Кто создаёт микроклимат на современных судах и кораблях

Затянувшийся сбой поставок из-за рубежа создает проблемы верфям и судовладельцам с приобретением различного, в том числе климатического оборудования. "Корабел.ру" обратился к авторитетным экспертам рынка систем отопления, вентиляции и кондиционирования (ОВК), чтобы точнее узнать, как идут дела в этом сегменте рынка.

 

Кто наши эксперты?

В цеху сборки климатического оборудования /  Фото: ООО
В цеху сборки климатического оборудования / Фото: ООО "Инновент"

Мы побеседовали со специалистами ООО "НПК Морсвязьавтоматика" ("НПК МСА"), ООО "ВЕЗА" и завода вентиляционного оборудования "Инновент". Все они имеют огромный опыт в судостроении. Перечисление проектов с их участием заняло бы слишком много времени, потому приведем лишь несколько примеров.

 

Оборудование ООО "НПК МСА" установлено на речных трамваях и знаменитом круизном лайнере "Мустай Карим". За последние шесть лет компания оснастила системами вентиляции и кондиционирования более сотни судов, кораблей и катеров, среди которых 10 сухогрузов проекта RSD59 ("Красное Сормово"), атомные ледоколы проекта 22220, два буксира проекта 90600 (СЗ "Пелла"), речной трамвай "Иния" ("Ушаковские верфи"). Ещё ведутся поставки климатического оборудования для 34 сухогрузов проекта RSD59, танкеров проекта 23130 и ряда других судов.

 

В частности, ООО "ВЕЗА" поставляло оборудование на строящиеся ледоколы проекта 22220, плавучий контрольно-дозиметрический пост проекта 04010 ("Кольская ЭРА"), серию судов "Экобас" проекта ТФРП.401, катамараны проекта 04580 "Котлин", морской траулер GM 3.02 и др. Сейчас компания реализует проект серийного производства и поставки сверхкрупных рекуперационных установок для охлаждения рулевых колонок танкерных судов.

 

Завод вентиляционного оборудования "Инновент" поставляет оборудование на гражданские суда и военные корабли. Из крупных  проектов можно выделить поставку вентиляционного и теплообменного оборудования для ТАВКР "Адмирал Кузнецов" и ТАРК "Адмирал Нахимов", вентиляционного оборудования для АПЛ проекта "Борей-А" и холодильных машин для АПЛ проекта "Ясень-М". Также завод осуществил комплексную поставку климатического оборудования для ЛСП "Северный полюс", ледоколов проектов 21180 "Илья Муромец", 21180М "Евпатий Коловрат" и др.

Машина холодильная водоохлаждающая МХВ-450-П / Фото: ООО
Машина холодильная водоохлаждающая МХВ-450-П / Фото: ООО "НПК Морсвязьавтоматика" 

Русские идут!

 

С учётом текущей ситуации на рынке судовых ОВК правят бал отечественные производители. В числе наиболее активных игроков заместитель генерального директора ООО "НПК Морсвязьавтоматика" Олег Шорохов назвал свою компанию и НПО "ХС Машиностроение". Их же, наряду с компаниями "Инновент" и "ВЕЗА", считает основными игроками рынка руководитель коммерческого отдела по гражданскому судостроению  ЗВО "Инновент" Антон Петренко.

 

 
Машина холодильная водоохлаждающая МХВ-450-П / Фото: ООО
Машина холодильная водоохлаждающая МХВ-450-П / Фото: ООО "НПК Морсвязьавтоматика" 
Машина холодильная водоохлаждающая МХВ-450-П / Фото: ООО
Машина холодильная водоохлаждающая МХВ-450-П / Фото: ООО "НПК Морсвязьавтоматика" 

По словам  технического директора отдела реализации оборудования в морском исполнении компании "ВЕЗА" Андрея Кудрявцева, российские производители, благодаря санкциям, получили некоторые преимущества на рынке, но для удовлетворения спроса таких производителей недостаточно и должно быть больше. Долгие годы подавляющий объём климатического оборудования поставлялся на российские верфи из-за рубежа, что не способствовало развитию отечественного производства в этой сфере.

 

Как пояснил заместитель генерального директора ООО "НПК МСА" Олег Шорохов, большое число гражданских проектов, особенно для рыбаков, проектировалось зарубежными КБ, соответственно и всё оборудование применялось иностранное. "В настоящее время идёт переход на российские решения", – уточнил он.

 

Что же до самого "НПК МСА", то львиная доля комплектующих ОВК, как и многих других систем из линейки предложений компании (быстроходные катамараны, городские водные автобусы, кондиционеры, 3D-принтеры и многое другое) не просто отечественные, а его собственного производства. Об этом в августе прошлого года даже написал в своём телеграмм-канале вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков: "Это отличный пример развития отечественного производства. Компания независима от других стран и организаций, ведь её продукция на 80% состоит из собственных комплектующих".

