В 2008 году компания "ЛУКОЙЛ" реализовала проект строительства нефтяного отгрузочного терминала в поселке Варандей. К его проектированию на тендерной основе были привлечены наиболее квалифицированные и авторитетные российские и западные организации. Активное участие в разработке проекта принял и Крыловский государственный научный центр. К пятилетию проекта об этапах его реализации рассказывает главный конструктор отделения управления системной интеграцией в области гражданского судостроения Крыловского государственного научного центра, главный конструктор - Юрий Могутин.
Тимано-Печорская нефтегазовая провинция - один из наиболее перспективных районов наращивания добычи нефти в России. Нефтяная компания ЛУКОЙЛ успешно решает проблему освоения этих ресурсов и при этом, стала мировым лидером в области развития морских арктических транспортно-технологических систем, организовав вывоз добываемой нефти морским путем.
Ещё в 1998 году по инициативе Мурманского морского пароходства и финансовой поддержке НК "ЛУКОЙЛ" на острове Варандей была введена в эксплуатацию временная экспериментальная система отгрузки нефти, проект морской части которой разработал Крыловский государственный научный центр. Система была установлена в 4,5 км от берега при глубине моря около 11 м и отгружала нефть в танкеры типа "Астрахань" дедвейтом 20 тыс.т. Расчетный объем перевозок нефти мог достигать 1,5 млн. т в год.
Потребность в наращивании объемов перевозок (до 12 млн тонн нефти в год) вызвала необходимость создания постоянно действующей высокотехнологичной транспортной системы круглогодичного морского вывоза нефти. Для выбора рациональной схемы перевозок на предварительных стадиях проекта Крыловским государственным научным центром по заданию НК "ЛУКОЙЛ" были рассмотрены различные её варианты отличающиеся маршрутами и способами транспортировки, местом расположения отгрузочного терминала и пр. Анализ вариантов показал предпочтительность перевозки нефти челночными танкерами и размещения отгрузочного терминала на острове Варандей.
Ключевым звеном системы явился стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП), установленный в 22 км от берега при глубине моря 17 м. СМЛОП обеспечивает надежную швартовку и загрузку крупнотоннажных челночных танкеров дедвейтом около 70 тыс. т.
Понимая исключительную сложность задачи создания этого сооружения, НК "ЛУКОЙЛ" привлекла к его проектированию на тендерной основе наиболее квалифицированные и авторитетные российские и западные организации. Среди них был и Крыловский государственный научный центр, который принял активное участие в разработке проекта СМЛОП, являясь партнером головного разработчика проекта Варандейского отгрузочного терминала - ПермНИПИнефть.
По словам Юрия Могутина, в объем работ Крыловского центра вошли:
- подготовка нормативной базы и исходной информации;
- экспериментально-теоретические обоснования проектных решений по СМЛОП на основании модельных испытаний в мореходном и ледовом опытовых бассейнах;
- обоснование состава и основных характеристик обеспечивающих судов;
- разработка проекта СМЛОП.
Выполненные комплексные расчётно-экпериментальные исследования и разработки позволили получить необходимые для проектирования СМЛОП данные по глобальным нагрузкам, выбрать рациональную форму корпуса, обеспечивающую с одной стороны минимальные нагрузки, а с другой – хорошие условия для швартовки и стоянки под погрузкой танкеров. В проектных проработках был сформирован архитектурно-конструктивный облик причала, конструкция его корпуса, основные проектные решения по системам, энергетике и электрооборудованию.
ФГУП "Крыловский государственный научный центр" — лидер в области судостроения — ведет свою историю с 1894 года. Центр обеспечивает проектирование и строительство кораблей, судов и морских сооружений на уровне мировых стандартов. Уникальная экспериментальная база и высокий уровень квалификации специалистов гарантируют высокое качество выполняемых работ.
