|
Валерий Рзянин - генеральный директор ООО "Ладожская верфь" |
О рыболовецком флоте
- Расскажите, пожалуйста, занимается ли сейчас верфь ремонтом или строительством рыболовных судов?
- Занимается, но сегодня ремонта и новостроя стало мало. Хотя изначально ремонт и строительство рыболовецких судов были нашим основным направлением. Раньше верфь входила в состав рыбколхоза им. Калинина, одного из крупнейших на Северо-Западе. Сегодня Ладожская верфь продолжает дело рыбколхоза.
- Какие типы судов строили и ремонтировали?
- В основном, лодки и рыбопромысловые суда — МСП (малый сетеподъемник) проекта 111 и ССП (средний сетеподъемник) проекта 211. Проекты передались нам по наследству от Межколхозного бюро. Раньше МСП и ССП отправляли по всему Советскому Союзу: в Калининград, на Байкал, Черном море и Белом море и т.д.
- Какая сейчас доля рыбаков в общем портфеле ваших заказов?
- Совсем небольшая, но сейчас прослеживается определенная тенденция: государство начало обращать внимание на рыболовный флот. В марте этого года мы были в Мурманске на форуме по судостроению и безопасности мореплавания. В нем принимали участие Росрыболовство, представители Минпромторга и судостроительных предприятий, судовладельцы. На форуме разговор шел преимущественно об обновлении крупнотоннажного рыболовного флота. Мы же занимаемся строительством маломерных судов. Их заказывают, в основном, малые предприятия и частные заказчики, которые занимаются прибрежным ловом на озерах и реках. Это разные сегменты рынка.
- Есть ли какие-то положительные изменения в этом вопросе?
- Наша верфь начала взаимодействовать с калининградскими рыболовецкими компаниями, им нужна серия судов. Там есть и другие судостроительные предприятия, но если мы предложим более хорошие условия, то сможем конкурировать с ними.
- Какие основные клиенты среди рыболовецких компаний?
- В основном, это частные предприятия. Когда колхоз развалился, звенья стали отдельными компаниями — к примеру, "Окунь", "Прибой" и многие другие. У них на балансе были от одного до четырех работающих судов. Но в последнее время многие компании и частники продали свои суда. В Волховском районе стало очень мало рыбы. Сейчас много ловят в Карелии и на Балтике.
- А инфраструктура рыбаков на Ладоге осталась?
- Амбары, где они чинят снасти и проводят мелкий ремонт судов.
|
Рыболовецкие суда на ремонте |
- Что сейчас составляет основу ладожских рыбаков?
- Средние сетеподъемники, малые сетеподъемниками и СРБ — средние рыболовные боты.
- И какое у них техническое состояние? Какой износ?
- Износ большой. Многие суда уже практически непригодны для работы.
|
В прошлом "рыбаки", ныне - парусники на ремонте |
- Их хоть немного обновляют? Строят ли новое?
- Практически нет. Так, латают что-то, а новостроя практически нет.
- Сколько промысловых судов построила Ладожская верфь за текущий год?
- За 2016 год мы построили три рыболовных судна. Два новых средних сетеподъемника из них мы отправили в Мурманск. Причем впервые перевозили трейлером в сборе. Сетеподъемники имеют длину 16 м и высоту 4 м. Раньше малые сетеподъемники отправляли исключительно железнодорожным транспортом, потому что подходят по размерам. Средний сетеподъемник уже не получается отправить: либо на двух платформах, либо своим ходом до заказчика.
- Кто в Ленинградской области и Карелии ваши основные конкуренты среди ремонта рыболовецкого флота?
- Конкурентов у нас нет. Мы получили в наследство проекты рыбоколхоза, которые строили только тут. При Союзе каждое предприятие занималось производством собственных проектов. Наши проекты строили у нас, поэтому и ремонтируем их тоже мы.
- Рыболовецкий флот очень насыщен оборудованием, с производством которого в нашей стране проблемы. Чем снабжаете строящиеся суда?
