Плавно навстречу идет пароход
Плавно навстречу идет пароход
Блог речного капитана Николая Баженова

Лед тронулся... не было бы заторов!

После выступления президента РФ В.В. Путина в Волгограде 15 августа с.г. по поводу перспектив развития речного транспорта у абсолютного большинства речников и любителей речных путешествий заметно прибавилось оптимизма: не все потеряно, будет строиться новый флот, правительством выделяются дополнительные средства на речную отрасль в целом, а значит, как в былые времена, по рекам России начнут регулярно курсировать теплоходы, путешествие на которых станет доступно (по карману) не только интуристу и весьма состоятельным господам.
В советский период курсанты училищ и даже обычные школьники знали, что речные перевозки — самые экономичные, вне конкуренции по сравнению с другими видами транспорта. Почему же, став взрослыми, те бывшие мальчики и девочки забыли уроки истории и экономической географии? Разумеется, на то были веские причины: перестройка и хаос 90-х годов нанесли сокрушительный удар по многим отраслям, в том числе и по идеально отлаженной системе Речфлота. Довели до того, что на основных водных магистралях транзитные пассажирские теплоходы можно по пальцам пересчитать, крылатый флот практический уничтожен, порты и грузовые участки в плачевном состоянии, дебаркадеры в большинстве своем ликвидированы, многие речные вокзалы используются не по назначению или находятся в таком убогом состоянии, как Северный речной вокзал столицы (кстати, вписанный в список ЮНЕСКО), и так далее... Казалось бы, чего проще: обратиться к истории, поднять соответствующие документы, воспользоваться опытом речников старшего поколения, которые способны доходчиво рассказать, как все было организовано, и принять деятельное участие в восстановлении того, что было бездарно разрушено?!
 
Пассажирский теплоход "Кронштадт" / Корабел.ру

Но, скорее всего, ошибка в том, что не воспринимаются уроки истории, а новые менеджеры в большинстве своем убеждены, что сейчас совсем другие условия и возврат к старому неприемлем. Наверное, было бы неправильным полностью копировать то, что бралось за основу в прошлом веке, но взять оттуда лучшее было бы весьма полезно! В Советском Союзе, как известно, весь флот был в руках государства, но основы, заложенные акционерными обществами дореволюционной России, никто не ломал. К примеру, пассажирские транспортные линии на Волге и других реках, оставались до 90-х годов приблизительно в том же формате, как в акционерных обществах "Самолет", "Кавказ и Меркурий", "По Волге" времен Вассы Железновой. Никому и в голову не приходило ликвидировать традиционные транспортные линии как "наследие проклятого царизма", наоборот: были взяты лучшие флотские традиции, борьба за пассажира, конкуренция в виде соцсоревнований экипажей и пароходств. А по мере старения флота в послевоенный период на те же линии вместо колесных пароходов ставили новые красавцы-теплоходы, которые по своей комфортабельности на тот период были непревзойденными.

Как-то так получалось, что при нескольких ежедневных отправлениях было трудно достать билет. В Москве, в Горьком и других городах Поволжья зимой велась запись в кассах предварительной продажи. Невозможно себе представить, чтобы в жаркие летние месяца суда шли с неполной загрузкой. При этом каждый республиканский и областной Совет по туризму имел закрепленный за ним туристический теплоход.
 
Теплоход "И.А.Крылов" / Корабел.ру

Но вернемся к так называемым транспортным линиям, которые многие почему-то сегодня воспринимают как чисто грузопассажирские, где в основном ехал деловой пассажир от пристани до пристани, что якобы сегодня неактуально. Ну почему же? Так, на линиях Москва — Астрахань (Ростов) — и не только — было строгое закрепление кают по броням таких организаций, как ЦК КПСС, Совмин, Верховный совет, Минобороны, Минречфлота и, что немаловажно, всех городов по пути следования. Был спрос, потому что было достойное предложение! Главное, люди знали, что по Волге и любой другой судоходной реке ходят теплоходы, чего теперь, увы, нет.