Крыловский центр более 50 лет занимается различными аспектами проектирования технических средств для освоения шельфа России — нефтяных и газовых месторождений Баренцева, Карского, Охотского и Каспийского морей. Специализацией Института являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы в области судостроения, включая океанотехнику и средства освоения шельфа. Как правило, большинство из них сопровождаются экспериментальными исследованиями в ледовом, мореходном и гидродинамическом бассейнах, аэродинамической трубе, а также испытаниями на прочностных стендах предприятия.
К основным направлениям деятельности ФГУП "Крыловский государственный научный центр" в области гражданского судостроения относятся:
- подготовка и участие в выполнении федеральных и отраслевых целевых программ создания судов различного назначения, плавучих технических средств для изучения и освоения ресурсов Мирового океана и континентального шельфа;
- разработка концептуальных, технических и рабочих проектов судов и плавучих и стационарных технических средств различных типов и назначений, включая буровые и технологические платформы, ледоколы, научно-исследовательские суда, танкеры, суда обслуживающего флота, терминалы, хранилища и т. п.;
- планирование и проектирование морских операций, осуществляемых при монтаже, транспортировке и установке морских сооружений;
- технико-экономические обоснования сложных морских комплексов в целом и транспортно-технологических систем в частности;
- расчетно-экспериментальные исследования, касающиеся судов, плавучих объектов и морских сооружений, с целью оптимизации их конструкций и получения данных для проектирования в части ледовых качеств, аэро- и гидродинамики, маневренности, прочности, вибрации и т. д.;
- экологические исследования и оценка безопасности эксплуатации сооружений при разработке соответствующих проектов;
- разработка рекомендаций, методик, методологических подходов для заказчиков транспортной и нефтегазовой отрасли, а также нормативных материалов для Российского морского регистра судоходства (РС) в части всех видов воздействий и нагрузок, включая ледовые и ветро-волновые, прочности, конструкции, остойчивости и непотопляемости, мореходности, судовых устройств и систем и т. д.;
- экспертиза проектов судов, морских буровых и технологических платформ, а также других объектов обустройства морских месторождений нефти и газа по заказу судостроительной и нефтегазовой отраслей промышленности.
За последнее десятилетие Крыловский государственный научный центр участвовал в разработке практически всех крупных шельфовых проектов Российской Федерации ("Сахалин-1", "Сахалин-2", Приразломное нефтяное месторождение, Штокмановское газоконденсатное месторождение, стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал "Варандей", месторождения Обской и Тазовских губ, российский сектор Каспийского моря), работая по заказам как отечественных, так и международных компаний-операторов и их дочерних предприятий.
Пресс-служба ФГУП "Крыловский государственный научный центр"
Ещё в 1998 году по инициативе Мурманского морского пароходства и финансовой поддержке НК "ЛУКОЙЛ" на острове Варандей была введена в эксплуатацию временная экспериментальная система отгрузки нефти, проект морской части которой разработал Крыловский государственный научный центр. Система была установлена в 4,5 км от берега при глубине моря около 11 м и отгружала нефть в танкеры типа "Астрахань" дедвейтом 20 тыс.т. Расчетный объем перевозок нефти мог достигать 1,5 млн. т в год.
Потребность в наращивании объемов перевозок (до 12 млн тонн нефти в год) вызвала необходимость создания постоянно действующей высокотехнологичной транспортной системы круглогодичного морского вывоза нефти. Для выбора рациональной схемы перевозок на предварительных стадиях проекта Крыловским государственным научным центром по заданию НК "ЛУКОЙЛ" были рассмотрены различные её варианты отличающиеся маршрутами и способами транспортировки, местом расположения отгрузочного терминала и пр. Анализ вариантов показал предпочтительность перевозки нефти челночными танкерами и размещения отгрузочного терминала на острове Варандей.
Ключевым звеном системы явился стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП), установленный в 22 км от берега при глубине моря 17 м. СМЛОП обеспечивает надежную швартовку и загрузку крупнотоннажных челночных танкеров дедвейтом около 70 тыс. т.
Понимая исключительную сложность задачи создания этого сооружения, НК "ЛУКОЙЛ" привлекла к его проектированию на тендерной основе наиболее квалифицированные и авторитетные российские и западные организации. Среди них был и Крыловский государственный научный центр, который принял активное участие в разработке проекта СМЛОП, являясь партнером головного разработчика проекта Варандейского отгрузочного терминала - ПермНИПИнефть.
