О том, из чего складывается цена на круиз, какие категории туристов чаще всего встречаются на борту сибирских теплоходов и что можно посмотреть, взяв тур от Новосибирска до Салехарда, рассказывает исполнительный директор туроператора "НИКА".
Круизная тематика в последний год стала крайне актуальной. На заводе "Лотос" в Астраханской области уже заложен первый за 60 лет отечественный круизный лайнер. В Волгограде прошло заседание Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей, где горячо обсуждалась идея стимулирования речного туризма. На целой череде конференций и выставок, прошедших в 2016 году, выделялся круизный блок дискуссий с участием ведущих отечественных судостроителей, операторов, представителей муниципалитетов, регионов и федеральных министерств.
Однако практически везде в центре внимания оказывались Волга, Дон, Ока, иногда — реки и озера Северо-Запада. А все, что происходит к востоку от Урала, для многих так и осталось тайной за семью замками. Между тем там тоже есть судоходные реки, природные красоты, исторические достопримечательности. А значит, есть возможность организовать регулярные речные круизы.
Об этом мы побеседовали с Михаилом Корнышевым, исполнительным директором туроператора "НИКА", уже не первый год успешно организующей круизы по рекам Сибири.
— Михаил Васильевич, давайте сразу быка за рога возьмем. На чем вы собственно возите людей по Сибири? Что у вас за суда, какой вместимости и уровня комфорта? А то порой приходится слышать, что максимум, который там может ожидать туристов, — это дряхлые посудины, переделанные из барж.
— Первый теплоход, самый большой, который курсирует по рекам Обь и Иртыш, это теплоход "Ремикс". В свое время он назывался "Михаил Калинин", построен был, как и все теплоходы 305-го проекта, в Будапеште в 60-х годах. В то время он имел максимальную загрузку в 338 человек при восьмиместных каютами. Без восьмиместных на борт вмещалось 268 пассажиров. Когда наступили 90-е годы, многие теплоходы этого проекта были брошены умирать. Но в Новосибирске нашлись энтузиасты такого флота, и "Михаил Калинин" был выкуплен, а затем в 2007 — 2009 годах прошел первую модернизацию. Заменили при этом практически все. От старого 305-го проекта остался только внешний вид, а внутри теплоход модернизировался под очень роскошный дворец. Приглашенный дизайнер, молодая девушка из Новосибирска, мечтала посмотреть мир, но понимала, что вряд ли ей это скоро удастся. И она решила воплотить на борту теплохода концепцию кругосветного путешествия.
Теплоход создавался для размещения важных делегаций, прибывавших в Ханты-Мансийск, почетных гостей и т.д. Поэтому на самой большой верхней палубе, где в свое время размещалось более ста туристов, было сделано всего 12 роскошных кают-люкс. Каждая каюта напоминает какой-то уголок света. Например, есть каюта "Япония", оформленная в японском стиле, есть каюта "Турция", есть каюта "Египет", есть каюта "Мексика", "Версаль" и даже "Белый дом". Чтобы было понятно — кают подобной площади нет ни на одном речном теплоходе не только России и Европы. На нем есть апартаменты размером в 68 и 66 квадратных метров. Нигде, ни на одной реке вы таких не встретите! Гранд-люкс — 36 квадратных метров, обычный люкс порядка от 18 до 22 квадратных метров плюс санузел. На верхней палубе все каюты оборудованы санузлом с окном. При этом в ванных комнатах стоит сантехника "Жакоб Делафон", одна из самых дорогих. Сам теплоход отделан пробковым отделочным материалом, поэтому имеет такой необычный, богатый дизайн.
Как я уже говорил, это был фактически плавучий отель для важных делегаций. Туристов он никогда не возил, пока, наконец, в 2015 году между судовладельцем и нашей компанией не была достигнута договоренность, что этот теплоход будет совершать круизные рейсы.
— Это здорово, но при таких роскошных каютах по-прежнему вряд ли доступно кому-то кроме вип-гостей.
— Доступно, потому что есть и другие категории кают. Нам ведь тоже нужна какая-то более-менее реальная загрузка, поэтому мы сделали на средней главной палубе 10 новых помещений. Это современные каюты класса "Комфорт" со всеми удобствами, просторных. Кроме того, есть еще 9 кают эконом-класса, которые тоже обладают современным дизайном, современной отделкой, но в них нет санузлов.
