии через Дальний Восток по Транссибу в Европу. Сейчас весь этот грузопоток идет по маршруту через Суэцкий канал.
Про закупку нового флота
В перспективе следующих пары лет мы планируем продать ряд судов малой грузоподъемности и обменять их на большие.
Про строительство новых судов
Нет, мы не будем покупать новые суда, сейчас есть возможность очень выгодно приобретать подержанный флот в хорошем состоянии.
О переводе судов под российский флаг
Часть наших судов - 13 штук - уже ходит под российским флагом внутри РФ, а также в Китай, Японию и Корею. Нна большинстве зарубежных маршрутов используется иностранный флаг. Это связано с экономикой.
Про проект снабжения на "Василии Головнине" индийских станций в Антарктиде
Наше судно "Василий Головнин" доставляет на индийские станции "Бхарати" и "Майтри" генеральные грузы, продукты питания, топливо, ну и главное, людей — членов научных экспедиций.
Про личные планы
Я все-таки не M&A-менеджер. Год назад я ушла из "Суммы" и теперь хочу быть вовлеченной в историю FESCO, довести компанию до такого состояния, когда я с гордо поднятой головой скажу, что сделала из нее чемпиона индустрии.