Продукты и решения
Продукты и решения
Всё, что нужно знать при создании и ремонте судов и кораблей.

Кто в лес, кто по дрова: а мы пришли к консенсусу

Продолжаем разговор о безопасности на судостроительных и судоремонтных предприятиях, в частности об использовании вспомогательного оборудования - промышленных лесов. Тема откликнулась сразу у нескольких предприятий, которые поделились своим опытом использования лесов, а также проблемами и пожеланиями.
В этом материале собраны экспертные точки зрения по вопросу использования промышленных лесов в судостроении. Вот, что из этого получилось.

"Онежский судостроительно-судоремонтный завод". На наши вопросы ответил главный инженер по лесам.
 
Шаланда "Морская" / Фото: Онежский судостроительно-судоремонтный завод

- Какие леса используются на заводе? Для каких работ?

- Разборные металлические леса являются незаменимым элементом на производственном участке, позволяющей вести сборочно-сварочные и отделочные работы на значительной высоте и выполнять их качественно и безопасно. На нашем предприятии используются клиновые леса, потому что именно это оборудование имеет широкий ассортимент комплектующих, что позволяют обеспечить оптимальный подход к труднодоступным местам. Кроме того кленовые леса просты и надежны в монтаже.

- Насколько важна универсальность лесов. Есть ли потребность в типовых конструкциях лесов?

- Для возможности строительства судов различных размеров и форм, мы применяем модульные строительные леса, в виду универсальности их элементов, которые позволяют изменять конструкцию в зависимости от типа работ и мест их выполнения.

- Что для вас важно при выборе лесов и работе с ними? 

- Для нас ключевыми характеристиками при выборе лесов является безопасность и качество приобретаемой продукции. 

- Какие критерии вы учитываете при выборе поставщиков лесов? Что является определяющим?

- Главными критериями при выборе промышленных лесов на нашем заводе являются: универсальность и гибкость конструкции под требуемые задачи, простота и надежность монтажа, срок службы и совместимость с другими производителями. 

"Судостроительный завод "Вымпел".
 
Использование лесов на строящимся проекте на заводе "Вымпел"  / Фото: "Судостроительный завод "Вымпел", ОАО

- Какие леса используются на заводе? Для каких работ?

- На нашем заводе используются стоечные сборно-разборные хомутовые и клиновые леса, в первую очередь для организации доступа к выполнению работ на строящихся заказах и для обеспечения выполнения работ на высоте. С лесов проводятся сварочные, окрасочные и монтажные работы.

- При разработке конструкций лесов производители руководствуются ОСТ 5.9029-84, который не менялся с 1984 года. Как вы считаете, актуален ли он сегодня?

- ОСТ требует актуализации с учётом новых систем типов и схем сборки сборно-разборных лесов. На заводе разработана документация под установку лесов вокруг каждого заказа и внутри него. 

- Насколько важны универсальность лесов (возможность собрать из одного комплекта разные по назначению конструкции) и скорость сборки?

- Универсальность лесов важна, одно дело установить леса вдоль вертикальных стен и совсем другое -  устанавливать леса вокруг корпуса судна. Также есть потребность в типовых конструкциях лесов, так как на заводе не только ведётся строительство кораблей, но и проводятся ремонтные работы зданий снаружи и внутри. 

- Сборка конструкций лесов происходит по чертежам или иным способом? И какие бывают трудности при работе с лесами?

- Работы по сборке выполняются по типовым схемам, разработанным производителем лесов. В нестандартных случаях сборка лесов выполняется по чертежам, разработанным конструкторско-технологическим управлением завода. Критичных сложностей при работе с лесами не возникает, есть нюансы при установке лесов вокруг обвода корпуса судна.

- Что для вас важно при выборе лесов и работе с ними?

- Ключевые характеристики при выборе лесов на нашем предприятии – универсальность (унификация) и простота сборки. 

- Кто монтирует леса? Есть ли определенная бригада или каждый цех монтирует для своих нужд сам? Привлекаете ли вы сторонние монтажные организации для сборки лесов?

- На нашем заводе работы по сборке лесов выполняет бригада из состава основных производственных рабочих судосборочного цеха №1. Все монтажники, задействованные на сборке лесов, прошли специальное обучение и имеют допуски по работе на высоте. 

- Если сборка происходит по чертежам, то по какому принципу происходит проектирование необходимой конструкции?

- Проектирование нетиповых лесов выполняется конструкторско-технологическим управлением завода. При проектировании учитывается фактическая потребность и условия места, где производятся работы. 

- Проводится ли инженерами по охране труда или сторонними организациями аудит, проверка правил ТБ и ОТ монтажа лесов?