Вот в таком виде теплоход "Ремикс" совершал круизы в 2016 году, в таком же виде он будет совершать их в 2017 году: есть роскошные люксы, есть комфортные каюты, к которым больше привыкли путешественники, и есть каюты эконом-класса. Общая пассажировместимость теплохода достигает 60 человек. Напоминаю, что изначально теплоход был рассчитан 338 пассажиров.
— С "Ремиксом" ситуация понятна. А какие теплоходы у вас ходят по другим рекам?
— На Енисее у нас относительно небольшое судно, которое носит название "Куприян". При его постройке использовался корпус теплохода ОМ, но по документам он значится как заново построенный: там был заменен весь металл, полностью спилена вся надстройка. Его владелец ТД "Куприян", как и в предыдущем случае, предназначал судно не для коммерческого использования, а для своих гостей и почетных гостей Красноярского края. Это могли быть небольшие круизы для официальных делегаций, или, например, для лучших преподавателей края, или для спортивной команды, выигравшей какие-то соревнования, — вот такие гости бывали на борту.
Мы уговаривали владельца предоставить теплоход для коммерческих круизов, и, наконец, он согласился. На судне восемь роскошных кают со всеми удобствами. Есть и двухкомнатные каюты, и однокомнатные, и большие, и маленькие. В каютах имеются дополнительные места, если поедет семья с ребенком. Теплоход весь отделан ценными породами дерева, и даже наружные прогулочные палубы устланы коврами. На борту в среднем около 15 пассажиров и 16 членов экипажа.
Судно имеет класс М, может легко преодолевать енисейские пороги, очень себя хорошо ведет. Обладает высокой скоростью — сложный маршрут в две тысячи километров из Красноярска на Север, выше Северного полярного круга, до Дудинки преодолевает с остановками за шесть дней. Не страшны ему ни течения, ни сильные ветра, теплоход очень устойчивый.
Третий наш теплоход мы используем на Амуре. Это теплоход "Таежный" — единственный выживший теплоход в Дальневосточном регионе. Весь пассажирский флот, который там был, даже прошедший в конце 1990-х — начале 2000-х годов полную модернизацию, оборудованный санузлами в каютах, центральной системой кондиционирования и так далее, — весь он был странным образом продан и переоборудован в рыбоконсервные комбинаты и общежития для рыбаков.
А теплоход "Таежный" выжил один совершенно случайно, благодаря тому, что половину навигации он перевозит медиков в рамках акции "Теплоход здоровья". Врачи объезжают труднодоступные места, где нет своих медицинских пунктов. В остальную часть навигации мы перевозим на нем туристов.
Это изначально теплоход ОМ-1, то есть первый выпущенный в серии ОМ. Он прошел полную косметическую модернизацию. Сегодня на нем поставлена новая сантехника, новая мебель, сделано новое оформление — коридоры, декорации и так далее. Я не могу сказать, что это роскошный теплоход, но это единственный существующий на Амуре теплоход, обладающий при этом удобствами в каюте.
— Теплоход "Таежный"... Насколько я понимаю, именно он должен был совершать круиз по Амуру в этом году, но в итоге так и не вышел.
— Я вам поясню, в чем дело. Когда на теплоходе всего девять кают и большой экипаж, это подразумевает немаленькую стоимость круиза. ОМ в свое время предназначался для перевозки пассажиров на не очень длинные расстояния, почему и обладал сидячей компоновкой мест. В сидячем положении он вмещает на борт порядка 160 гостей. Вот и сравните: 160 человек раньше, а сейчас — 16-18. То есть каждый человек платит за десятерых. Топлива теплоход при этом использует не меньше, плюс нужно посчитать оплату поваров и кухонных рабочих — их тоже надо селить, кормить, платить зарплату. Кроме того, когда повар готовит еду для полутора сотен, это одно. А когда только для пятнадцати? Затрат возникает намного больше.