По словам Юрия Могутина, в объем работ Крыловского центра вошли:
- подготовка нормативной базы и исходной информации;
- экспериментально-теоретические обоснования проектных решений по СМЛОП на основании модельных испытаний в мореходном и ледовом опытовых бассейнах;
- обоснование состава и основных характеристик обеспечивающих судов;
- разработка проекта СМЛОП.
Выполненные комплексные расчётно-экпериментальные исследования и разработки позволили получить необходимые для проектирования СМЛОП данные по глобальным нагрузкам, выбрать рациональную форму корпуса, обеспечивающую с одной стороны минимальные нагрузки, а с другой – хорошие условия для швартовки и стоянки под погрузкой танкеров. В проектных проработках был сформирован архитектурно-конструктивный облик причала, конструкция его корпуса, основные проектные решения по системам, энергетике и электрооборудованию.
ФГУП "Крыловский государственный научный центр" — лидер в области судостроения — ведет свою историю с 1894 года. Центр обеспечивает проектирование и строительство кораблей, судов и морских сооружений на уровне мировых стандартов. Уникальная экспериментальная база и высокий уровень квалификации специалистов гарантируют высокое качество выполняемых работ.
Крыловский центр более 50 лет занимается различными аспектами проектирования технических средств для освоения шельфа России — нефтяных и газовых месторождений Баренцева, Карского, Охотского и Каспийского морей. Специализацией Института являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы в области судостроения, включая океанотехнику и средства освоения шельфа. Как правило, большинство из них сопровождаются экспериментальными исследованиями в ледовом, мореходном и гидродинамическом бассейнах, аэродинамической трубе, а также испытаниями на прочностных стендах предприятия.
К основным направлениям деятельности ФГУП "Крыловский государственный научный центр" в области гражданского судостроения относятся:
- подготовка и участие в выполнении федеральных и отраслевых целевых программ создания судов различного назначения, плавучих технических средств для изучения и освоения ресурсов Мирового океана и континентального шельфа;
- разработка концептуальных, технических и рабочих проектов судов и плавучих и стационарных технических средств различных типов и назначений, включая буровые и технологические платформы, ледоколы, научно-исследовательские суда, танкеры, суда обслуживающего флота, терминалы, хранилища и т. п.;
- планирование и проектирование морских операций, осуществляемых при монтаже, транспортировке и установке морских сооружений;
- технико-экономические обоснования сложных морских комплексов в целом и транспортно-технологических систем в частности;
- расчетно-экспериментальные исследования, касающиеся судов, плавучих объектов и морских сооружений, с целью оптимизации их конструкций и получения данных для проектирования в части ледовых качеств, аэро- и гидродинамики, маневренности, прочности, вибрации и т. д.;
- экологические исследования и оценка безопасности эксплуатации сооружений при разработке соответствующих проектов;
- разработка рекомендаций, методик, методологических подходов для заказчиков транспортной и нефтегазовой отрасли, а также нормативных материалов для Российского морского регистра судоходства (РС) в части всех видов воздействий и нагрузок, включая ледовые и ветро-волновые, прочности, конструкции, остойчивости и непотопляемости, мореходности, судовых устройств и систем и т. д.;
- экспертиза проектов судов, морских буровых и технологических платформ, а также других объектов обустройства морских месторождений нефти и газа по заказу судостроительной и нефтегазовой отраслей промышленности.
За последнее десятилетие Крыловский государственный научный центр участвовал в разработке практически всех крупных шельфовых проектов Российской Федерации ("Сахалин-1", "Сахалин-2", Приразломное нефтяное месторождение, Штокмановское газоконденсатное месторождение, стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал "Варандей", месторождения Обской и Тазовских губ, российский сектор Каспийского моря), работая по заказам как отечественных, так и международных компаний-операторов и их дочерних предприятий.
Пресс-служба ФГУП "Крыловский государственный научный центр"