Квоты в "северном тумане"

В начале этой недели в Санкт-Петербурге прошла пресс-конференция, посвященная развитию российского рыбопромышленного комплекса. Мероприятие было достаточно содержательным, а главное — весьма актуальным. В последний год с "рыбного фронта" идет масса новостей, причем как хороших, так и не очень.

К первым относятся успехи в закладке и строительстве новейших рыболовных судов на отечественных верфях. Ко вторым — коллизия вокруг вопроса о квотах. Напомним, что вовсю обсуждается возможная отмена правительством исторического принципа распределения квот на краба и возврат к аукционам. Причем рыбаки опасаются, что одним крабом дело не ограничится.


Дело в том... Впрочем, тут мы уже плавно стали перетекать в содержание самих выступлений участников пресс-конференции. Слово члену Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству Игорю Муравьеву:

– Общественный совет при Росрыболовстве на двух очных заседаниях четко выразил свою позицию: считать недопустимым принятие изменений в законодательство о рыболовстве в закрытом, секретном режиме без прохождения процедуры оценки регулирующего воздействия и обсуждения с рыбохозяйственными ассоциациями. К сожалению, телодвижения с законодательством происходят в мощном северном тумане. Разговоров много, много эмоций, но никто не видел законопроекта, все делается не очень понятно.

Ровно о том же заявил на мероприятии и председатель Ассоциации торгово-промышленных палат Северо-Запада Юрий Васильев:

– Мы до сих пор, к сожалению, видим, что правительство проводит изменения в законодательстве в очень закрытом режиме. И нет текстов, нет документов, по которым можно достаточно четко проанализировать и понять, что оно хочет.
 

Юрий Васильев / Фото: Ленинградская областная торгово-промышленная палата


Дело не ограничится крабами?

Зато очень хорошо понятно, чего хотят сами рыбаки — не возвращаться в прошлое. О том, что из себя представляло это прошлое, напомнил исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Сергей Несветов.

– В 2001-2003 годах квоты на большую часть биоресурсов распределялись по аукционному принципу. В результате после трех лет такой практики что получили? Финансовую кабалу практических всех рыбопромышленных предприятий. Потому что у рыбаков, естественно, не было столько денег, а цена квот на рыбу, как правило, превышала разумный размер прибыли, которую можно с этой квоты было получить. Люди для того, чтобы остаться в бизнесе, шли на любые цены и любые условия. В итоге, полный разгул браконьерства, криминал. Отрасль к концу 2003 года действительно представляла из себя черную дыру. К 2004 году были подготовлены материалы для президента к Госсовету. И там было принято решение, что эту практику нужно прекратить, она является пагубной. И квоты, как во всех развитых в смысле рыболовства странах, закреплять по историческому принципу на долгосрочной основе с правом пролонгации на следующий период при отсутствии у компании нарушений действующего законодательства и правил рыболовства.

Итогом, по его словам, стало то, что по прошествии семнадцати лет рыболовство превратилось в одну из самых динамично развивающихся отраслей промышленности России. За последние 5 лет не было зафиксировано ни одного случая браконьерства среди легальных пользователей.

– Что происходит сейчас? Сейчас появилась идея вернуть все обратно, и квоты распределять на основании аукционов. То есть по принципу – кто больше дал, того и квота. При этом, насколько я понимаю, абсолютно не будут учитываться никакие факторы. Ни наличие флота, ни наличие персонала и каких-то компетенций, ни история промыслов – абсолютно ничего, – указал Сергей Несветов. – Уже сейчас вся отрасль находится в состоянии некоторой растерянности. Потому что если аукционы будут введены, они будут введены не только в отношении крабов, как написано в дорожной карте. Краб упомянут там прямо, а все остальные водные биоресурсы упомянуты вторым пунктом: раз в три-пять лет нужно делать аукционы на все, что посчитает важным правительство. Когда рыбаки спрашивают, а не приведет ли это к тому, что 50% из них могут отправиться домой и остаться без работы, я, например, не знаю, что им сказать.
 

Сергей Несветов / Фото: Ленинградская областная торгово-промышленная палата


Аукается это уже сейчас, в том числе и на судостроении, поскольку рыбодобывающие компании в таких условиях ставят "на паузу" все проекты, которые связаны с краболовами. Тот же СЗРК в прошлом году вел переговоры с Выборгским заводом, собирался строить десяток таких судов, причем по шести из ним уже подписали контракты. Но "крабовый кризис" привел к тому, что реализация заморожена.

Консорциум это объясняет тем, что не видит смысла вкладывать 27 миллиардов рублей в суда, по которым у нее теперь нет уверенности — смогут они через пять лет добывать краба или нет. А вдруг следующий аукцион выиграет кто-то другой? При этом такая угроза вполне реальна, поскольку на новый аукцион могут прийти компании, которые как раз не вкладывали деньги ни в какое строительство и лишь за счет этого имеют свободные финансовые резервы в нужном объеме.

Более того, СЗРК уже столкнулся с настороженным отношением к своим проектам со стороны банковской сферы — там тоже в курсе этой ситуации и не горят желанием вкладываться в то, что, возможно, обернется замком на песке.