Добавьте к этому сложный кризисный год, и вы поймете, почему на теплоход "Таежный" не было большой загрузки по туристам. И еще. Так как не было загрузки, то не было достаточного финансирования для того, чтобы сделать на теплоходе все девять кают, и модернизация была сделана только в семи каютах. А семь кают — это еще меньше пассажиров и еще выше цена. Поэтому мы решили этот теплоход не использовать в 2016 году для дальних туристических рейсов. Судьба этого теплоходов и круизов на нем на следующий год зависит от иностранных клиентов — на три рейса из четырех возможных идут заявки туристов из Германии. Стоимость 12-дневного путешествия — 200 с небольшим тысяч рублей.
— Для немецкого туриста это нормальная цена?
— Есть разные туристы, есть разный туристический продукт. Я вам приведу пример. На реке Амазонка предлагаются два вида круизов. Один — в бразильской части. Там недельный круиз стоит 2,5 тыс. долларов в формате "все включено", на роскошном корабле. А другой вариант — в перуанской части, где круиз стоит 6,5 тыс. долларов на небольшом корабле с гораздо меньшим набором развлечений. И на оба варианта есть свои клиенты. Так и здесь — есть своя категория клиентов, для которой это нормальная цена за возможность увидеть Амур.
Конечно, я понимаю, что это дорого. И если бы теплоход был на двести мест, стоимость путевки была бы намного меньше. Мы уже давно ведем разговоры с администрацией Хабаровского края — там хорошо знают, что там нужен большой теплоход, чтобы путевки на круиз стоили во много раз меньше. Но сейчас вопрос стоит так — либо дорого, либо ничего. Согласитесь, ведь в такси ездить намного дороже, чем в большом автобусе. Но при этом есть места, куда можно добраться только на такси, и вы садитесь и едете.
— Тогда получается, что сейчас ваш основной клиент — это все-таки человек состоятельный?
— Смотря, что вы понимаете под состоятельным. На тот же круиз по Оби-Иртышу у нас есть предложения и за 62 тысячи на 12 дней. При этом в 62 тысячи входит великолепное четырехразовое питание. Мы периодически по программе угощаем туристов то местными настойками, то вином, то шампанским, то устраиваем вечеринку с пивом. То есть можно сказать, что входят и напитки — не каждый день, но через день точно. Кроме того, в стоимость круиза входит чай, сок, морс и так далее. Получается, что деньги на борту не нужны. Более того, в цену входят экскурсии в каждом месте стоянки. У нас, в отличие от многих других компаний, не бывает такого, что включена пешеходная экскурсия на полчаса и к концу стоянки, а другая предлагается за деньги. Все экскурсии входят в стоимость, ничего не заставляем доплачивать.
Я вам открою секрет, из чего складываются эти 62 тысячи рублей за билет. В районе 15 тысяч уходит на экскурсионную программу, на питание туристов заложено еще порядка 30 тысяч, и только 20 тысяч остается на проезд расстояния в 2700 километров! Сколько стоит проехать 2700 километров в купейном вагоне поезда? Даже чуть больше. Понимаете? А у нас в эту же цену входит и познавательная программа, и обслуживание.
— Это билет в эконом-класс?
— Да, столько стоит эконом-класс. "Комфорт" — порядка 110 тысяч. Если у вас есть деньги на "люкс" — 140 тысяч. На железной дороге ведь никого не удивляет, что у нас есть и вип-вагоны, и люкс-вагоны, СВ-вагоны, плацкартные, сидячие — на каждый кошелек предложение.
Когда выбираете стоимость путевки, нужно понимать: не может быть так, что в суп положили на 300 рублей, а взяли с туриста за него только 30. Так было, но в советское время. Когда говорят, что в советское время круизы стоили дешево, я могу это опровергнуть. Я в свое время работал еще в "Бюро путешествий". Все помнят, что на Валаам съездить стоило три рубля. Если быть точным — 3 рубля 90 копеек. Это на самом деле десять процентов от реальной стоимости путевки, которая составляла 39 рублей. При этом средняя зарплата в Советском Союзе была 120 — 130 рублей. Мог бы кто-то тогда купить путевку за 39 рублей? Нет, это безумно дорого за две ночи и один день. А потратить без малого четыре рубля ничего не стоило, потому что 90 процентов доплачивало государство. Путевка в Астрахань в действительности стоила 512 рублей круиза. За нее платили 50 рублей и говорили — дорого. На 24 дня! Полтысячи рублей смогли бы заплатить? Нет, этой суммы большинству было бы не накопить.