Попробуйте, скажем, в Кинешме, в Вольске или даже в Саратове прийти на речной вокзал, если он существует, и купить билет на пароход до любой пристани. Над вами посмеются или, в лучшем случае, предложат подождать несколько дней до прихода туристического теплохода и "договориться" с директором круиза. Парадокс! Как если бы вы пришли на железнодорожный вокзал, где вам сказали бы, что уехать, кроме как на туристическом поезде (если сумеете договориться), невозможно! А из Москвы сегодня можно отправиться на теплоходе до того же Саратова или поближе, до Плеса в одну сторону, что было весьма приемлемо и популярно на так называемой транспортной линии? И опять ответ неутешительный.

Честь и хвала компании "ГАМА", которая своими тремя теплоходами во многом сохранила стиль работы судов линии Москва — Астрахань. Но это мизер! И так мы теряем пассажира, а потом говорим, что нет спроса! Вот был всегда спрос, а с приходом продвинутых управленцев образца "лихих девяностых" куда-то девался! Что делать? Как в известном анекдоте: "Когда у хозяйки борделя дела не шли, она не интерьер украшала, а девушек меняла..."

И никакие Турция с Египтом не перетянули к себе туриста! Посмотрите, какое количество истинных любителей речных путешествий стремится попасть на теплоход, загляните на форумы: сколько людей разных возрастов и профессий из года в год отдыхает на наших судах. Но число их неуклонно уменьшается в первую очередь из-за дороговизны путевок и типовых программ. Конечно, сегодня трудно представить, что билет в 3-м классе от Москвы до Астрахани стоил 25 руб. (при зарплате инженера 130 руб), да и взять каюту первого класса "туда-обратно" могли позволить себе бабушки со внуками. Питались в ресторане по заказной системе с разнообразным меню (а не с обязательной манной кашей на завтрак, входящей в стоимость путевки). Экскурсии заказывались по всем городам, но не скопом и строем, а по индивидуальному желанию: хочешь - записываешься и тут же оплачиваешь, не хочешь — гуляй сам и смотри то, что тебе надо, а не экскурсоводу. И радиоинформация по пути следования всегда велась, а по вечерам на корме — танцы, не хуже дискотек с навязчивыми аниматорами. И выпить-закусить было что...

Сейчас специалисты-скептики скажут, что линия существовала на дотации. Да, были и такие периоды, но летом в сезон порой перевозили пассажиров больше, чем количество спальных мест на судне. А весной и осенью случалось, что каюты в корпусе судна пустовали. Пассажирская навигация на Волге начиналась 22 апреля, первый рейс из Москвы на Астрахань — 25 мая, и работали до ноября. Но руководство министерства и Волжского пароходства не допускало ситуации, что по Волге не ходят пароходы, и порой добивались дотации!

Кстати, а почему бы сегодня, когда руководство страны выделяет средства на развитие речного транспорта, не подумать о той же дотации для того, чтобы наладить регулярное движение пассажирского флота, начиная с Волги и не забыв при этом про сибирские реки, на многих из которых пассажирский теплоход остается единственным транспортным средством? Пока не строится флот для внутренних линий, можно предложить судовладельцам рассмотреть вопрос об участии в программе восстановления транспортных линий. Не исключено, что при стартовой дотации найдутся желающие!
 
Теплоход "Александр Грин" / "Морское Инженерное Бюро"

Конечно, надо серьезно браться за новое судостроение. И ведь взялись! Действительно радостное для всех нас событие — строительство первого нового отечественного круизного лайнера PV300VD (я не беру во внимание переоборудование австрийского т/х "А. Блок" в якобы отечественного "А. Грина" на верфи "Нобели"). Это событие сравнимо со спуском на воду в 1957 — 1958 гг. отечественных д/э "Ленин" и "Советский Союз", шикарных по тому времени и очень дорогостоящих. Приходилось слышать от старых капитанов-волгарей, что каждый из них стоил на те деньги по 75 млн руб., в то время как серийные трехдечные теплоходы, построенные в ГДР, обходились по 8 миллионов... Конечно, тогда существовала социалистическая интеграция и в рамках СЭВ можно было делать выгодные заказы в ГДР, ЧССР, братской Венгрии. Но строились эти суда по нашим проектам, и пока по дизайну, красоте обводов и плавучести, пожалуй, ничего не придумано лучше творения советского архитектора Л.В. Добина — трехпалубных теплоходов пр. 588 и 26-37. Они универсальны, с оптимальными габаритами для Единой глубоководной системы. А для малых рек нам строили венгры: сначала пароходы с осадкой 120 см, а потом теплоходы пр. 305, которые оказались незаменимыми на Оке, Белой, Сев. Двине и на сибирских реках (пр. 860 — отечественный).

