История с таинственной гибелью теплоходов «Ароса» и «Вест» продолжает обрастать крайне любопытными подробностями, причём криминального характера. Напомним, что оба судна затонули 2 ноября у берегов Приморья во время сильного шторма. Из 15 членов экипажа «Аросы» удалось спасти 7, а из 27 моряков, находившихся на борту «Веста», в живых остались всего 2.
Мы уже рассказывали о том, что большинство погибших людей числились в экипажах лишь формально: многие из них были обычными автоперегонщиками. Практика эта в последнее время весьма распространена: паспорт моряка позволяет перегонщикам избегать многих формальностей на российско-японской границе, а также даёт массу привилегий, в частности безвизовый въезд на территорию Страны восходящего солнца. Вот только о том, как вести себя в экстремальных ситуациях на море, перегонщики, разумеется, не осведомлены.
Уже спустя неделю после выхода материала представители прокуратуры подтвердили нашу информацию в интервью федеральным телеканалам. Также сообщалось, что в одежде погибших были обнаружены крупные суммы в долларах США и японских иенах, которые, по всей видимости, предназначались для покупки подержанных автомобилей... Казалось бы, инцидент исчерпан, осталось только найти, на кого свалить вину, и дело можно закрывать. Однако история на этом не закончилась. Вечером 21 ноября в Находке была убита совладелец компании «Вест-Лайн» Людмила Николаева. По странному стечению обстоятельств именно она занималась набором экипажа на последний рейс «Веста»...
Женщину расстреляли из пистолета в её собственной квартире, от полученных ранений она скончалась в больнице. Как предполагает следствие, убийца пользовался пистолетом с глушителем, так как ни муж Николаевой, ни соседи звуков выстрелов не слышали. Судя по всему, здесь поработал профессиональный киллер. Следствие не исключает, что это могла быть месть родственников людей, погибших в море, однако у нас есть все основания полагать, что таким образом кто-то попросту решил замести следы.
Кому же могла помешать Людмила Николаева? Вот что рассказал наш источник в торговом флоте (он пожелал остаться неизвестным): «К убийству Николаевой могли быть причастны околокриминальные структуры, занимающиеся оформлением подложных документов, которыми, как вы писали, сегодня активно пользуются автоперегонщики. Этот бизнес очень выгодный. Судите сами: пакет документов, необходимых для получения паспорта моряка, стоит сегодня около $1000. Николаева же могла дать следствию очень невыгодные показания для этих структур».
На вопрос, почему портовые власти спокойно смотрят на это «паспортное» безобразие, наш источник дал исчерпывающий ответ: «Так они сами и выдают эти документы! Чтобы попасть в Японию, недостаточно иметь один лишь паспорт моряка: в нём должны быть штамп о прописке человека на конкретном судне и специальная запись в судовые роли. А это могут сделать только в администрации порта, к которому приписано судно. В нашем случае — в порту Находка. Решать, конечно, следствию, однако тот факт, что на «Весте» было целых 3 третьих механика, говорит о многом».
К этим словам можно относиться по-разному, однако в нашем распоряжении оказался весьма интересный документ, который косвенно подтверждает сказанное выше. Он указывает на то, что администрация рыбного порта Находка, к которому был приписан «Вест», в лучшем случае не заинтересована в объективном расследовании уголовного дела, а в худшем — просто заметает следы.
В начале прошлой недели в администрацию рыбного порта Находка обратились родственники 3 моряков с «Веста», которые требовали передать им трудовые контракты погибших, хранящиеся в администрации порта. На их основании родственники рассчитывали получить причитающиеся по закону страховые выплаты. Однако вместо контрактов им выдали рукописную справку. Её содержание мы приводим полностью (стилистика сохранена)...
«Дана пострадавшим родителям утонувшего судна West в том, что прописка членов экипажа производилась по предъявлению моряками формы № 8 и контрактов. К сожалению, по существующей схеме, отработанные документы — ф. № 8 и контракты сжигались мною ежегодно — так случилось и в этом году. Все документы отработанные сожжены по состоянию на 04.11.04 года. В положении о пасп. моряка о сроках хранения чёткого указания нет. Утверждать или отрицать о прописке конкретно 2-го помощника, старшего помощника, электромеханика (фамилии неразборчиво) не могу. Формы № 8 и контракты сожжены без злого умысла, так я делал все 4 года работы. Начальник паспортно-визового отдела МРП Находка А. Стоцкий 22.11.04».
