
Форум проводится под эгидой Межрегиональной общественной организации "Ассоциация полярников" при поддержке Правительства Санкт-Петербурга.В соответствии с проектом государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ до 2020 года" планируется всестороннее развитие данной территории и масштабное вовлечение в хозяйственный оборот природных возможностей Арктики.
Деловую программу Форума 5 декабря открыло пленарное заседание "Хозяйственное освоение Арктической зоны РФ: планы и приоритеты". Также в первый день состоялись две конференции по темам разведки и добычи углеводородов в условиях Арктики и транспортно-транзитного потенциала арктического региона.
В рамках второй конференции с докладом "О формировании системы государственных требований, определяющих научно-технический уровень перспективной морской техники для российской Арктики" выступил заместитель начальника отделения управления системной интеграцией в области гражданского судостроения Крыловского научного центра Александр Чемоданов.
Докладчик, рассказывая о программе "Развитие гражданской морской техники на 2009-2014 годы", сделал обзор основных результатов НИОКР в обеспечение создания нового поколения судов и морских технических средств для эксплуатации в арктических условиях. Далее он привел примеры разработанных в Крыловском центре концептуальных проектов судов и морской техники.
Также в сообщении были проанализированы факторы, определяющие необходимость совершенствования правового поля морской деятельности в российской Арктике в связи интенсификацией судоходства в акватории Северного морского пути и освоением углеводородных ресурсов арктического шельфа.
В презентации, подготовленной Крыловским ГНЦ, определены основные направления работ в обеспечение повышения безопасности плавания судов и экологической безопасности при расширении объемов морской деятельности.
Александр Чемоданов рассказал о предложениях по направлениям совершенствования существующей нормативной базы. Проведя ее анализ, ученые пришли к выводу, что действующее Федеральное законодательство в принципе обеспечивает решение задач экологической безопасности при расширении морской деятельности в Арктике.
/ ФГУП "Крыловский государственный научный центр" |
Однако в Минрегион РФ было внесено предложение – в проект закона об Арктической зоне, касающееся того, чтобы правительство формировало систему гостребований по обеспечению системы экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности на территориях и акватории, входящих в Арктическую зону.
Такое изменение, по словам Чемоданова, позволило бы дальнейшие шаги в направлении регламентации морской деятельности в Арктике осуществлять практически в рамках правительственных распоряжений.
Отметим, что к форуму специалисты Крыловского ГНЦ выступили со статьями, опубликованными в изданиях - информационных спонсорах мероприятия. Так, группа авторов из 5 отделения подготовила в журнал "Эксперт Северо-Запад" материал, посвященный созданию на базе ФГУП "КГНЦ". Арктического инжинирингового центра. А сотрудники 7 отделения физически полей морских технических объектов и океана рассказали о разрабатываемых в России методах и средствах контроля безопасности экологического состояния шельфовых месторождений.