Так почему бы сегодня не начать строительство подобных судов, габариты и эксплуатационные качества которых проверены временем, а архитектура радует глаз?! Не пора ли строить суда эконом-класса (не пренебрегая удобствами)? Что делается для обычного пассажира со средним достатком, который не может себе позволить и мечтать о круизе из-за недостатка средств? Устарели наши трехдеки и "пузыри", а что им придет на смену? В границах московского бассейна красавица Ока, если не будет новых теплоходов с небольшой осадкой, в скором времени станет недоступной для туристов. При этом желательно воскресить полную "Кругосветку", чтобы суда, как в былое время венгерские колесники, могли проходить под москворецкими мостами мимо Кремля. Имеется ввиду не "Танаис" PV09, который достраивается не первый год на московском заводе и рассматривается как судно класса "река-море". Какие красоты верхней Оки мы можем показать людям с борта теплохода с осадкой, как у грузотеплохода "Ока", который доходит до Алексина, минуя Серпухов, Тарусу и Поленово, по живописности не уступающее левитановскому Плесу! Но нас пока привлекают более амбициозные программы.
 
Круизное судно проекта PV300VD / "Морское Инженерное Бюро", ООО

Не подвергаю сомнению величие проекта PV300VD, но невольно возникают отдельные вопросы. Какие причалы понадобятся при длине судна 141 м, есть ли такие на ВВП и как даже в Москве и в Питере расстанавливать флот, когда прибывает такой богатырь? Не совсем понятно с районом плавания. Москва — Шарм-Эль-Шейх — это круто! По пути Городец, который совсем недавно не пропускал суда с осадкой 2,40, а тут целых 3,20 — для реки, в частности для донских перекатов, многовато будет (особенно в межень и при такой длине корпуса), а для Средиземки и даже Черного моря маловато. Ограничение по высоте волны 3,5 м проходит на наших озерах, а моря выдают сюрпризы! Зимой — особенно! Ну, положим, проектировщики учли радиусы закругления Волго-Донского канала — 500 м и Волго-Балта — 600 м, но ведь на отдельных участках Шексны или Дона он будет едва вписываться в поворот, и крупногабаритным судам с ним не разойтись. Не потребуется ли дополнительное диспетчерское регулирование? Или "на то и судоводители — немного попотеют"?

Кстати, о судоводителях: там будут сменные экипажи моряков и речников или надежда на МГАВТ, ставший кузницей моряков? Только беда в том, что речное судовождение основано на знании наизусть своего района плавания, что не требуется от моряка при прокладке курса в морях и океанах. Потому даже наши "смешанники" в речных условиях предпочитают брать лоцмана. Будем надеяться, что ребята справятся, залезут в камеры шлюзов тех же каналов, которые по ширине чуть больше габаритной ширины судна, а Волго-Донские и по длине не намного больше.

А вот в отношении Белого моря в интернете явно погорячились. Шлюзы на ББК по ширине гораздо меньше, чем 16,8 м. Там при перегоне "пузыря" с габаритной шириной 14,2 приходилось срезать привальник. Хотя вокруг Скандинавии на Соловки попасть можно (при хорошей погоде и соответствующем запасе времени).
 
Телоход "Семен Буденный" / Корабел.ру

По поводу дизайна корпуса и надстройки говорить не буду. "На вкус и на цвет — товарища нет", как впрочем и на безвкусицу. Мне лично понравилось, что красиво смотрится эмблема "Мостурфлота", а все остальное как-то не впечатлило. Видимо, все же этот корабль будет обслуживать иностранных туристов на линии Москва — Санкт-Петербург, так как это основной способ отбить затраты в 2,5 миллиарда руб. за 10 лет, несмотря на значительные эксплуатационные трудности.