Поэтому круизы никогда не стоили дешево, просто за них кто-то доплачивал. Сейчас у нас нет в Российской Федерации профсоюзов, нет того, кто оплачивает 90 процентов их стоимости. Так что приходится платить самому.
— Можно ли сказать по процентам, если есть такая статистика, сколько туристов у вас из европейской части России, сколько иностранцев и сколько местных жителей?
— Если мы говорим о прошедшем годе, то у нас не было иностранных туристов, кроме одного заезда — длинного круиза с очень известными и высокопоставленными людьми из Европы. Все остальные туристы были на 80 процентов из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Местным же интересны только короткие круизы — и этот интерес очень небольшой.
Если мы говорим о 2017 годе, то уже сейчас более 50 процентов всех туристов — иностранцы. Все остальные забронированные места — это туристы из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов центральной части России. У нас бывали туристы и из Минеральных Вод, и из Ростова, но все это западная часть.
— А с чем связываете такой приток иностранцев?
— Во-первых, негатива, который льется на Российскую Федерацию последние два года, стало сейчас в Европе немного меньше. Во-вторых, европейцы уже перестали на это реагировать. Они понимают, что круиз по Сибири — это интересный продукт, который знакомит с настоящей Россией, там нет фальши. Это реальная природа, реальные люди, нет истоптанности, коммерциализированности мест. Зато есть возможность почувствовать настоящий дух, познакомиться с настоящим народом, понять, что представляет из себя эта удивительная страна Россия.
При этом, если мы проведем параллель с теми экспедиционными маршрутами, которые давно уже предлагаются иностранцам морскими круизными компаниями, например, Quark Expeditions, то стоимость наших круизов в пять-шесть раз меньше.
— А клиенты из Азии, вы их привлекаете?
— Мы посещаем международные выставки, в том числе с участием Азии, демонстрируем свой продукт. Вот сейчас на выставке в Шанхае будут представляться наши круизы. Но все-таки это немножко не совсем формат для китайского путешественника. Их интересуют круизы недельные, а у нас они более продолжительные. И кроме этого, им важен такой момент, как шопинг во время путешествия. А у нас с этим в Сибири не очень хорошо: путешественникам предлагают рыбу, мед, орехи. Тогда как азиатских туристов привлекают, в основном, брендовые вещи, одежда и так далее.
Но я считаю, что никогда не надо зависеть только от одного рынка. Те компании, которые, к примеру, ориентировались исключительно на американских туристов как самую платежеспособную категорию, очень пострадали, когда вдруг включились санкции и их не стало. Нужно работать с разными рынками, поэтому мы рады принять и китайских туристов, и японских, и вьетнамских, и туристов из Ирана — всех. Всем есть место на наших теплоходах. Но мы не делаем основную ставку ни на один рынок, ни на одну категорию туристов.
Например, даже в этот сложный для россиян период, мы не хотим ориентироваться только на иностранцев. Да, если не будет зарубежных туристов, то наши суда не смогут курсировать. Да, мы понесли очень большие финансовые убытки в этом году из-за того, что наши российские путешественники не покупали туры. Но ситуации, при которой туристами будут только иностранцы, мы не допустим.
— Чем наполняются ваши туры? Если говорить о центральной части России — Волге, Оке, то там история, религия и т.д. У вас на что делается упор? Что едут посмотреть?
— Давайте я вам вкратце пробегу один круиз, попробую его рассказать за три минуты. Мы садимся на теплоход в Новосибирске — очень современном городе, ему всего 113 лет. При этом его многое связывает, например, с Санкт-Петербургом. Туда шла эвакуация, оттуда поступала помощь в блокадный Ленинград. В городе даже есть памятник блокадникам. Отдельная тема — Транссиб, потому что Новосибирск возник благодаря мосту и Транссибирской магистрали.
А на следующий день в круизе мы попадаем в Томск. Это уже город старинный, с большой историей, где можно посмотреть архитектуру — деревянную, резную, уникальные дома с жар-птицами, со змеями и так далее. А затем теплоход попадает в тайгу, где есть замечательные горячие источники — в них можно искупаться. Дальше туристов ждет Нарым — а это уже история Сталина, место, где он был в ссылке.
