Минобороны РФ отказалось от идеи безальтернативной покупки французского корабля «Мистраль» и в сентябре объявит на закупку и строительство вертолетоносца для ВМФ. Несмотря на то, что Объединенная судостроительная корпорация намерена выдвинуть для участия в тендере три своих предприятия — «Адмиралтейскую верфь» (Санкт-Петербург), «Янтарь» (Калининград) или «Звезда» (Большой Камень, Приморье), аналитики отмечают, что покупка корабля обойдется дешевле.
Собственно, в этом выводе скрывается приговор всей российской промышленности в целом, и петербургской в частности. То есть промышленность вроде бы есть, но далеко не всегда она конкурентоспособна.
«Возможности для проектирования и постройки современных военных судов у отечественных верфей есть», — прокомментировал ситуацию «Росбалту» эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации» Петр Клюев. Просто, по оценке аналитика, строить корабль в России нецелесообразно по себестоимости. «Неопределенной представляется перспектива строительства десантного корабля за 500-700 млн евро при возможности покупки готового судна за 350 млн, именно столько стоит «Мистраль», по некоторым оценкам экспертов», — отметил Клюев.
Уточним, в Санкт-Петербурге развито не только военное и гражданское судостроение (заводы «Северная верфь», Адмиралтейские верфи, Балтийский завод и др.). В городе располагаются крупнейшие предприятия машиностроения (Кировский завод, «Электросила», Ленинградский металлический завод и проч.). Кроме того, важными для петербургской промышленности официальные источники называют станкостроение, приборостроение, изготовление электроприборов и электронной техники, производство оптики. «Также развита цветная и черная металлургия, химическая промышленность, полиграфическая промышленность, легкая промышленность, — уточняется на сайте metaprom.ru. — В городе функционируют пять пивоваренных заводов, обеспечивающих пятую часть пива по стране». Кроме того, район Петербурга облюбовали для сборки автомобилей иностранные производители Ford, Toyota, GM, Nissan и др.
В целом же, как сообщил старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин, в структуре отгруженных товаров обрабатывающих производств Петербурга в 2009 года 28,2% занимала продукция машиностроения: транспортные средства, машины и различные виды оборудования (214,7 млрд руб.), 24,5% – пищевые продукты, напитки и табак (186,5 млрд руб.), 11,5% – продукция металлургии и готовые металлические изделия (87,8 млрд руб.), 5.8% химическая (44,1 млрд руб.), 3.4% строительные и другие материалы (26,2 млрд руб.), 3% целлюлозно-бумажная промышленность (22,5 млрд руб.),1,6% текстильная и швейная (12,1 млрд руб.).
По оценкам Смольного, сейчас основу промышленности города составляют более 700 крупных и средних предприятий, а также около 20 тысяч малых. И машиностроителей «подкашивают» системные проблемы: по словам первого заместителя гендиректора ГК «Ростехнологии» Алексея Алешина, в машиностроении сегодня Россия отстает от развитых стран на 1,5-2 технологических поколения. Без инноваций через какое-то время петербургская промышленность буквально вымрет (пришедшие за дешевой рабочей силой и таможенными льготами западные концерны не в счет).
«Благодаря введенным антикризисным мерам, удалось повысить индекс промышленного производства», — бодро рапортуют городские власти.Однако при этом скромно умалчивается, что в ряде промышленных направлений падение за неполных два кризисных года составило до 50%.
И, кстати, сегодня на долю петербургпрома приходится около 20% валового регионального продукта (ВРП), 25% налоговых поступлений в бюджетную систему и 20% рабочей силы. Для справки: на торговлю и услуги — 23% ВРП. Проще говоря, в некогда «пролетарском» городе сегодня с предприятиями как-то связан лишь каждый пятый петербуржец, а городу промышленность приносит не более четверти дохода.
По оценкам председателя КЭРППиТ Евгения Елина, городской индекс промышленного производства (ИПП) по итогам 2010 года составит всего 103%. Уточним, это по сравнению с кризисным 2009-м, поэтому ни о каком улучшении ситуации речь не идет.
Причем отрасли петербургской промышленности зачастую неконкурентоспособны (кроме автокластера) не только по сравнению с такими же зарубежными отраслями. По прибыли, по трудоемкости и по ряду других показателей промышленность проигрывает другим видам деятельности. На месте цехов возникают торговые комплексы и бизнес-центры. Перед кризисом о том, что собираются переезжать на городские окраины, заявляли 12 предприятий города. Очевидно, земле под этими заводами найдено более выгодное применение.
Например, в прошлом месяце правительство Петербурга утвердило проект постановления «О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга перебазирования производственных мощностей открытого акционерного общества «Адмиралтейские верфи» и развития Ново-Адмиралтейского острова». В соответствии с соглашением, подписанным Смольным с ОСК, мощности верфей в три этапа будут перемещены на остров Котлин. А на освободившихся 17 га планируется создание нового современного района общественно-деловой и жилой застройки. Как констатирует Душин, город «теряет ярко выраженное промышленное лицо».
А значит, в ближайшее время Петербургу придется создавать новый облик. Городские власти рассчитывают, что он будет инновационном, но эксперты в этом сильно сомневаются.