Невольно вспоминаются старые добрые 60-е. Ходил в то время из Ростова по Азовскому и Черному морям п/х "Георгий Седов", а из Астрахани до Баку по Каспию морской т/х "Киргизстан". И было так продумано, что при желании московский или казанский пассажир мог на судах транспортной линии дойти с нами до Астрахани или до Ростова, где мы стыковались с морскими судами, и отправиться в морское путешествие.
 
Пассажирский теплоход "Киргизстан". Фото из архивов СЗ "Северная верфь" / ОАО "СЗ "Северная верфь"

А почему бы не закрепить первенца отечественного судостроения новейшей истории на Крымско-Кавказской или Каспийской линии, а туристов отправлять из Москвы или Питера как по Волге, так и любым другим видом транспорта? Хлопот существенно меньше, чем во время перехода до Шарм-Эль-Шейха, а эффект может оказаться не менее успешным и уж явно — более реальным!
"Морское Инженерное Бюро-СПб", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 233-64-03, +7 (812) 232-85-38, +7 (812) 498-09-59
"Московский туристический флот", ОАО Долгопрудный
+7 (495) 221-72-22


Комментарии   17.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Михаил К.
30.08.2016, 14:05
Лоукостер нужен для речных пассажирских линий, а для грузовых надо контейнерные перевозки возрождать и контейнерные линии, а порты соответствующим перегрузочными механизмами и оборудованием обеспечить. Для туристов надо тоже строить разные корабли, здесь только категориями кают вопрос не  решить, внекаютный сервис одинаково стоит для всех. Порты могут стать хабами для мультимодальных перевозок при сезонном пике. Летом вся трасса стоит и-за фур, не пройти, не проехать. Подумать как использовать реки зимой. Наверное, средства типа аэросаней могут дешевле СВП. Надо посчитать и, может, попробовать спроектировать. Надо конкурентную политику развивать на внутреннем водном транспорте, а она сегодня пока даже и не сформирована. Окончательный вердикт все равно за бизнесом останется, с ним и надо работать. Никто бесплатно, как на форуме, думать не хочет.
-0+
#Камышин Андрей Александрович
30.08.2016, 16:35
Многие думают: развивать флот это заняться сразу судостроением. На примере грузового флота: флот у нас в стране есть только он ушел на загран. перевозки, потому что внутри России возить нечего. Новое судно на внутренних перевозках никогда не окупится, скорее тоже на загран перевозки уйдет. А вторая проблема флота: банковская политика. Можно ли сегодня взять кредит под груз на перевозку, скажем 100млн. руб? Оленину с Ямала в Европу возит финская судоходная компания, почему не русская ? Потому что для наших это не подъемно по деньгам.
-0+
#Михаил К.
30.08.2016, 20:57
Если говорят, что речной транспорт самый дешевый, то они должны это утверждать с учетом окупаемости флота. Иначе это пустой звук получается.
-0+
#Камышин Андрей Александрович
31.08.2016, 10:19
Да он дешевле если сравнивать стоимость перевозки тонны на километр . Но идти по пути удешевление перевозок  это путь к банкротству . не все предприятия сегодня платят своевременно .А больше не с кем работать. Сегодня так и происходит.Это не хватка денег на зарплаты, ремонт флота.Есть другой  путь . Искусственное увеличение доли речных перевозок . Просто выделение налаженных маршрутов,проработанных, исключительно для флота. Например в советское время строили суда-овощевозы , проект СТ.Они и сейчас есть. Для перевозки помидоров из Астраханской , Ростовской , Краснодарской областей  в другие города. Вот один из маршрутов. стоимость овощей будет меньше.за одно в  дадим работу. А для этого нужна помощь правительства.
-2+
#Головешкин Владислав Борисович
01.09.2016, 02:19
Карта нашей страны пронизана голубыми артериями. И грех не использовать эту сеть. На одном из форумов я предлагал примерную инфраструктуру ВВП. Город-речной порт, речной вокзал с торговым центром и пр. Село-пристань с дебаркадером с размещенными на нём отелем, киноконцертным залом, поликлиникой или фельтшерским пунктом и торговым центром. Пристани на расстояниях дневного хода те 50-70км. И надо отделить мух от котлет. Круизы, скоростной пассажирский, гругопассажирский и чисто грузовой состав судов.
Уверен всем им найдётся применение. Сам с ностальгией вспоминаю прекрасный круиз по Волге в 1976 году на т/х  "Михаил Багратион"-плавтурбазе Министерства обороны СССР, Москва-Астрахань-Москва. Это были незабываемые экскурсии, зелёные стоянки и конечно праздник Нептуна. Прекрасный маршрут на т/х "Анатолий Папанов"  Санкт Петербург- Москва.
-0+
#Баженов Николай Николаевич
01.09.2016, 17:13
Абсолютно правы те, кто ратуют за развитие грузовых и, в частности, контейнерных перевозок! Могу добавить, что дотация пассажирским транспортным линиям весной и осенью поступала из средств, заработанных грузовым и буксирным флотом. За то летом, в пик сезона, пассажиры давали существенные доходы государству и отрасли!
-1+
#Макеева Марина Альбертовна
03.09.2016, 12:24