Потом мы попадаем в Нижневартовск, где находится нефтяное озеро Самотлор. Нефть там выходит на поверхность, и ее можно потрогать. И каждый турист получает в подарок пробирку с нефтью. Сам город Нижневартовск, еще недавно был крошечной точкой, в книгах писалось — село Нижневартовск. А теперь какое село? Крупный город! То же самое можно сказать про отстроившийся Сургут, куда туристы тоже заглянут. При этом между городами тянется замечательная тайга.
После этого мы добираемся до Ханты-Мансийска — города, который сейчас напоминает швейцарский — ухоженный, роскошный, богатый, с богатой современной архитектурой, с великолепными музеями. Там же, в месте, где сливаются Иртыш и Обь, находится плавучая часовня — вот вам религиозная составляющая.
А затем мы движемся на север по Оби и попадаем в Березово — именно туда в свое время сослали Меньшикова, да и не его одного. Это уже история царской России.
Движемся дальше, и после тайги начинается зона лесотундры. А после зона вечной мерзлоты и полярного дня. И в конце концов мы выходим на Северный полярный круг. Вот вам путешествие на 12 дней. Ни с одним круизным продуктом нельзя сравнить, нигде нет такого!
— Как обстоит дело с традиционно больным местом — береговой инфраструктурой?
— Как ни странно, везде есть причалы, и часто очень хорошие. Когда в Санкт-Петербурге сносится речной вокзал и вместо него строится жилой дом, то, например, в Салехарде, на полярном круге, построен новый замечательный, великолепный речной вокзал. А какой речной вокзал находится в Ханты-Мансийске! Тоже обзавидуются многие города — как это красиво! Ну а для зеленых стоянок теплоходы 305 проекта еще в советское время были оборудованы очень длинным и прочным трапом. Таким образом они могут причаливать, как говорится, “носом в берег”, выкидывая длинный трап, по которому люди выходят на берег.
Поэтому в плане причалов мы не сталкивались с сильными неудобствами. Зато сталкиваемся с проблемами местных туристических компаний, которые забыли, что такое турист. Ведь 25 лет там не было круизов, и они не понимают, что делать с туристом, как его обслуживать! Мы их учим, что нужно держать табличку, что гид должен стоять лицом к туристам, и так далее. Вплоть до элементарных вещей — если хоть какой-то шаг ты не проговорил, то делают жуткие ляпы. Большинство из тех, кто там занимается обслуживанием туристов, это, к сожалению, муниципальные служащие, и для них прибывший теплоход — это проблема, а не радость. Мы даже слышали в некоторых местах стоянки такие фразы: "Зачем вы сюда привозите туристов, здесь нечего смотреть!" Приходится мне говорить им: "У вас невероятные музеи! У вас нефтяные месторождения! У вас красивая природа! У вас столько исторических мест! Люди не ложатся спать, они не идут на танцы, только бы посмотреть ваш город!" Порой мы им рассказываем про их достопримечательности, их богатства, хотя это муниципальные служащие культуры...
— Насколько те круизы, которые вы делаете, являются уникальными для Сибири? Есть ли другие компании, которые делают что-то похожее?
— В Сибири есть еще компания "Ленатурфлот", которая много лет исторически делает круиз по Лене. У них свои маршруты. Я не буду говорить, какие лучше, какие хуже, какие интересные, какие нет — это пусть решают туристы. Но они молодцы в том, что постоянно из года в год организуют эти путешествия.
Больше компаний, которые делают круизы, нет. Это: а) слишком сложно; б) наверно, слишком много требует сил и здоровья у тех, кто этим всем занимается. Ну и не очень большой спрос на самом деле, а значит, не особо выгодно. Учитывая опыт 2016 года, можно даже сказать, что совсем невыгодно.
— Следили ли вы за недавним Госсоветом в Волгограде и что полезного там для себя услышали? Чего ожидаете?
— Да, конечно, следил... Вы знаете, во всем этом проекте, связанном с Сибирью, мы всегда опирались только на собственные силы. Хотя многие считают, даже туристы, что мы получаем какое-то государственное финансирование. В интернете читал про себя гадости о том, сколько я получил сотен миллионов и так далее. Нет, это все сделано силами компании "НИКА", полностью за счет компании "НИКА". И мы не надеемся, что произойдет какое-то чудо сверху, потому что тот мир, в котором мы живем, мы создаем сами.