Согласитесь, потрясающее совпадение: судно тонет, прокуратура возбуждает уголовное дело, а уже через 2 дня после трагедии г-н Стоцкий вспоминает, что пришло время уничтожить документы. Между тем вполне вероятно, что именно по ним можно было проследить, кто и как получал паспорта моряков, прописывался на судах и сколько это стоило... Мы попросили прокомментировать ситуацию председателя дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Николая Суханова. Он прямо заявил нам, что администрация порта могла уничтожить контракты, чтобы скрыть серьёзные нарушения в сфере контроля за наймом моряков.
«Дело в том, что судовладельцы сегодня используют самые разные схемы, лишь бы только не нести ответственности перед моряками, — говорит г-н Суханов. — Согласно самой распространённой схеме вопреки закону и Кодексу торгового мореплавания судовладелец заключает контракт не напрямую с моряком, а через так называемые круинговые компании (агентство по найму. — Авт.), которые не имеют доверенности на это. Другими словами, в случае гибели моряка родственникам попросту некому предъявлять свои претензии: круинговая компания не является судовладельцем. Я уверен, что по такому принципу комплектовался и экипаж «Веста». Капитаны портов должны чётко контролировать эти вопросы, однако зачастую они просто закрывают глаза на подобные нарушения. Мы неоднократно обращались в правительство с просьбой навести порядок в этой сфере, но всё безрезультатно...»
Безусловно, эта версия имеет под собой веские основания. Зачем судовладельцу нести материальную ответственность, а следовательно, и дополнительные затраты не только за настоящих моряков, но и за автоперегонщиков, коих на судне большинство? Ведь от желающих сэкономить, сплавав в Японию по липовому морскому паспорту, и без того отбоя нет.
Неслучайно катастрофой теплоходов «Вест» и «Ароса» пристально заинтересовались депутаты Законодательного собрания Приморского края. Как заявил 25 ноября председатель краевого парламента Сергей Сопчук, депутаты уже подготовили проект обращения к главе правительства Михаилу Фрадкову с просьбой о создании комиссии по расследованию причин трагедии. По мнению народных избранников, доклад представителя Главного управления по делам ГО и ЧС Приморского края не дал полного представления о событиях, приведших к гибели судов.
Главный вопрос, которым сегодня задаются парламентарии: каким образом на затонувшие суда попали посторонние люди? Однако теперь, когда контракты моряков уничтожены, найти ответ на него будет весьма непросто.
В любом случае, осознавая безысходность ситуации, в которой оказались семьи погибших моряков, депутаты приняли решение об оказании им материальной помощи. Теперь размер компенсаций должен определить губернатор Приморья Сергей Дарькин.
КСТАТИ
Хроника последних кораблекрушений у берегов Приморья
14 мая 2000 года
Российское судно «Скриплев» затонуло напротив бухты Валентин в Японском море, едва успев выйти из Владивостока и взять курс на сахалинский порт Корсаков. Все 13 членов экипажа успели перебраться на борт находившегося неподалёку рыболовного сейнера «Кристальный».
4 января 2003 года
В прибрежных водах затонула промысловая шхуна «Виктория». Все 6 человек экипажа погибли.
22 января 2004 года
В Татарском проливе в 27 милях на юго-восток от порта Ванино потерпел крушение сухогруз «Памела Голд». Во льдах судно получило пробоину и начало тонуть. На борту сухогруза находились 27 членов экипажа, их удалось эвакуировать на борт танкера «Синегорск».
5 марта 2004 года
У мыса Золотой затонуло судно «Алмаз». 16 моряков спасены, один пропал без вести.
_____________________________________________________________
Благодарим ДВРО РПСМ и Николая Суханова, председателя Дальневостояной организации РПСМ за предоставленные материалы.