- После монтажа лесов, комиссия, в состав которой входит представитель КТУ, охраны труда, представители цеха, который будет эксплуатировать леса, проводят приёмку лесов. Проверка лесов на регулярной основе проводится специалистами по охране труда. Ежедневно ответственный мастер, направляющий своих рабочих работать на леса должен провести осмотр лесов и убедиться в их безопасности. В зимнее время очистка лесов от снега и посыпка песком.  

- Каких сервисов, связанных с продуктами, вам не хватает? (статистический расчет, обучение, раскладка, цифровые решения)?

- Необходимо обучение новым методам учёта и работы со сборно-разборными лесами. 

"Ленинградский судостроительный завод "Пелла". Отвечал - главный инженер Зиганшин Андрей Марсельевич. 
 
Применение строительных лесов на "Ленинградском судостроительном заводе "Пелла"  / Фото: "Пелла", ОАО

- Какие леса используются на заводе? Для каких работ?

- В ОАО "Пелла" при формировании корпуса судна на стапельном месте блочно-секционным методом  используются  леса наружные для строительства судов, разработанные и изготовленные дочерним предприятием ОАО "Пелла" - ООО "Пелла-Маш". Комплект лесов разработан в соответствии с ОСТ 5.9029-84, под постройку судна проекта PL 475. Однако, данная конструкция оказалась применима и для постройки судов других проектов. 

Леса могут использоваться круглогодично, с учетом необходимости очистки от снега и льда в зимний период.

Технические характеристики:
 
Высота лесов: 14,360 м.
Высота между ярусами (в свету):
- между первым и вторым ярусами 2,020 м;
- между остальными ярусами 2,120 м.
Расчетная нагрузка на леса. 200 кг/м2

При отдельных видах работ под корпусом строящегося судна (например, при монтаже элементов пропульсивной установки) предприятием закупаются в необходимом количестве клиновые леса. Универсальные стоечные приставные строительные леса клинового типа представляют собой жесткую каркасную конструкцию, используемую при проведении обширного ряда работ. Металлические трубы, клиновой замок и частое расположение фланцев на вертикальных стойках вместе образуют довольно жесткую, устойчивую конструкцию с точными линейными размерами.

Технические характеристики:
 
 Максимальная высота лесов (без проекта), м  40-60
 Шаг стоек вдоль стены, м 2,5
 Шаг стоек перпендикулярно стене, м 1,25
 Высота рабочего яруса, м 2,0
Максимальная нагрузка на настил, кгс/м2 200-300.

- При разработке конструкций лесов производители руководствуются ОСТ 5.9029-84, который не менялся с 1984 года. Как вы считаете, актуален ли он сегодня?

- На предприятии руководствуемся ОСТ 5.9029-84 и считаем его актуальным. 

- Насколько важны универсальность лесов (возможность собрать из одного комплекта разные по назначению конструкции) и скорость сборки? 

- Используемые на предприятии леса достаточно универсальны для обеспечения формирования корпуса судна в стапельном периоде и при достройке на плаву (клиновые леса). Скорость сборки лесов не важна. Строительство судна происходит блочно-секционным методом, леса устанавливаются по мере формирования корпуса. Есть потребность в исключительно типовых конструкция лесов. 

- Сборка конструкций лесов происходит по чертежам или иным способом? И какие бывают трудности при работе с лесами?

- Леса устанавливаются мостовыми кранами по мере формирования корпуса судна (в стапельном периоде). Клиновые леса, учитывая их легкость, монтируются вручную бригадой (2-4 человека). В стапельном периоде - это расстановка базовых башен и укладка между ними переходных площадок, а так же установка лесов в оконечностях строящегося судна.
 
- Кто монтирует леса? Есть ли определенная бригада или каждый цех монтирует для своих нужд сам? Привлекаете ли вы сторонние монтажные организации для сборки лесов?


- Комплекты лесов монтируют два стропальщика и машинист мостового крана под руководством лица, ответственного за безопасное перемещение грузов с использованием ПС. Клиновые леса монтируют бригады из подсобных рабочих под руководством мастера службы обеспечения, бригады корпусо-сборочного участка под руководством мастера участка. Сторонние монтажные бригады не привлекаются.
К выполнению работ на высоте допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск на право выполнения работ на высоте – работники 1 группы. Работники второй и третьей группы - мастера, бригадиры, руководители стажировки, а также работники, назначаемые ответственными исполнителями работ на высоте, работники, назначаемые работодателем ответственными за организацию и безопасное проведение работ на высоте, в том числе выполняемых с оформлением наряда-допуска.

- Если они выходят из строя: ремонтируете или покупаете новые?

- Комплекты наружных лесов ремонтируются. Клиновые леса служат примерно 2-3 года, а затем списываются и утилизируются. 

Материалы по теме:

Вопрос безопасности: когда на верфях возьмутся за обновление лесов?
Открытый образовательный проект - PERI Академия



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости