Кто такой багермейстер? Знакомьтесь!

Задумав рассказать о профессии багермейстер, мы обратились в "Администрацию Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей" с просьбой познакомить с лучшим из таковых. Правда, кадровики сначала нам сказали, что никакие багермейстеры в штате ФБУ не числятся. Мы спросили: а нет ли хотя бы командира земснаряда? Так и выяснилось, что в "Волго-Балте" багермейстеры все-таки водятся. Один из них, командир земснаряда СЗ-111 Юрий Воробьев, любезно согласился поговорить с корреспондентом "Корабел.ру".

– Юрий, для начала расскажите, как пришли в профессию?

 

– В старших классах рассуждал, куда поступать. Так, чтобы гарантировано получить хорошую профессию и место работы. Сам я из Архангельской области, Устьянский район, п. Октябрьский, поэтому выбрал Котласское речное училище. Специальность: эксплуатация внутренних водных путей.

Командир земснаряда СЗ-111 Юрий Воробьев / Фото: ФБУ "Волго-Балт"

– Котлас — город немаленький. Наверняка там не одно профтехучилище…

 

– Верно, но у речного, как мне представлялось, была очень хорошая репутация. Люди говорили, что его выпускники без работы не останутся. Так, собственно, и вышло.

– То есть в речное дело вас привел чисто прагматичный подход? А я-то ждал рассказа про тягу к природе, например…

 

– Ну, и не без этого, разумеется. Стал бы я столько лет работать на реке иначе? Без любви к природе не обошлось. Окончил училище в 2011 году. В дальнейшем связал свою деятельность с дноуглубительным флотом "Администрации Волго-Балтийского бассейна".

 

– Постойте! Вы учились в Котласе, но вместо Северной Двины оказались на "Волго-Балте"? Как это произошло? Думаю, сегодняшним студентам может быть интересно.

 

– Было распределение на практику в разные администрации. Я шел в первых рядах по успеваемости, хорошо проходил по баллам. Поэтому записался на  "Волго-Балт". Все-таки Петербург. Хотелось посмотреть, примерить на себя, и, возможно, остаться работать. Так и получилось. После прохождения практики, тоже успешного, мне предложили подписать трудовой договор. Разумеется, я согласился.

 

– Уверен, работа на земснаряде сопряжена с тяжелым, возможно, изнурительным трудом. Это не омрачает любовь к природе?

 

– Не сказал бы, что прямо изнурительно. Иногда бывают авралы, конечно, но в основном рабочий процесс у нас продуманный, размеренный. Бывают, конечно, трудоемкие операции. Например, с тросами не просто работать. Если на современных земснарядах, например, одночерпаковых, гидравлический привод, то у нас на штанговом тросовая передача. И, если с тросом что-то нехорошее происходит, то объявляется аврал. Тогда все без исключения работники оставляют свои текущие занятия, чтобы помочь командному составу справиться с проблемой. Занимает такая работа часов до десяти. Бывает также какой-то большой предмет в черпак попадает. Бревно или камень. Тоже приходится поднапрячься. Аврал есть аврал, для всех обязателен.

 

– Даже для повара?

– Поваров мы к данным работам не привлекаем, девушки не имеют допуска к производству данного типа работ. Хотя отчасти свой вклад они вносят, ведь после производства трудоемких работ аппетит у экипажа хороший.

 

– Интересные находки были? Золото Колчака, например. 

 

– Такие находки, как Золото Колчака, мечта каждого багермейстера. К сожалению, мне пока не попадалось. В основном попадаются предметы, связанные с судоходством. В частности, нередко натыкаемся на якоря. В Ленинградской области, в связи с боевыми действиями во время ВОВ, можно наткнуться на предметы военного назначения, с некоторыми из которых лучше не встречаться. На моей практике таких предметов не было. У  коллег были такие находки, как обломки самолета, пушка Петровских времен, которая, насколько я знаю, теперь является экспонатом Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге. При производстве транзитных работ, как правило, ничего нет, так как дноуглубление на этих участках, с целью поддержания габаритов пути, производится уже несколько десятков лет. 

 

– Кстати, об авралах. Недавно мне приходилось общаться с руководством отделов путей в трех сибирских бассейнах, так вот там средний возраст дноуглубительного флота от 45 до 55 лет…

 

– Это общая проблема, старый флот. Есть на "Волго-Балте" 1973 года земснаряд, есть конца 1980-х. Совсем новых нет вообще. Я слышал, что собирались приобрести какой-то новый землесос, но когда это произойдет не знаю.

 

– Ну а вашему судну сколько?

 

– Он в 1959 году построен на заводе "Теплоход" в Нижегородской области, город Бор.

Земснаряд "Северо-Западный 111! / Фото: ФБУ
Земснаряд "Северо-Западный 111! / Фото: ФБУ "Волго-Балт"

– В таком почтенном возрасте не то, чтобы выбирать грунт, плавучесть бы сохранить... Так ведь можно углубить дно реки, а потом и самому ненароком туда отправиться…

 

– Ничего такого. С безопасностью труда в моем отряде все в порядке. Судно "Северо-Западный 111" в полной исправности, благодаря правильной технической эксплуатации и проведению своевременных ремонтов. К тому же он прошел глубокую модернизацию в 2010 году. Поэтому до сих пор широко востребован. Главная его задача – обеспечение безопасности судоходства путем дноуглубления на транзитных работах. Также привлекается при производстве капитальных работ и строительстве гидросооружений.

 

– Что значит глубокая модернизация?

 

– Много было сварочных работ. Собственно, металл корпуса ему заменили на 100%. Также заменены трубопроводы и донно-забортная арматура. Электрооборудование полностью заменено, старая система управления заменена на тиристорную систему управления. Произведен ремонт технологического оборудования и механизмов. Многие механизмы и оборудование сохранили свою работоспособность с постройки, и прекрасно функционируют. 

 

– Даже двигатель?

 

– Главный двигатель трудился с 2010 года после капитального ремонта до недавнего времени. Только в этом году его заменили, на современный отечественный ЯМЗ 8503 с двумя турбинами.

 

– У вас под командованием сколько человек?


– Нас конкретно на земснаряде 13 человек. Пять командного состава, собственно, багермейстеров: командир, механик и три помощника командира. Еще два электромеханика и шесть человек рядового состава. Но караван не ограничивается земснарядом. У нас есть еще брандвахта. Земснаряд без права проживания, поэтому  брандвахта – это судно, на котором мы проживаем. Там еще экипаж пять человек: два шкипера и три повара. Плюс у нас два шаландировщика, на которых еще по шесть человек. И также мотозавозня, на которой тоже 6 человек.

 

– Так вы командуете не только земснарядом?

 

– Конечно. И на СЗ-111 я выполняю обязанности капитана, и всем земкаравном руковожу.

 

– Сколько времени составляет вахта на земснаряде? Сколько работаете, сколько отдыхаете?

 

– Восемь часов человек отстоял, 16 часов отдыхает.

 

– Ну получается стандартный рабочий день, это понятно. Но я имел в виду, сколько вы времени проводите вне дома, как сейчас (Юрий давал интервью из Городца, где СЗ-111 проводил дноуглубление)?


– Мы проводим здесь весь период эксплуатации водного пути. Вот в июне вышли на воду, и до конца ноября трудимся. А потом отпуск, плюс идет компенсация отгулами. Сам отпуск 42 дня, и отгулами тоже где-то около того. Словом, в "свободном плавании" мы довольно долго пребываем.

 

– Вот вы отработали полгода навигации, а что будете делать следующие полгода.

 

– Помимо отпуска, у нас масса плановых мероприятий. Прежде всего, связанных с ремонтом. Чтобы хорошо летом отработать, нужно хороший ремонт провести. Ремонт примерно от двух месяцев тянется. Может чуть больше. Так что пока отгуляем, пока проведем ремонт, тут и новая навигация. 

 

– Ну что же, хорошо вам отдохнуть, Юрий! И спасибо за интересную беседу!.. А кстати, план по дноуглублению-то выполнили на 2023-й?

 

– Мы всегда выполняем! Спасибо за пожелания! И вам успехов!

 

Статья впервые опубликована в журнале WWW.KORABEL.RU 2023 №4/ Подписаться на журнал

ФБУ Администрациия ВОЛГО-БАЛТ Санкт-Петербург
+7 (812) 494-85-20



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025