- Наукоемкое и дорогое оборудование зарубежного производства монтируется на больших траулерах, ярусоловах, плавбазах и т.д. На малых промысловых судах все проще: обычные сетевыборочные машины либо траловая лебедка.
- Какой процент отечественного оборудования на рыболовецких судах?
- Российского уже практически не осталось. Я бы сказал, что отсутствие промыслового оборудования – это не главная проблема. У нас, например, нет даже главных двигателей, особенно на маломерный флот. Поэтому приходится предлагать заказчику импортный двигатель. Если у заказчика нет денег, то поступаем проще – конвертируем тракторный двигатель в судовой. Выкручиваемся.
- Сколько рыболовных судов вы готовы строить в год?
- Наши производственные мощности позволяют нам сдавать до 4-х судов типа ССП в год. И мы можем нарастить эту цифру до 6-ти в год. Если будет серьезный заказ. По отраслевым изданиям видно, что все наши заводы работают, в основном, по линии Министерства обороны: строят корветы, фрегаты, подводные лодки. Мы военкой не занимаемся, а гражданского судостроения сейчас в стране мало, мало и заказчиков. Прогнозировать загрузку даже на пять лет проблематично. Поэтому когда меня спрашивают о планах, я всегда отвечаю: придет заказчик, закажет пароход — будем строить. Не придет — значит, будем искать другие варианты.
Кадры: вопросы и проблемы
- При появлении крупного заказа вы имеете возможность нарастить количество работников. А откуда народ планируете брать?
- Сейчас на Ладожской верфи работает 40 человек. У нас есть постоянный костяк рабочих. Все сотрудники верфи — местные жители. Наемных или приезжих в коллективе нет. Если появится необходимость привлечь кадры, то можно воспользоваться предложениями со стороны, к примеру, с Украины. Оттуда постоянно звонят, различные выездные бригады предлагают свои услуги. Единственная кадровая проблема — это проблема с молодежью.
- В Новой Ладоге проблемы с молодежью?
- Мне кажется, эта проблема присутствует везде. Раньше молодежь обучали в профтехучилищах. Сейчас ПТУ нет, и теперь рабочим специальностям не учат. К примеру, на нашей верфи все токари — это пенсионеры. Кем замещать достаточно старый контингент? Квалифицированной молодежи нет. Сейчас профессия токаря почему-то не считается престижной среди молодежи. У нас молодые токари месяц поработают и уходят. А ведь это трудная, но интересная работа. Хорошо, что хотя бы у сварщиков есть училище. Но и квалифицированных специалистов в сварке надо постараться найти.
- А какая средняя заработная плата на верфи?
- В среднем выходит 25 тысяч. Кто-то получает больше, кто-то меньше.
Проект, подаренный Петербургу
- Какую часть в работе верфи занимает судоремонт?
- Примерно треть всех работ – это судоремонт. Порой даже до половины доходит. Сейчас две "Фонтанки" строим, две "Фонтанки" ремонтируем. Еще встал на ремонт плашкоут "Монастырский" со Спасо-Преображенского Валаамского монастыря для замены обшивки и капитального ремонта.
|
Плашкоут "Монастырский" на ремонте |
- Давайте поподробнее обсудим вашу "Фонтанку". Вы в ноябре спустили на воду очередной теплоход проекта 2105. Заказчик — петербургская компания?
- Да, потому что эти теплоходы созданы исключительно для Санкт-Петербурга. Для петербургских каналов важен каждый сантиметр, не говорю уже про бесчисленное множество различных мостов. Проект 2105 реализовало ООО "Центральная измерительная лаборатория" для Северной столицы по нашему заказу. От традиционной "Фонтанки" Р-118 наш проект 2105 отличается принципиально иными обводами корпуса и системой набора.
- Других прогулочных судов не делаете?
- Нет. "Фонтанка" – единственный тип теплохода. Уже проверено на практике и из личного опыта, что на него большой спрос у пассажироперевозчиков.
- А заказывают, в основном, бюджетный вариант или с хорошим оснащением?