Бизнес просит повысить налоги

— При этом мы не слышали аргументов за аукционы, — говорит Сергей Несветов. — Все разговоры с Росрыболовством, которое по факту поддерживает эту идею, о том, зачем же это нужно, сводятся к аргументации, которая страдает отсутствием причинно-следственных связей. Те действия, которые предлагает Росрыболовство в виде аукционов, очевидно, не ведут к достижению декларируемой цели. Например, увеличение рыбопродукции на российском берегу, в российских магазинах, снижение цен на рыбопродукцию – здесь не нужно обладать экономическим образованием для того, чтобы понять, что если мы все квоты раз в три-пять лет будем покупать за большие деньги, то это никак не может привести к уменьшению цен в магазинах. Это очевидно.

Разобрал он и еще один аргумент — о том, что бюджету нужны деньги.

— Наверное, это так, но мне всегда казалось, что для бюджета критически важны надежные налогоплательщики. А надежные налогоплательщики появляются только тогда, когда у бизнеса есть внятные предсказуемые, стабильные условия. Тогда бизнес может вдолгую инвестировать, развиваться и платить налоги. И второе – если бюджету нужны деньги, есть очень простой способ эти деньги в бюджет перенаправить. Есть такой механизм, как ставка сбора за ВБР. Росрыболовство утверждает, что они достаточно низкие, и самое интересное, что рыбаки в этом смысле с ними согласны — эти ставки действительно достаточно низкие, и по некоторым ВБР они могли бы быть гораздо больше. Мы с этим согласны, с этим не спорим. Наверное, это единственный случай, когда бизнес просит рассмотреть повышение налогов вместо введения некоего регуляторного хаоса и отмены тех базовых принципов, которые привели к развитию отрасли за последние пятнадцать лет.
 

Андрей Пивинский / Фото: Ленинградская областная торгово-промышленная палата


И, конечно, руководитель СЗРК не упустил возможности включиться в общий хор недоумения по поводу "атмосферы секретности".

— Удивляет позиция регулятора, — заявил он. — На последнем Общественном совете руководитель Росрыболовства Илья Васильевич Шестаков откровенно заявил рыбакам, что на сегодняшний день такого законопроекта пока нет. В это же время как раз на сайте висело сводное заключение комитета Госдумы по бюджету и налогам по поводу ФЗ о бюджете на 2019 год, куда внесены уже доходы от аукционов, которых нет еще в законе. То есть, доходы в бюджете уже есть, а в законодательной базе еще нет. Это вызвало на заседании комитета большой скандал. Тем не менее, в сводном заключении комитета сказано, что 15 октября 2018 года – этот закон поступил в Минфин на согласование. У нас вопрос: так он есть или его нет? Кому верить в этой ситуации? Абсолютно непонятно. Ответа нам, к сожалению, так никто и не дал.

У других представителей рыбацкого сословия схожие опасения. Президент Торгово-промышленой палаты Архангельской области Василий Сидоровский накануне пресс-конференции побеседовал на эту тему с местными рыбаками, с руководителями рыболовецких колхозов, с генеральным директором "Архангельского тралового флота" Алексеем Заплатиным, с главой целого ряда архангельских рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Александром Антипиным. Общее мнение: аукционы лишают рыбаков будущего.

— Что касается рыболовецких колхозов, наверное, это станет последним гвоздем в гроб, — начал рисовать мрачную перспективу Василий Сидоровский. — Потому что в 2006 году наши колхозы уже лишили права заниматься зверобойным промыслом. Сегодня у нас проблема с тем, что рыболовецкие колхозы фактически прекращают свою деятельность. А на них лежит вся инфраструктура вдоль Баренцева и Белого морей.

Единственный выход он видит в моратории на внесение изменений в принцип распределения квот на вылов. По крайней мере, для тех предприятий, которые вошли в программу инвестиционных квот и уже строят суда.
 

Прямое включение из Архангельска / Фото: Ленинградская областная торгово-промышленная палата


Что в итоге?

Итогом пресс-конференции стали две рекомендации правительству России. Приводим их в том виде, в каком они были сформулированы на самом мероприятии:

1. Рекомендовать сохранение действующего сейчас принципа распределения квот на вылов водных биоресурсов. Данный принцип был сформирован по итогам Государственного совета и заключается в следующем: 20% квот некоторых водных биоресурсов, выделенных на инвестиционные цели, сохраняется и подтверждается исторический принцип в отношении оставшихся 80%. Либо 100% квот водных биоресурсов, не вошедших в перечень инвестквот.

2. В случае появления новых инициатив и предложений по изменению существующего принципа распределения квот на вылов водных биоресурсов законодательные акты обязательно должны быть представлены в ТПП РФ и региональные ТПП для проведения процедуры оценки регулирующего воздействия, проходить широкое открытое обсуждение. И окончательная редакция должна учитывать консолидированное мнение представителей рыбопромышленной отрасли и властей регионов.

Материалы по теме:
Крабы грозят дефолтами и цунами (о квотах на вылов краба)
Про цену рыбы, маломерный флот, аквакультуру и курсантов (интервью с врио руководителя Северо-Западного территориального управления Росрыболовства)
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
Первый результат "квот под киль" (о закладке траулера проекта ST-118L-ATF на Выборгском СЗ)
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором завода "Янтарь").




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025