31 марта легендарному ледоходу "Красин" исполнилось 100 лет. Празднование юбилея состоялось на набережной Лейтенанта Шмидта, где в наши дни судно продолжает нести трудовую вахту в качестве филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге. В торжественном мероприятии приняли участие представители Администрации Санкт-Петербурга, полпред президента РФ по СЗФО Николай Цуканов и и.о. губернатора Калининградской области Антон Алиханов, а также Российский профсоюз моряков.
В свое время благодаря поддержке РПСМ, капитана и экипажа судна ледокол получил вторую жизнь: когда в конце 1980-х встал вопрос продать его за рубеж или отправить "на гвозди", на его защиту встали многие, включая профсоюз. В РПСМ посчитали кощунством такое завершение пути "Красина": спущенный на воду в Англии без малого век назад "Красин" стал не только свидетелем, но и участником знаменательных событий Российской и мировой истории XX века. Ледокол являлся настоящим символом Советской России на международной арене и, пожалуй, самым известным судном в СССР: ледовый поход "Красина" в 1928 г. стал толчком к разработке и запуску масштабной программы освоения Арктики и Северного морского пути, а участие в спасательных операциях, в том числе и экспедиции генерала Умберто Нобиле, принесли ему мировую славу.
Кроме того, "Красин" – единственное сохранившееся в России судно, участвовавшее в легендарных арктических конвоях. В годы Великой отечественной войны ледокол стал символом настоящего мужества моряков: в ноябре 1941 года судно прошло ремонт в США и получило артиллерийское вооружение, а уже в апреле 1942 года в составе конвоя PQ-15 "Красин" совершил переход из Исландии в Мурманск. До 1944 года ледокол проводил арктические конвои в порты Мурманск и Архангельск, успешно отражая налёты немецкой авиации.
После войны "Красин" продолжил работать в составе Мурманского пароходства до начала 1950-х годов. Свой последний арктический поход "Красин" совершил в 1971 году, а в 1972-м ледокол переоборудовали в энергобазу и передали Мингеологии СССР. Ледовый путь "Красина" завершился в конце 1980-х, когда его вывели из эксплуатации. Судно оказалось в очень сложном положении – были планы продать его за рубеж или распилить и утилизировать.
– Когда стало известно о возможной судьбе "Красина", на его защиту встали не только члены экипажа ледокола. Я сам работал на "Ермаке" и на "Красине" мне довелось побывать всего один раз, но я прекрасно помню, как мы с сотоварищами старались помочь всем, чем могли, – делится воспоминаниями Александр Королев, в годы войны работавший механиком на ледоколе "Ермак". – Это судно впитало в себя тяжелые воспоминания, говорить о которых даже сейчас не так-то просто: многие из нас были еще мальчишками, когда нам выдали оружие и отправили на войну. "Красин", как и другие суда, хранил память обо всех, кто мужественно сражался за свою родину, а потому для нас было так важно сохранить хотя бы этот ледокол.
В итоге для спасения "Красина" был организован Общественный комитет, который добился для него музейного статуса. В 1992 году ледокол стал объектом культурного наследия: его зарегистрировали во Всероссийском реестре музеев и передали Международному фонду Санкт-Петербурга. С 1996 года "Красин" пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта. В наши дни ледокол-легенда превратился в центр изучения истории морских полярных исследований.
Подъем Андреевского флага
Генеральный директор ФГБУК "Музей Мирового океана" Светлана Сивкова передает памятный знак "Морское наследие России" капитану ледокола "Красин" Николаю Крамчанинову
Кроме того, "Красин" – единственное сохранившееся в России судно, участвовавшее в легендарных арктических конвоях. В годы Великой отечественной войны ледокол стал символом настоящего мужества моряков: в ноябре 1941 года судно прошло ремонт в США и получило артиллерийское вооружение, а уже в апреле 1942 года в составе конвоя PQ-15 "Красин" совершил переход из Исландии в Мурманск. До 1944 года ледокол проводил арктические конвои в порты Мурманск и Архангельск, успешно отражая налёты немецкой авиации.
После войны "Красин" продолжил работать в составе Мурманского пароходства до начала 1950-х годов. Свой последний арктический поход "Красин" совершил в 1971 году, а в 1972-м ледокол переоборудовали в энергобазу и передали Мингеологии СССР. Ледовый путь "Красина" завершился в конце 1980-х, когда его вывели из эксплуатации. Судно оказалось в очень сложном положении – были планы продать его за рубеж или распилить и утилизировать.
– Когда стало известно о возможной судьбе "Красина", на его защиту встали не только члены экипажа ледокола. Я сам работал на "Ермаке" и на "Красине" мне довелось побывать всего один раз, но я прекрасно помню, как мы с сотоварищами старались помочь всем, чем могли, – делится воспоминаниями Александр Королев, в годы войны работавший механиком на ледоколе "Ермак". – Это судно впитало в себя тяжелые воспоминания, говорить о которых даже сейчас не так-то просто: многие из нас были еще мальчишками, когда нам выдали оружие и отправили на войну. "Красин", как и другие суда, хранил память обо всех, кто мужественно сражался за свою родину, а потому для нас было так важно сохранить хотя бы этот ледокол.
В итоге для спасения "Красина" был организован Общественный комитет, который добился для него музейного статуса. В 1992 году ледокол стал объектом культурного наследия: его зарегистрировали во Всероссийском реестре музеев и передали Международному фонду Санкт-Петербурга. С 1996 года "Красин" пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта. В наши дни ледокол-легенда превратился в центр изучения истории морских полярных исследований.
Подъем Андреевского флага
Генеральный директор ФГБУК "Музей Мирового океана" Светлана Сивкова передает памятный знак "Морское наследие России" капитану ледокола "Красин" Николаю Крамчанинову
Источник: Российский профессиональный союз моряков