Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Крупнейший в мире барк "Седов" вернулся из кругосветного путешествия

0 2723 5 мин
Самый большой в мире парусник "Седов" завершил свое кругосветное путешествие. В субботу утром российский барк встречали на набережной Лейтенанта Шмидта. В плавании экипаж парусника провел год и два месяца. За это время  судно посетило 32 порта 24 иностранных государств Европы, Африки, Латинской Америки, Французской Полинезии и Юго-Восточной Азии. Вместе с опытными моряками, кадетами и курсантами образовательных учреждений Росрыболовства из плавания вернулись журналисты и группа "Мумий Тролль" во главе с ее солистом Ильей Лагутенко, которые за время путешествия успели подготовить новый альбом.

Еще ранним утром на набережной все было готово к встрече прославленного парусника. Для присутствующих, чтобы скрасить ожидание, выступали Военный оркестр и Отряды барабанщиц. Зрители, не меньше чем прибытия "Седова", ждали обещанного концерта от группы "Мумий Тролль".
На набережной членов экипажа встречали не только высокопоставленные гости, но и родные, друзья, для которых эти 14 месяцев не показались такими быстротечными. У пристани особенно выделялась женщина с огромным букетом роз. Рядом с ней стоял мальчик с камерой в руках, который старался запечатлеть все до мельчайших подробностей.
Алла Петровна — жена капитана Зорченко, а Денис — его внук. Они специально приехали в Петербург из Владивостока, чтобы встретить Николая Кузьмича. В последний раз они виделись примерно полгода назад, когда экипаж "Седова" вез из Бреста огонь казанской Универсиады.
- Когда мы узнали, что они приедут во Владивосток, привезут огонь, то мы попросили, чтобы нам разрешили увидеться с дедушкой, - рассказывает Денис. - Тогда нам удалось встретиться.
По словам Аллы Зорченко, Денис очень гордится дедушкой. Оно и понятно, все-таки Николай Кузьмич — единственный в мире капитан, прошедший через четыре кругосветки. Однако для близких ожидание не проходит бесследно.
 

- К этому невозможно привыкнуть, - делится жена капитана. - Еще один раз  отпущу его в кругосветку, а потом все — посажу дома под яблони.
Сразу встретиться с семьей Николаю Зорченко не удалось. На набережной в честь прихода барка организовали традиционные праздничные мероприятия. Как полагается, команду и капитана встречали девушки в русских народных костюмах, на подносах у которых были свежий хлеб и запеченный поросенок. В адрес "Седова" и его экипажа   прозвучали исключительно теплые слова.
- В преддверии Дня ВМФ России мы отмечаем величайшее событие — возвращение барка "Седов", - заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи. - Вы выбрали путь подвига. И сегодня тысячи ребят мечтают о том, что смогут стать участниками следующего путешествия.
Встретить курсантов приехала и губернатор Мурманской области Марина Кофтун.
- Нашим курсантам мурманским везет больше, чем всем остальным, - отмечает Кофтун. - Потому что побывать в кругосветке – это посвящение. Все курсанты -  блестящие ребята. И когда они придут в Мурманск, мы устроим им более домашнюю встречу. Для ребят путешествие на "Седове" - это возможность мечтать и становиться моряками.
 

Экипажу барка было зачитано и поздравительное послание от председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, который постановил вручить всей команде парусника почетные грамоты "за успешное проведение кругосветного плавания, приуроченного к 1150-летию зарождения российской государственности и памятным датам в истории географических открытий, а также проявленный при этом высокий профессионализм".
Но это был далеко не последний подарок для путешественников. Уже на борту наиболее отличившимся вручили медали. Также морскими кортиками наградили капитана, его дублера и руководителя Росрыболовства от лица главнокомандующего ВМФ России адмирала Виктора Чиркова.
 

Не остался в стороне и Музей мирового океана. В руки капитана Зорченко перешел почетный знак, которым вслед за "Седовым" будут отмечены объекты морского наследия. Парусник по праву стал героем дня. Стоит отметить, что барку уже 92 года — почтенный возраст. Однако, по словам Николая Кузьмича, "Седов" во время плавания вел себя превосходно. Никакие штормы и непредвиденные ситуации не были страшны экипажу парусника. Перед моряками стояла более трудная и ответственная задача.
- Самое сложное – не выбиться из графика движения. Не смотря на то, что корабль парусный и мы очень зависим от течения и ветра, график мы соблюдали точно, - рассказывает Николай Зорченко. - Только в одном месте наше руководство приняло решение о его изменении - мы зашли в Пусан вместо Владивостока. Там мы должны были торжественно передать огонь казанской Универсиады. Казалось бы, до города всего 500 миль, а сильный ветер не позволяет подойти. А огонь должны были вручить в Татьянин день, 25 января. Хоть умри, а 25 января огонь должен быть во Владивостоке, и он там был.
 