- Заказывают разные теплоходы. Но стоит заметить, что "Фонтанки" практически идентичны, потому что в проект сложно внести какие-то изменения из-за надзора Регистра. Для того чтобы что-то добавить или изменить, следует согласовывать большой пакет документов. С Российским речным регистром ведется очень строгая работа.
- Про оборудование на "рыбаках" мы поговорили, а что за оборудование стоит на "Фонтанках"? Какой процент отечественного?
- На "Фонтанке" преимущественно установлено российское оборудование. За исключением рулевой системы, ее нам поставляет голландская компания "Vetus". Собственно, ее мы используем и на пассажирских, и на рыболовецких судах. "Vetus" предлагает хорошие цены и надежное оборудование. Двигатель отечественный — ЯМЗ, водометы производили на Костромском судомеханическом заводе.
О насущном
- Кризис и санкции сильно отразились на работе верфи?
- Отразились. Причем порой загадочным образом. Выходили на рынок Египта — египтян интересовали и до сих пор интересуют наши проекты: и рыболовецкие суда и пассажирский флот. Ведь на реке Нил и "пассажиры" ходят, и рыбу ловят. Доходим до стадии подписания договора. И случается трагедия над Синаем — происходит крушение российского самолета. И в одно мгновение все связи с Египтом наша страна разрывает, срывая наш контракт. Кажется, что крушение никаким образом не касается нас за исключением национальной трагедии. Но отразилось напрямую на нашей работе. Из-за разрыва отношений с нашей страной у Египта низко упал туропоток из России, а это отразилось на финансировании.
|
Производственный цех Ладожской верфи |
Причем египетская делегация посещала Россию в сентябре. Прибыли в Калининград по поводу заказа на строительство судов. У египтян возникли проблемы с визой — им дается всего 6 дней на посещение страны, а мы-то без визы можем прилететь в Калининград. Они все дни потратили на поездку в Калининград и не смогли до нас доехать, хотя очень хотели познакомиться с производством Ладожской верфи, "пощупать". Изначально Египет планировал заказать 4 судна.
- А что за типы судов?
- Пару "Фонтанок" и пару ССП.
- Сколько на сегодня судов построила верфь?
- С 2005 года со строящимися сейчас это будет 53-е пассажирское судно, из них 34 "Фонтанки". Сейчас в цехе строятся два теплохода проекта 2105. Весной будет спуск. Оранжевая "Фонтанка", что спускали в ноябре, — теплоход "РКМ-1".
|
Теплоход проекта 2105 тип "Фонтанка" - "РКМ-1" |
- Кто-нибудь еще строит "Фонтанки"?
- Ладожская верфь начинала вместе с "Петротранс-инжиниринг", мы совместно осуществляли проекты ПС и "Фонтанки". Позже "Петротранс" реализовал проект "Мойка" и занимался их строительством.
- Где базируется строительство судов у "Петротранс-инжиниринг"?
- Они уже лет пять не занимаются судостроением. У них появились проблемы с Регистром, и у компании отозвали лицензию. А чтобы строить "Фонтанку", как и любое другое судно, нужно иметь свидетельство о признании.
|
Строящийся теплоход проекта 2105 типа "Фонтанка" на стапелях Ладожской верфи |
Наша верфь в прошлом имела еще два других проекта: "Ладожанка" и ПС, но они особо не пользовались спросом. Раз в три года заказывали. А "Фонтанку" берут и сейчас. Реновация любого проекта происходит раз в пять лет. И реновацию ПС и "Ладожанки" мы не стали делать из-за отсутствия спроса, а реновацию "Фонтанки" произвели. Так ушли остальные проекты, оставив самый ходовой теплоход.
- Пытались ли открывать для верфи новые направления? Для других городов с доступом к реке строить?
- Предложения поступают всегда, и в перспективе есть ряд заказов. Из Тюмени от владельца сети отелей поступало предложение на строительство теплоходов. Но проблема заключается в том, что другие региональные города, несомненно, прекрасны, но там нет такой популярности прогулок по реке и такого архитектурного богатства, как в Санкт-Петербурге.
- Огромное спасибо за содержательную и интересную беседу! Желаем верфи успешного развития и получения новых заказов!