Начнем с проекта и технической информации о нем. Нелишним будет напомнить, что ледоколы проекта 22220 разрабатывались ОАО ЦКБ "Айсберг" для освоения Арктики, а также с учетом того, что судам придется сталкиваться с мелководными участками и заходить в устья рек. По этой причине атомный ледокол получил двухосадочную систему, которая с одной стороны создавала определенную стесненность, усложняла строительство и обслуживание, как отмечал на тот момент главный конструктор ЦКБ "Айсберг" Владимир Воробьев, с другой – это было и есть экономически выгодно.
Атомоход снабдили двумя реакторами "РИТМ-200" (разработаны ОКБМ имени И. И. Африкантова) по 175 МВт, позволяющими достигать мощности на трех валах 60 МВт. Специальными обводами, в создании которых приняли участие ЦНИИ морского флота, Крыловский государственный научный центр (организации предоставили по теоретическому чертежу) и непосредственно ЦКБ "Айсберг", который разработал компромиссный вариант, позволяющий достичь требуемых характеристик по мореходности и ледопроходимости. Тремя гребными электродвигателями (ГЭД) и сопутствующими компонентами системы электродвижения (поставлялись концерном "Русэлпром"). И, в целом, так как на момент проектирования судна довольно давно не строили атомных гражданских судов, новшеств на ледоколе оказалось предостаточно. Возможно, именно по этому у "Арктики" во время швартовых испытаний вышел из строя один из ГЭД.
Все это дало возможность создать не просто хороший атомный ледокол, а выйти на проектную мощность: скорость по чистой воде – 22 узла, по льду 1,5 м – 12 узлов, по льду 2,8 м – 2 узла. Отметим, что до появления "Арктики" ледоколы не могли проходить льды толще 2,1 м.
Со стапеля в воду
После закладки начались кропотливые годы работы на открытом стапеле, и работа эта была и остается непростой.
"На стапеле у нас бывает до 40% потерь рабочего времени: то ветер, то дождь, то снег, все время приходится придумывать какие-то укрытия, а высокопрочная сталь требует особых режимов сварки", – генеральный директор Балтийского завода с 2013 по 2023 гг. Алексей Кадилов в интервью для "Корабел.ру".
Август 2015 г. ознаменовался завершением сборки носовой части корпуса судна. Кстати, именно эта часть весом 75,5 тонн принимает на себя основную ледовую нагрузку, а литой форштевень в основании секции толщиной 160 мм давит и ломает арктический лед. В январе 2016 г. заложили первые секции надстройки: там располагаются жилая зона для 75 человек экипажа и ходовая рубка, а также зоны отдыха, санитарные и бытовые помещения. Общий вес надстройки – около 2400 тонн. Весной этого же года погрузили баки металловодной защиты, а также ЦС "Звездочка" отгрузили первую партию лопастей гребных винтов в количестве четырех единиц. Одна такая лопасть весит 11 тонн, а сам винт при диаметре 6,2 м – 60 тонн.
На воду "Арктика" была спущена 16 июня 2016 г., а вскоре, 2 сентября, на судно погрузили первый из двух парогенерирующих блоков (ПГБ), второй блок установили 20 сентября. Подходила пора сдавать судно, но из-за задержек в поставках комплектующих вскоре стало ясно, что строительство ледокола в сроки не укладывается. Тогда 17 марта 2017 г. Балтийский завод совместно с Росатомом обратились в Правительство РФ с просьбой о необходимости переноса сроков сдачи ледокола на полтора года. За это время мы успели выпустить не одну новость о ходе строительства судна, а также посетить его лично. Всех, кто хочет увидеть, как атомный ледокол 22220 выглядит изнутри в момент строительства, приглашаем по ссылке.
В марте 2018 г. более 50% помещений были сданы на конструкцию. В апреле испытали защитные оболочки реакторных установок. 19 июня 2018 г. судно было готово уже на 60 %, в мае 2019 г. приступили к погрузке ядерного топлива, в августе атомоход был готов на 87,7 %; а 4 октября 2019 г. на минимальном уровне мощности протестировали реактор "РИТМ-200" (по этой ссылке можно прочитать интересную статью про то, как крымский школьник покорил "Арктику"). И вот во время швартовых испытаний 4 февраля 2020 г., как мы уже отмечали, вышла из строя одна из двух обмоток ГЭД, расположенного по правому борту. Сроки грозили сдвинуться на неопределенное время, но 22 сентября 2020 г. после торжественного мероприятия ледокол все равно отправился на ледовые испытания в Мурманск и успешно справился с ними. Прогуляться в этот день по ледоколу было весьма интересно: не каждый день выдается возможность увидеть такое чудо науки изнутри и лично встретиться с главным конструктором.