Антиобледенительное устройство
Антиобледенительное устройство "РУЗА-М" / Фото: ООО "ВЕЗА"
Каплеуловитель типа КМ / Фото: ООО
Каплеуловитель типа КМ / Фото: ООО "ВЕЗА"

По словам Антона Петренко ("Инновент"), в сложившихся обстоятельствах у судостроительных предприятий положение непростое. Сроки строительства определены контрактами, а импортное оборудование либо невозможно привезти даже путём параллельного импорта, либо сроки и стоимость поставки непозволительно велики. В то же время качество и номенклатура производимого оборудования, а также производственные мощности российских предприятий, постоянно растут. 

 

Вдобавок собеседник "Корабел.ру" подчеркнул, что ЗВО "Инновент" – это "производитель и поставщик полного комплекса оборудования для систем воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования с 2000 года. Он зарекомендовал себя как надёжный партнёр для предприятий судостроительной отрасли, благодаря этому портфель заказов с годами только растет".

 

Как отметил представитель компании "ВЕЗА", сегодня заказчика интересует качество, надёжность и разумные цены. Только эти характеристики делают товар привлекательным. Трудности, возникающие при приобретении оборудования иностранных изготовителей, должны послужить для всех отечественных участников рынка стимулом к развитию этих свойств. В этом случае никаких сомнений в лояльности судовладельцев к отечественному производству остаться не должно. 

 

Все опрошенные эксперты заверили редакцию, что им никогда не приходилось сталкиваться с предвзятостью или дискриминацией по признаку происхождения оборудования.      

                                                  

Опять о санкциях

 

По словам Андрея Кудрявцева ("ВЕЗА"), сегодня некоторые компании налаживают серийное производство продукции, которую ранее не выпускали. Например, его компания – единственное предприятие в отрасли, которое самостоятельно производит все типы вентиляторов, теплообменники, климатическое оборудование и сегодня уже приступило к организации серийного производства специальных теплообменных станций и даже электроприводов для воздухорегулирующих и противопожарных клапанов и не планирует останавливаться на этом пути. 

 

Сегодня впору уже говорить не об импортозамещении, а об импортоопережении, поскольку время упущено и существующий дефицит оборудования должен быть закрыт в ближайшей перспективе силами отечественных участников рынка и без потери качества. 

 

Производит и поставляет полный комплекс климатического оборудования для воздушных систем и ЗВО "Инновент". "Наша компания давно и успешно работает в данном направлении. Налажено производство широкой линейки холодильных машин (чиллеров), которые поставляются судостроительным предприятиям для гражданских и военных заказов. И работа по импортозамещению продолжается, в том числе в части отдельных комплектующих изделий", – рассказал Антон Петренко.

 

Сейчас в России выпускается практически любое оборудование систем ОВК "под ключ". Проблема в том, что этого оборудования недостаточно, и производится оно не так быстро, как надо. Это приводит к увеличению затрат и конечной стоимости оборудования. Также существует дефицит компонентной базы: некоторые комплектующие приходится закупать за рубежом со всеми логистическими издержками. Централизованный системный подход в решении этих вопросов пока не ощущается: каждый производитель самостоятельно решает эти проблемы.

 

"Возможно, требуется время, чтоб ситуация урегулировалась или понимание её пагубности достигло нужного уровня в нужных умах. Одних собственных усилий и средств отечественных производителей здесь недостаточно – проблема системная", – считает Андрей Кудрявцев ("ВЕЗА"). Его коллега из ЗВО "Инновент" добавляет: "На примере нашего завода и упомянутых ранее компаний можно с уверенностью утверждать, что в России производится полный перечень климатического оборудования и арматуры: холодильные машины, воздухоохладители, электровентиляторы, кондиционеры, тепловые завесы, воздухонагреватели, фильтры, большой перечень арматуры и другие комплектующие. А по тем же чиллерам свой модельный ряд есть и у нас, и у остальных участников экспертного опроса. Мы постоянно совершенствуем продукцию и производство, чтобы добиваться лучшего качества и конкурентоспособности на рынке". 

 

Вселяют уверенность в завтрашнем дне и слова Олега Шорохова из "НПК Морсвязьавтоматика": "Изделия, поставляемые нами на заказ, в полном объёме производятся в России. В целом задачи судостроения сейчас решаются силами российских производителей. У "НПК МСА" есть свои конструкторские, исследовательские, производственные и сервисные подразделения. Это позволяет предоставлять комплексные услуги и осуществлять проекты любой сложности".

На участке раскроя  / Фото: ООО
На участке раскроя / Фото: ООО "Инновент" / Фото: "Инновент", ООО

Полный вариант статьи читайте в журнале WWW.KORABEL.RU 2024 №3

Материалы по теме:
"НПК Морсвязьавтоматика", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 622-23-10
"Завод вентиляционного оборудования "Инновент", ООО
Москва
+7(495) 740-31-33
"Кольское Предприятие "ЭРА", АО
Мурманск
+7(81530)6-73-04, +7(81530)6-73-00
"Красное Сормово", ПАО Нижний Новгород
+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05
"Судостроительный завод Пелла", ООО Отрадное
+7 (812) 336-40-66, +7 (812) 336-40-67
"ВЕЗА", ООО Москва
+7 (495) 223-01-92, +7 (495) 223-01-88



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025