Кто платит при исключении судна из Российского международного реестра судов?

0 8884 4 мин
Для судовладельцев безусловно актуальным является поиск возможностей снизить расходы по уплате налогов и таможенных пошлин и предотвратить риски несения дополнительных расходов по данным платежам. До недавнего времени одним из препятствий для принятия судовладельцем решения о регистрации своего судна в Российском международном реестре судов был 10-летний срок обязательного нахождения в нем, в ином случае одна из важнейших льгот – по оплате импортного НДС теряла свою силу.
Теперь Федеральным законом от 07.11. 2011 года № 305-ФЗ, внесены изменения в п. 6 ст.161 НК, которые вступили в силу с 01.01.2012 года. Для того, чтобы понимать как данные изменения повлияют на дальнейшую уплату НДС, необходимо проанализировать действие норм, действовавших до 2012 года и после.

При помещении судна под таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления" (импорт) по общему правилу подлежит уплате импортный НДС в соответствии пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 1 ст. 164 НК РФ. Однако в соответствии со специальной нормой п. 12 ст. 150 НК РФ не подлежит обложению НДС ввоз на территорию РФ судов, подлежащих регистрации в Российском Международном Реестре Судов (далее – РМРС).

Ранее с 2005 года законодательством был установлен минимальный срок, в течение которого судно должно быть непрерывно зарегистрировано в РМРС для сохранения права на освобождение от уплаты таможенного НДС. Данный срок был установлен п. 6 ст. 161 НК РФ и составлял 10 лет.

В случае исключения судна до истечения 10 лет с момента его регистрации в РМРС, лицо, в собственности которого оно находилось на момент его исключения из данного реестра, приобретало статус налогового агента и было обязано перечислить в бюджет сумму НДС (абз.2-3 п.6 ст.161 НК РФ). С учетом правила Гражданского кодекса РФ о том, что собственником недвижимости (коей является и судно) лицо становится с момента регистрации, такая формулировка ст. 161 НК РФ предполагает, что обязанным лицом становится продавец.
 
Сухогруз класса "река-море" "Арман-2"

Например, Общество 1, являясь собственником судна, зарегистрировало его в РМРС. При помещении судна под таможенный режим "Выпуск для внутреннего потребления" обществу были предоставлены соответствующие льготы. Далее между Обществом 1 и Обществом 2 был заключен договор купли-продажи судна. На основании данного договора новым собственником Обществом 2 судно было исключено из РМРС. Кто приобрел статус налогового агента и, следовательно, несет ответственность по перечислению НДС в бюджет (по старой редакции статьи закона)? Есть предположение – Общество 1, так как на момент исключения судна из РМРС и до регистрации судна в ином реестре Обществом 2, оно все еще было собственником судна.
Но судебная практика наших арбитражных судов пришла к другому выводу.

В одном случае Высший арбитражный суд отменил судебные акты первой и апелляционной инстанций, возложив ответственность по уплате таможенных пошлин и сумм НДС на Общество 1, и посчитал правильным возложить обязанность по уплате НДС на покупателя, причем мотивировка суда основывается исключительно на нормах таможенного законодательства, касающегося таможенных пошлин, а вывод делается и в отношении таможенной пошлины, и в отношении налога на добавленную стоимость. Что касается готовности покупателя к такому обороту событий, то здесь все сложилось удачно, так как покупатель изначально предусмотрительно при оформление сделки самостоятельно оплатил и таможенную пошлину, и НДС.

В другом случае из практики арбитражных судов для покупателя случился настоящий сюрприз – он купил судно у обанкротившегося предприятия с торгов. И, не предполагая возможных последствий, зарегистрировал судно "по привычке" в государственном судовом реестре, исключив предварительно его из РМРС. В результате суды присудили Обществу 2 выплатить таможенную пошлину и НДС в общем размере более 27,5 млн. рублей. Основными доводами суда были совпадение момента исключения судна из РМРС и включения в Государственный судовой реестр, подача заявления об исключении из РМРС покупателем (хотя кто другой при банкротстве и ликвидации продавца мог бы его подать).

Таким образом, до вступивших в силу с 01.01.2012 года изменений покупатели судов, не принявшие во внимание риски исключения судна из РМРС, понесли или понесут значительные материальные потери.

Федеральным законом № 305-ФЗ исключено правило п.6 ст.161 НК РФ, согласно которому НДС уплачивается при исключении судна до истечения 10 лет нахождения в РМРС. Данный закон не имеет обратной силы в силу п. 4 ст. 5 НК РФ, поэтому применяется только к отношениям, которые возникли после введения его в действие (т.е после 01.01.2012 г.).

Новая редакция п.6 ст.161 НК РФ с изменениями, внесенными законом № 305-ФЗ, фактически позволяет после получения льготы при ввозе судна в РФ, исключить его из РМРС до истечения 10 лет и не уплачивать таможенные платежи. Этот вывод следует из отмены единственного правила, которое устанавливало обязанность уплатить импортный НДС. Однако нельзя исключить, что импортный НДС все-таки будет взыскиваться таможенным органом по какому-нибудь иному основанию (в зависимости от судебной практики, которой пока нет и только предстоит появиться). В этом случае срок нахождения судна в РМРС уже не будет иметь значения.

 
Ледокол "Москва"

Изменения призваны решить одну из стратегических целей, стоящих перед государством в сфере развития судоходства – привлечение судов под российский флаг, сделав более привлекательными условия регистрации в Российском международном реестре судов. При этом нельзя забывать, что полностью сохранила свое содержание норма подпункта 12 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса РФ, на основании которой предоставляется данная льгота. Законом установлено, что освобождается от налогообложения ввоз на таможенную территорию РФ судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов. Квалифицирующим признаком для целей предоставления льготы остается регистрация судна в РМРС при его ввозе.
Стоит учитывать, что Федеральный закон № 305-ФЗ не изменил положения таможенного законодательства, касающиеся предоставления льготы по уплате таможенной пошлины при ввозе судна, регистрируемого в РМРС, а также последствий исключения судна из реестра. Положениями пункта с) статьи 35 Закона РФ "О таможенном тарифе" №5003-1 от 21.05.1993, пункта 3 Постановления Правительства РФ № 448 от 16.07.2007 определено, что в случае исключения судна из реестра ввозная таможенная пошлина подлежит уплате лицом, в собственности которого находится судно, не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из реестра. Сведения о судах, исключенных из международного реестра, ежеквартально предоставляются в Федеральную таможенную службу РФ.

Подводя итоги хотелось бы отметить, что, несомненно, изменения которые были внесены в положения Федерального закона №305-ФЗ повышают конкурентоспособность Российского международного реестра судов. Снятие ограничений, которые позволяли искусственно удерживать в международном реестре суда на срок до 10 лет, повышает привлекательность РМРС и устраняет излишнее административное регулирование. Однако стоит напомнить, что внесенные законом изменения не дают четкого представления о том, как контролирующие органы будут применять эти нормы.

Е. С. Баринова, юрист Юридической фирмы "Эберг, Степанов и партнеры"
"Адвокатское бюро "Степанов и Аксюк", ООО Ростов-на-Дону
+7 (800) 234-71-10, +7 (863) 311-23-18



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025