На данный момент, как отметил глава ОСК, на просторах России по программе строятся 43 судна. С его же слов, это – "капля в море", однако дело сдвинулось с мертвой точки, и уже с 2019 года сдают первые суда. Всего к своим заказчикам судов по "Квотам под киль" отправилось пять. Посмотрим на них
Суда, ушедшие с "Янтаря"
Здесь еще в прошлом году отправили в плавание третий траулер-сейнер проекта SK-3101R "Василий Каплюк", а до него "Командор" и "Ленинец". Проектантом выступила компания Skipskompetanse AS (г. Малой, Норвегия), а заказчиком Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина из Петропавловска-Камчатского. Не обошлось без некоторых "рабочих моментов": в процессе строительства завод столкнулся с проблемами по документации, о чем для нашего издания рассказывал еще в момент строительства судна исполняющий обязанности главного инженера верфи Игорь Леонов.
Заводу пришлось самостоятельно решать часть вопросов касательно РКД. На "Янтаре" освоили технологию металлизации корпуса, для чего пришлось закупать новое оборудование, обучать специалистов.
Что за судно в итоге было построено?
SK-3101R – траулер-сейнер, задача которого – ловить рыбу кошельковым неводом, донным и пелагическим тралом и снюрневодом. Его ключевая особенность – танки с охлаждаемой морской водой, температура в которых сохраняется на отметке от 0 до -1. Благодаря этому продукция дольше хранится, что упрощает обработку рыбы на предприятии.
SK-3101R предназначен для ловли различных видов донной и пелагической рыбы: минтай, треска, палтус, камбала, сельдь, иваси и т. д. Кстати, контракт на подобные суда стал первым на российском рынке после перерыва в 20 лет.
Технические характеристики SK-3101R:
Длина габаритная | 50,60 м |
Длина между перпендикулярами | 43,88 м |
Ширина по наружной кромке шпангоутов | 12 м |
Танки хранения рыбы, охлаждаемые морской водой | 800 м3 |
Главный двигатель | 1 х 2210 кВт |
Дизель-генератор | 2 х 750 кВт |
Валогенератор | 1 х 1090 кВт |
Но куда интереснее нам было узнать, как траулеры-сейнеры показывают себя в деле, для чего наш корреспондент пытался неоднократно связаться непосредственно с Рыболовецким колхозом имени В.И. Ленина. Ответ получили короткий, но предельно содержательный: "Отлично показывают себя суда!"
Также по заказу Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина "Янтарь" строит Большой морозильный рыболовный траулер проекта 5670WSD "Виктор Гаврилов", который разработала ООО "Вяртсиля Восток". Повнимательнее на это судно посмотрим, когда его передадут заказчику (в планах – сентябрь 2023 года).
ПАО "Выборгский судостроительный завод" и "Баренцево Море"
Здесь в прошлом году головной траулер-процессор "Баренцево Море" был передан АО "Архангельский траловый флот" (входит в состав НП "Северо-Западный рыбопромышленный консорциум"). "Баренцево Море" стало первым крупнотоннажным траулером, построенным на российской верфи за последние 30 лет под класс Российского морского регистра судоходства. Всего с Выборгской верфи сойдет четыре судна проекта KMT01. Эксплуатировать его планируют в суровых северных морях.
"Баренцево море" - головной траулер-процессор проекта KMT01 / Фото: "Выборгский судостроительный завод", ОАО |
Технические характеристики траулера-процессора КМТ01
Длина, м | 86,00 |
Ширина, м | 17,00 |
Осадка максимальная, м | 8,90 |
Автономность, сут | 30 |
Вместимость грузовых морозильных трюмов, м³ | 2500 |
Вместимость трюма рыбной муки, м³ | 350 |
Вместимость консервного трюма, м³ | 100 |
Производительность морозильного оборудования по готовой продукции, т/сутки | 100 |
Производительность рыбоперерабатывающей фабрики по производству филе, т/сутки | 40 (по сырью) |
Производительность рыбомучной установки по готовой продукции (рыбная мука + рыбий жир), т/сутки | 60 (по сырью) |
Производительность консервной фабрики, условных банок/сутки | 5000 |
Мощность главных двигателей, кВт | 1 х 6000 |
Экипаж судна и персонал фабрики, чел. | 49 |
Скорость, узл. | 15 |
На промысловые испытания "Баренцево Море" должно было выйти еще 4 февраля этого года, но пока что не сложилось. Сейчас судно готовится к ним в Норвегии, хотя, этим с нашим изданием поделился заместитель генерального директора СЗРК по развитию и модернизации флота Николай Назаренко, и там оказалось не все просто с приездом сервисных инженеров (*на момент звонка). Именно они должны провести окончательную настройку судна к промыслу: техника на фабрике траулера-процессора "Баренцево море" серьезная и требует такого же к ней подхода.
Таким образом, посмотреть на то, как покажет себя судно в деле, мы сможем не раньше второй половины апреля, если все пойдет по графику. Пока что дата начала промысловых испытаний – 10-11 апреля. К этому нужно добавить еще около 9 дней, и вот тогда уже можно будет смотреть на первые результаты. "Настоящий" же промысел начнется не раньше того момента, как все будет должным образом настроено.
""Баренцево Море" – серьезный рывок вперед", – при этом отметил Николай Назаренко.
Также он добавил, что сразу высоких результатов ждать не стоит и привел в пример краболов "Зенит", которому пришлось работать в схожих условиях пандемии. Тогда сервисные инженеры из-за ковида просто не смогли приехать, и экипажу пришлось самостоятельно отстраивать процесс. Сейчас "Зенит" работает как надо.