По словам капитана, "Седов" прошел за год и два месяца 47 тысяч 125 миль. И все это время исправную работу парусника обеспечивала команда.
- Экипаж – это жители Мурманска, Калининграда и Санкт Петербурга. Сам я из Владивостока, - отмечает Николай Кузьмич. - Были кадеты из Нижнего Новгорода, морские пехотинцы из Сургута, из республики Марий-Эл - города Космодемьянска. Курсанты из Архангельска, Мурманска, Астрахани, Санкт-Петербурга, Калининграда. То есть достаточно обширно представлена география северо-западной России. На судне через кругосветку прошли 337 курсантов и юнг. 47 членов экипажа полностью прошли все плавание и 18 человек было снято по разным причинам.
Особое внимание уделялось, конечно же, курсантам и кадетам — все-таки "Седов", в первую очередь, учебный парусник.
- Лучших работников, чем наши курсанты в мире пока нет. Делают все и всегда. Особенно, что касается приема гостей, - отшучивается капитан "Седова". - Всегда готовы  ходить в гости. Но, если серьезно, то все, что делается на корабле, почти все дело рук курсантов.

 

Молодые матросы не отрицают, что очень соскучились по России. На наше привычное "Здравствуйте", один кадет ответил: "Как же нам не хватало русской речи". Кругосветное плавание для студентов — это неповторимый опыт, но и к тому же огромная ответственность.
- Самым сложным был начальный этап, когда мы только попали на судно. Было трудно привыкнуть к графику, - делится впечатлениями Андрей Рыжов. - Все-таки немного непривычно после "гражданки" было окунуться в такую полувоенную атмосферу.
Естественно, что ребят готовили к этому путешествию, поэтому они заранее знали, что возможны и непредвиденные случайности, неисправности техники, а о непредсказуемости погодных условий и говорить нечего. Однако, как утверждают курсанты, члены экипажа и капитан "Седова" не раз приходили на помощь в трудную минуту.
- Отношения с руководством сложились хорошие. Они во всем нам помогали, напутствовали. Когда было особенно трудно, - рассказывает Женя Немцев. - Это очень помогало. Можно сказать, что все путешествие мы находились под их опекой.
У каждого курсанта, который попал на борт "Седова" есть свое особенное воспоминание. Многое приходилось делать впервые.
- Для меня самым запоминающимся был первый подъем на мачту, говорит Антон Яровиков. – Это непередаваемое ощущение.
Кругосветка "подарила" молодым парням не только опыт работы на паруснике, но и возможность пообщаться с такими же юными моряками и уже состоявшимися офицерами с иностранных судов.
- Нам удалось пообщаться с матросами с разных парусников из разных стран. Например, курсанты с немецкого парусника "Горх Фок" подарили Андрею ленту со своего барка. А мы им отдали ленту "Седова". Мы после посовещались с ребятами и решили подарок с "Горх Фока" отдать в наш парусный клуб в музей. Еще, мы собирали информацию интересную про парусники в разных странах. Узнали очень многое про флот разных стран.
Когда курсанты и кадеты вернутся домой, они планируют начать подготовку к другим серьезным путешествиям.
- Нас собираются готовить еще на одно плавание, - раскрывает секрет Антон.
- У нас есть огромное желание. Мы, конечно же, надеемся все попасть еще на одну кругосветку, - поддерживает друга Андрей. – Еще хочется сходить в плавание на других именитых парусниках – "Крузенштерне" и "Палладе".

 

Рвение молодых матросов отмечают и в Росрыболовстве. Сам капитан Зорченко подтверждает, что готов к новому путешествию, осталось только определиться с точной датой, тем более, что подходящий повод уже есть.
- Первая дата, если говорить о следующих маршрутах – это 70 лет победы, 2015 год, - заявил руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. - Такие путешествия играют и просветительскую роль. Когда наши парусники посещают иностранные порты, у нас всегда выставки развертываются на борту. Такие акции несут какие-то знания о России.
Точно никто не может сказать, сколько иностранных гостей посетило российский барк за время кургосветки. По приблизительным подсчетам — 150 тысяч человек. Посмотреть на  "Седова" изнутри смогли и жители Петербурга, даже ухудшение погодных условий не помешало этому.
Всего барк провел у набережной два дня. Сегодня по плану он должен отправиться  на Канонерский завод. Там в течение двух месяцев его будут чистить и ремонтировать. А после "Седов" отправится в порт приписки в Мурманск, где его уже ждут с нетерпением. 


Анастасия Судникова




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025