— Но вам интересны, например, вложения в постройку нового судна?
— Я четыре года слышу на всех форумах про этот проект PV300, замечательный теплоход. Я даже записывал цифры: в том году он стоил 2,3 миллиарда рублей, а в этом году стал стоить 3,2 миллиарда рублей. Если посчитать экономически, даже с вложением собственных средств, этот теплоход не окупается ни за 20, ни за 30 лет. И даже за 50. Вот вы видели стоимость путевок на теплоходе "Ремикс", стоимость которого оценивается порядка 90 миллионов рублей. А если теплоход будет стоить в 30 раз дороже, путевка во сколько раз будет дороже? Ее смогут покупать? Думаю, я ответил на ваш вопрос. При такой себестоимости теплохода — нет.
— Хорошо, "с нуля" покупать судно вам невыгодно. А вложиться в глубокую модернизацию еще какого-нибудь теплохода не планируете?
— Есть такие планы у компании. Мы хотим превратить еще один теплоход проекта 305 в современный — это теплоход "Парис", бывший теплоход "Патрис Лумумба". Он проходил в свое время модернизацию, на нем был сделан плавучий роскошный отель в богатых интерьерах, но они со временем износились. В результате полностью была спилена вся надстройка и пошло заново строительство новой надстройки.
В следующем году теплоход еще не выйдет в эксплуатацию. Сейчас решается, что это будет — прогулочное судно или все-таки, что вероятнее, круизное с каютами. Но, понимаете, кризисные времена — не самые лучшие, поэтому этот проект на год отложен. В каталоге вы его найдете, но на самом деле в 2017 году он курсировать не будет.
— На какой реке хотите его запустить в будущем?
— Это тоже Обь-Иртыш.
Однако практически везде в центре внимания оказывались Волга, Дон, Ока, иногда — реки и озера Северо-Запада. А все, что происходит к востоку от Урала, для многих так и осталось тайной за семью замками. Между тем там тоже есть судоходные реки, природные красоты, исторические достопримечательности. А значит, есть возможность организовать регулярные речные круизы.
Об этом мы побеседовали с Михаилом Корнышевым, исполнительным директором туроператора "НИКА", уже не первый год успешно организующей круизы по рекам Сибири.
— Михаил Васильевич, давайте сразу быка за рога возьмем. На чем вы собственно возите людей по Сибири? Что у вас за суда, какой вместимости и уровня комфорта? А то порой приходится слышать, что максимум, который там может ожидать туристов, — это дряхлые посудины, переделанные из барж.
— Первый теплоход, самый большой, который курсирует по рекам Обь и Иртыш, это теплоход "Ремикс". В свое время он назывался "Михаил Калинин", построен был, как и все теплоходы 305-го проекта, в Будапеште в 60-х годах. В то время он имел максимальную загрузку в 338 человек при восьмиместных каютами. Без восьмиместных на борт вмещалось 268 пассажиров. Когда наступили 90-е годы, многие теплоходы этого проекта были брошены умирать. Но в Новосибирске нашлись энтузиасты такого флота, и "Михаил Калинин" был выкуплен, а затем в 2007 — 2009 годах прошел первую модернизацию. Заменили при этом практически все. От старого 305-го проекта остался только внешний вид, а внутри теплоход модернизировался под очень роскошный дворец. Приглашенный дизайнер, молодая девушка из Новосибирска, мечтала посмотреть мир, но понимала, что вряд ли ей это скоро удастся. И она решила воплотить на борту теплохода концепцию кругосветного путешествия.