"Верфи братьев Нобель" и малый рыболовный траулер "Вымпел"
Судно "Вымпел" спустили на воду еще в ноябре 2019 года, дальше, как и полагается, на нем проходили все необходимые работы, ходовые испытания, но часть мореходных испытаний была отнесена до момента, когда судно прибудет на Баренцево море. Наконец, 14 сентября 2020 года был подписан акт приема-передачи малого рыболовного траулера, и вскоре он отправился к своему заказчику. Тут и началось самое интересное.
Вообще, заказчик высоко оценил качество работ и эксплуатационные характеристики судна, однако вскоре выяснилось, что есть "некая проблема с лебедками". На поверхности этот вопрос не лежал, поэтому мы обратились в ООО ПТФ "Карелрыба" (заказчик). Так как переговорить непосредственно с директором предприятия, Алексеем Бараковым, не удалось, то транслируем слова его заместителя, которые мы получили на прошлой неделе. Тут все очень просто: судно в промысел еще не ходило, идет настройка оборудования. По поводу лебедок мы также ничего конкретного не добились, но вполне удовлетворены и таким ответом.
Немного погодя связавшись с другим контактным лицом, мы все-таки выяснили, что "нюанс с лебедками" решен и необходимые испытания завершились успешно. У траловых лебедок просто требовалось заменить тормозные реостаты.
Кстати, о самом судне. Строилось оно для промысла рыбы донным тралом, ее переработки в охлажденную продукцию в разделанном и и неразделанном виде, хранении и дальнейшей транспортировки в порт. Также по поводу "Вымпела" Росрыболовство сообщало, что траулер позволит заказчику не только получить дополнительные объемы на вылов трески и пикши в Северном бассейне, но даже использовать повышающий коэффициент для прибрежного рыболоства. Но, чтобы все увидеть на практике, конечно, еще придется подождать.
Напомним технические характеристики малого рыболовного траулера "Вымпел" проекта Т30В:
Длина наибольшая, м | 36,2 |
Ширина наибольшая, | 9,0 |
Высота борта на миделе до ВП, м | 6,0 |
Осадка корпуса по КВЛ от ОП, м | 3,0 |
Габаритная осадка, м | 4,0 |
Водоизмещение, т | 585 |
Дедвейт, т | 170 |
Объем рефриж.трюма (нетто), м3 | 232 |
Мощность ГД, кВт | 1х749 |
Автономность по запасам, сут. | 10 |
Экипаж/ спальных мест | 10/12 |
Скорость max, узл. | 11 |
Дальность, миль | 3400 |
Росрыболовство
Но наше исследование, конечно, не остановилось на том, что мы просто посмотрели на суда, как с ними обстоят дела... и все. Оставался один из главнейших вопросов: на сегодняшний день по программе сдано пять судов, можно даже сказать пять прекрасных судов, которые обязательно порадуют или продолжат радовать своих заказчиков. А где еще 13?
Дело в том, что к 2020 году планировалось сдать 18 судов – передали заказчикам, как мы говорили в начале нашей статьи, всего 5. Разгадка проста: на российских верфях и заводах давненько не строили подобного рода суда, поэтому сроки сдвинулись вправо, однако государство пошло на встречу заводам и рыбакам и разрешило скорректировать сроки.
По поводу ситуации высказался в декабрьском интервью для Fishnews заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Он заверил, что Росрыболовство не допустит ситуации, когда из-за срыва сроков строительства рыбаки потеряют квоты. Также озвучил важную информацию: если раньше было требование, по которому до 1 октября судно должно было быть полностью передано заказчику, то теперь в законодательство внесут изменения. Благодаря им последний этап (доналадка оборудования, испытания) уберут из этого графика. То есть, если судно готово на 90-95% и ясно, что в следующем году его введут в действие, то заказчик получит квоты.
Квоты под киль в цифрах
Также нам удалось получить официальные цифры от Росрыболовства по поводу реализации программы:
По состоянию на 7 апреля 2021 года заключено 79 договоров на закрепление инвестиционных квот за объектами нового строительства с общим объемом привлекаемых инвестиций 195 млрд рублей, из которых 55 договоров заключены на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов (30 – для Дальневосточного и 25 – для Северного рыбохозяйственных бассейнов).
Сегодня на стадии строительства на верфях находятся 26 судов, из которых 12 судов уже спущены на воду. Работы ведутся на следующих судостроительных заводах:
- ПАО "Выборгский судостроительный завод";
- ПАО "Северная верфь";
- АО "Ленинградский СЗ "Пелла";
- АО "Прибалтийский СЗ "Янтарь";
- ПАО "Адмиралтейские верфи".
Стоит также отметить, что на верфях Дальнего Востока в рамках программы будут заложены 6 судов для Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина на заводе ООО "Научно-производственный центр "Торсиотест" (Камчатский край).
Основными заказчиками являются такие компании, как ГК "НОРЕБО", РК им. В.И. Ленина, АО "Архангельский траловый флот", РК "Вирма", ГК "ФЕСТ" и ГК "Мурмансельдь-2".
"Программа инвестиционных квот уже доказала свою эффективность. С ее помощью до 2030 будет обновлено около 80% мощности рыбопромышленного флота. В рамках механизма предоставления инвестиционных квот стало возможным осуществление в России крупнейших со времен СССР проектов по строительству рыбопромысловых судов: закладка серии из десяти 108-метровых траулеров-процессоров, которые строятся на АО "Адмиралтейские верфи" для ООО "Русская рыбопромышленная компания", а также серии из десяти 80-метровых судов для группы компаний "НОРЕБО", строящиеся на ПАО СЗ "Северная верфь"", – ответили в Росрыболовстве.