Каюты 5 звёзд !!!  Представляю сколько будет стоить такая каютка, сможет ли среднестатистический наш родной Российский турист купить тур на этом теплоходе? Нет,  не сможет, теплоход строится для богатых Мира сего, и  для иностранцев ,  а мы любители речных путешествий опять будем отдыхать на переделанных грузовых баржах?  Может надо было начинать поднимать флот не с дорогущего лайнера, а с небольших  бюджетных теплоходов, где сможет приобрести путёвку любой  гражданин со средним, и ниже среднего доходом. Господа, я живу с Сибири, где есть  прекрасная река Обь, в Советское время у нас было четыре туристических теплохода , покупать тур на лето надо было зимой, иначе могло было просто не достаться путёвки .  Речной туризм пользовался невероятным успехом, много подростков один раз отдохнув на реке заболевали флотом надолго, сейчас знаете где отдыхают Сибиряки?  Сибиряки отдыхают  п далее...
-0+
#Андреева Наталья
04.09.2016, 10:31
Большое спасибо господину Баженову за статью, так же полностью поддерживаю Марину Макееву. От себя хотелось бы прибавить... Буквально вчера подбирала круиз для семьи в известных компаниях, позиционирующих себя флагманами речного круизного флота. И что? Первое - цены, за что? За старый теплоход, модернизированный (неизвестно как и кем),
-0+
#Андреева Наталья
04.09.2016, 11:15
СОРРИ, НАЖАЛА ENTER Продолжаю:  за утраченный стиль 588, 302 и прочих проектов? За балкончики? Это вообще, бредятина. Кто мог додуматься до балкончиков на прекрасных проектах теплоходов? Так же и раскраска белых красавцев, Зачем??? Думают, что не узнают чей теплоход? Теплоходы "Водоход" и "Гамма" прекрасно окрашены, просто и со вкусом и их все узнают. Что еще удивляет, менеджеры некоторых компаний уже не знают, что бы еще переделать на свой лад и они именуют палубы, например Екатерина Великая или Иван Грозный... Зачем? А названия круизов? Ладно, если это касается нашей истории, кино, волжских городов, но круиз "День и ночь Чикаго" это перебор. Ребята, надо же как то со вкусом подходить к выбору тематики. Идем дальше, платить за аниматоров, с навязчивыми конкурсами и мастер - классами и бортовками, которые тоже надо уметь проводить? За директоров круизов, без которых прекрасно обходилась тл? За весь тот персонал, который не отвечает за безопасност далее...
-0+
#Титов Евгений Иосифович
04.09.2016, 21:56
Ещё совсем недавно, полтора десятка лет назад, в замкнутом Бельском бассейне ходило 48 единиц пассажирских судов у 17 организации. Каждое 15 судно было пассажирским.  У бельского пароходства, тогда оно ещё тогда называлось, была 21 единица, в том числе туристические проекта № 305 по последним названиям : Салават Юлаев,  Башкотростан,  Василий Чапаев,  Муса Гареев,  Ф.Кибальник, В.М.Зайцев,  Габдулла Тукай,  Герой Ю. Гагарин,  Герой А. Головачёв,  Мулланур Вахитов,  Бригантина. Они совершали круизы до Астрахани, Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Волгограда, Казани, Перми и другие города. Пользовались огромной популярностью не только у жителей Уфы и Башкирии, но и ближайших Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской областей. В виду нехватки местных судов, частенько в Уфу приходили Московские, Пермские и Нижегородские суда. На причалах и зелёных стоянках суда стояли аж в четы далее...
-1+
#Титов Евгений Иосифович
04.09.2016, 22:20
Продолжение. За всю 150 летнюю историю парового и современного судоходства  на Белой, не было такого упадка и опустения реки как в этом году. На всём 450 километровом протяжении магистральной части реки, а она входит в ЕГС ЕЧ РФ,   в среднем в сутки в движении имелось всего  1-3 судна. Из круизных ходил один "Башкортостан" и только в период с июня по начало сентября. Поэтому тысячу раз прав Баженов, что проблему нужно решать неотложно, пока судоходство окончательно не "легло на бок".
-3+
#Марков Владимир Николаевич
05.09.2016, 17:08
Очень актуальная и важная статья флагман-капитана пассажирского речного флота Николая Николаевича Баженова. Хотелось бы дополнить проблему развития речного транспорта вопросами гос.управления.Думаю настало время возродить прекрасное Министерство речного флота с глубоким анализом работы флота за всю историю его сосуществования.
Накануне Госсовета в СМИ прошла информация,что  водные ресурсы и весь транспорт, включая водный, теперь в руках Сергея Иванова.Понятно,что в условиях,когда в России создана и работает экономика мобилизационного типа С.Иванов будет контролировать логистику военных перевозок в т.ч. и на ВВП.В современных условиях Министр транспорта РФ также руководит всеми процессами на водных путях.А что остаётся руководителю Росморречфлота? Ждём ещё официальных итогов и решений Госсовета по развитию ВВП,которые подпишет Президент и ещё раз вернёмся к этой очень важной и актуальной теме.
-0+
#Марков Владимир Николаевич
07.09.2016, 08:59
Бедственное положение порта Комсомольска-на-Амуре заставило реагировать местные власти
 
