4 октября 2012 года завод "Нижегородский Теплоход" (г. Бор, Нижний Новгород, генеральный директор Сергей Коновалов) сдал раньше срока второй для ФГУП "Росморпорт" мелкосидящий ледокольный буксир "Муромец" (строительный номер 704) проекта TG04M.
Заказчик - Ростовский филиал ФГУП "Росморпорт". Проект TG04M разработан "Морским Инженерным Бюро".
Новый буксир предназначен для:
- рейдо-маневровых работ с речными судами, плавкранами;
- вспомогательных работ по постановке к причалу, отводу от причала, кантовке барж и судов. Может также использоваться для доставки до 12 пассажиров на рейд.
Многие из посетителей выставки "Нева-2009" могли видеть на стенде завода "Нижегородский Теплоход" фильм, в котором головное судно серии - "Портовый 1" демонстрировал совершенно уникальные маневренные качества, включая "полицейский разворот" (следуя терминологии автолюбителей).
В последние годы для речных и смешанного плавания перевозок, как правило, строят самоходные сухогрузные и нефтеналивные суда, а также несамоходные баржи, т.е. те объекты, которые непосредственно перемещают груз ("зарабатывают").
При этом существующий флот речных буксиров и толкачей продолжает неуклонно стареть. На начало 2008 года количество таких судов с классом Российского Речного Регистра возрастом до 10 лет составляло всего 55 единиц, от 10 до 15 лет - 101 единицу, от 15 до 20 лет - 972 единицы, от 20 до 30 лет - 2517 судов (!!!) и старше 30 лет - 3119 судов (!!!).
Тем не менее, в речных портах, потребность в новых буксирах чрезвычайно высока из-за крайней изношенности существующего флота. Серия буксиров проектов TG04 и TG04M - первая из нового поколения речных буксиров и толкачей, которые создаваются для работы на внутренних водных путях Российской Федерации.
Буксир:
- рассчитан на эксплуатацию по назначению при низких отрицательных температурах окружающего воздуха;
- оборудование и конструкция винто-рулевого комплекса позволяют вводить буксир в эксплуатацию при низких отрицательных температурах из состояния полного вмерзания в лед;
- корпус буксира имеет усиленную конструкцию для работы в условиях замерзшей акватории;
- в связи с необходимостью подъема буксира на причал во время зимнего отстоя масса судна не превышает 100 тонн;
- имеет максимальную осадку не более 1,80 м;
- буксир выполняет работы по обеспечению безопасности судов портового флота во время ледохода, поэтому имеет минимальные габариты, позволяющие работать со всеми единицами этого флота.
Проект судна разработан на класс + О 2,0 (лед 30) А Российского Речного Регистра, причем ледовая категория заведомо принята выше, чем рекомендуется Правилами РРР для судов класса О 2,0.