– Какая самая сложная задача вам выпадала за время работы над ледоколом?
– "Легких задач не было, были тяжелые", – ответил, занимавший тогда должность главного конструктора ЦКБ "Айсберг" Владимир Воробьев, предварительно попросив избавить его от журналистских вопросов.
3 октября 2020 г. "Арктика" достигла Северного полюса, повторив подвиг старшего тезки (в честь которого названа), совершённого 17 августа 1977 г. в 4 часа утра по московскому времени, когда атомоход "Арктика" впервые в мире достиг этой географической точки. Сейчас, конечно, таким уже мало кого удивишь, однако тест для ледокола довольно-таки серьезный. 21 октября 2020 г. головной атомоход "Арктика" вошел в состав ледокольного флота России.
11 августа 2021 г. ледокол покинул причал Балтийского завода и направился в сторону Кронштадтского морского завода для ремонта неисправной ГЭД. Постановка в док прошла в штатном режиме (ссылка для желающих ознакомиться с профессией докмейстера). К 13 сентября 2021 г. неисправный ГЭД был заменен, а к концу ноября атомоход вышел в акваторию Финского залива для прохождения приемно-сдаточных испытаний. 3 декабря 2021 года в ОСК сообщили, что "Арктика" успешно завершила программу ходовых испытаний и взяла курс на акваторию Северного морского пути. Отметим, что за время пребывания судна в доке, наш корреспондент успел посетить его и взять интервью у капитана Александра Скрябина.
"За долгие годы работы исколесил практически все места на трассах Севморпути, где ведется какая-либо хозяйственная деятельность. Арктическими портами и портопунктами на морских побережьях и в устьях сибирских рек они не ограничились. Это были и полярные станции, погранзаставы и прочие населенные объекты на островах всех существующих арктических архипелагов в морях Северо-Восточного прохода", – капитан атомного ледокола "Арктика" Александр Скрябин.
Трудовые будни
В декабре 2021 г. "Арктика" обеспечила проводку теплоходов "Юрий Аршеневский" и "Полар Кинг". В феврале 2022 г. появилось новость о том, что "Арктика" впервые в истории арктической навигации в это время года провела с востока на запад суда ледового класса Arc5. 28 июля 2022 г. по инициативе ОСК появилась почтовая марка, посвященная создателю первого в мире судна ледокольного типа Михаила Осиповича Бритнева. Чуть ранее капитан "Арктики" поделился со СМИ своими мыслями о том, когда можно будет оценить успех эксплуатации ледокола.
"Арктика" – это ледокол нового поколения. Советские ледоколы свою функцию выполнили, они себя оправдали, много-много раз продержались. Должны были списать в 2013-14 годах, срок [эксплуатации] был продлен до 2017-2016 годов, сейчас до 2026-2027 годов, и ледоколы работают. Это говорит о том, что они надежные. Надежность подтверждена многими годами работы. Мы сейчас находимся на новом ледоколе, дайте ему себя показать. Пять лет ледокол должен отработать с нового проекта, с новым оборудованием. Будем разбираться, решать вопросы, только через пять мы с вами поговорим", – подчеркнул Александр Скрябин.
Работа – работой, а Новый год по расписанию. Так, "Арктика" новый, 2023 г., встретила в акватории Северного морского пути, а вместе с этим ледоколом и "Сибирь", "Урал", "Ямал", "50 лет Победы", "Таймыр", "Вайгач". А кто же остался в Мурманске? Переходите по ссылке и читайте.
С 6 по 9 января 2023 г. головной ледокол проекта 22220 занимался проводкой газовоза "Владимир Воронин" по одному из самых сложных участков СМП: старт был дан в восточной части моря Лаптевых севернее Новосибирских островов, а завершился в районе острова Русский в Карском море. В начале февраля ледокол отметился проводкой танкера-газовоза "Эдуард Толль". Также в СМИ прошла информация о том, что "Арктика" совместно с ледоколом "50 лет Победы" в морском канале Обской губы обеспечивают проводку газовоза "Рудольф Самойлович" и танкера "Юрий Кучиев".
В целом, ледоколы 22220, а их уже в работе регулярно находятся три, постоянно в деле и за всеми проводками мы, конечно, не следим, однако всегда можно при желании в онлайн режиме посмотреть, где именно находится судно.
Интересные факты о ледоколах проекта 22220
А какие факты знаете вы, дорогой читатель?
Продолжая тему:
На Севморпути заработает "ледовый навигатор"
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|