http://www.morvesti.ru/detail.php?ID=58073
-0+
#Михаил К.
10.09.2016, 12:50
Думаю, что в отношении использования пассажирского флота недорабатывают и маркетологи и даже проектанты. Думают, если появились обеспеченные, значит пора удорожать стоимость. Обеспеченные в большинстве своем не любят каждый день смотреть на одни и те же фейсы, которых на "пароходе" порядка трехсот будет. Максимум пять, на три-пять человек и сами целый "пароход" снять могут, а другого посели в каюту, у него клаустрофобия может начаться, они привыкли к другой метражности. Средний класс тоже на работе устает, он толкотни не особенно любит. Сложившийся туристический уклад скорее для обычных коммуникабельных людей, которые, как обычно, серьезными средствами и не обладают. Поэтому проектанты и должны учитывать, как обеспечить максимальный съем с одного квадрата, или кубометра, а не с количества массовиков-затейников, нанятых туркомпанией. Тогда и государству будет над чем поразмышлять, кому и в чем помочь.
-1+
#Михаил К.
10.09.2016, 12:56
Вот когда было МРФ РСФСР, тогда и жаловались, что это плохо, что не МРФ СССР. Теперь ведомство стало общероссийским - опять плохо. Если будет гарантия, что вместол 2% будут возить все 20, можно было бы и подумать о реорганизации.
-1+
#Марков Владимир Николаевич
13.09.2016, 19:22
http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/52871
-2+
#Алоева Елена Алексеевна
07.11.2016, 02:10
Очень понравилась статья Николая Николаевича Баженова. Крупногабаритный флот и с большой осадкой не для Волги и канала имени Москвы. Нужен для перевозок грузов такой как СТ и ГТ, которые раньше ходили . Маленькая осадка и хорошая скорость. Так же пассажирские перевозки нужны для среднего класса , а не только "ЛЮКС "для богатых туристов и иностранцев . Хочется просто проехать по нашей Волге, полюбоваться просторам и без аниматоров и экскурсий. Очень дорогое удовольствие стало путешествовать. В Турцию дешевле съездить, чем прокатиться по родной реке.
Свежие новости