Идею строительства специализированного спасательного судна для нужд подводников подал в июне 1909 года командир подводной лодки "Кефаль" Сибирской флотилии В.А. Меркушов. В своей докладной записке он ссылался на немецкое судно "Вулкан". 5 мая 1912 года c Обществом Путиловских заводов (ныне ПАО "Судостроительный завод" Северная верфь") был подписан контракт на строительство судна. Крёстной матерью стала великая княжна Мария Николаевна, дочь Николая II, сообщает портал "Лента новостей Крыма".
17 ноября 1913 года судно было спущено на воду. Это было первое в отечественной истории двухкорпусное судно в форме катамарана, предназначенное для спасения подводных лодок и затонувших кораблей. Впервые "Коммуна" была использована по своему назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах на Балтике при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15.
В годы Великой Отечественной Войны "Коммуна" работала на ладожской Дороге жизни. Судно принимало участие в десантных операциях на Неве, а также помогало извлечению затонувшей техники из-под воды. После Великой Отечественной войны судно передали Черноморскому флоту. В послевоенное время судно не раз проходило модернизацию и активно использовалось в аварийно-спасательных целях.
"Коммуна" и по сей день несёт службу в рядах ВМФ России, оставаясь старейшим судном в мире, не просто находящимся в составе военно-морских сил, но и реально выполняющим боевые задачи.