Теплоход "Ремикс" / ООО "НИКА" |
Теплоход создавался для размещения важных делегаций, прибывавших в Ханты-Мансийск, почетных гостей и т.д. Поэтому на самой большой верхней палубе, где в свое время размещалось более ста туристов, было сделано всего 12 роскошных кают-люкс. Каждая каюта напоминает какой-то уголок света. Например, есть каюта "Япония", оформленная в японском стиле, есть каюта "Турция", есть каюта "Египет", есть каюта "Мексика", "Версаль" и даже "Белый дом". Чтобы было понятно — кают подобной площади нет ни на одном речном теплоходе не только России и Европы. На нем есть апартаменты размером в 68 и 66 квадратных метров. Нигде, ни на одной реке вы таких не встретите! Гранд-люкс — 36 квадратных метров, обычный люкс порядка от 18 до 22 квадратных метров плюс санузел. На верхней палубе все каюты оборудованы санузлом с окном. При этом в ванных комнатах стоит сантехника "Жакоб Делафон", одна из самых дорогих. Сам теплоход отделан пробковым отделочным материалом, поэтому имеет такой необычный, богатый дизайн.
Как я уже говорил, это был фактически плавучий отель для важных делегаций. Туристов он никогда не возил, пока, наконец, в 2015 году между судовладельцем и нашей компанией не была достигнута договоренность, что этот теплоход будет совершать круизные рейсы.
— Это здорово, но при таких роскошных каютах по-прежнему вряд ли доступно кому-то кроме вип-гостей.
— Доступно, потому что есть и другие категории кают. Нам ведь тоже нужна какая-то более-менее реальная загрузка, поэтому мы сделали на средней главной палубе 10 новых помещений. Это современные каюты класса "Комфорт" со всеми удобствами, просторных. Кроме того, есть еще 9 кают эконом-класса, которые тоже обладают современным дизайном, современной отделкой, но в них нет санузлов.
Теплоход "Ремикс" / ООО "НИКА" |
Вот в таком виде теплоход "Ремикс" совершал круизы в 2016 году, в таком же виде он будет совершать их в 2017 году: есть роскошные люксы, есть комфортные каюты, к которым больше привыкли путешественники, и есть каюты эконом-класса. Общая пассажировместимость теплохода достигает 60 человек. Напоминаю, что изначально теплоход был рассчитан 338 пассажиров.
— С "Ремиксом" ситуация понятна. А какие теплоходы у вас ходят по другим рекам?
— На Енисее у нас относительно небольшое судно, которое носит название "Куприян". При его постройке использовался корпус теплохода ОМ, но по документам он значится как заново построенный: там был заменен весь металл, полностью спилена вся надстройка. Его владелец ТД "Куприян", как и в предыдущем случае, предназначал судно не для коммерческого использования, а для своих гостей и почетных гостей Красноярского края. Это могли быть небольшие круизы для официальных делегаций, или, например, для лучших преподавателей края, или для спортивной команды, выигравшей какие-то соревнования, — вот такие гости бывали на борту.
Мы уговаривали владельца предоставить теплоход для коммерческих круизов, и, наконец, он согласился. На судне восемь роскошных кают со всеми удобствами. Есть и двухкомнатные каюты, и однокомнатные, и большие, и маленькие. В каютах имеются дополнительные места, если поедет семья с ребенком. Теплоход весь отделан ценными породами дерева, и даже наружные прогулочные палубы устланы коврами. На борту в среднем около 15 пассажиров и 16 членов экипажа.
Теплоход "Куприян" / ООО "НИКА" |
Судно имеет класс М, может легко преодолевать енисейские пороги, очень себя хорошо ведет. Обладает высокой скоростью — сложный маршрут в две тысячи километров из Красноярска на Север, выше Северного полярного круга, до Дудинки преодолевает с остановками за шесть дней. Не страшны ему ни течения, ни сильные ветра, теплоход очень устойчивый.
Третий наш теплоход мы используем на Амуре. Это теплоход "Таежный" — единственный выживший теплоход в Дальневосточном регионе. Весь пассажирский флот, который там был, даже прошедший в конце 1990-х — начале 2000-х годов полную модернизацию, оборудованный санузлами в каютах, центральной системой кондиционирования и так далее, — весь он был странным образом продан и переоборудован в рыбоконсервные комбинаты и общежития для рыбаков.
А теплоход "Таежный" выжил один совершенно случайно, благодаря тому, что половину навигации он перевозит медиков в рамках акции "Теплоход здоровья". Врачи объезжают труднодоступные места, где нет своих медицинских пунктов. В остальную часть навигации мы перевозим на нем туристов.
Это изначально теплоход ОМ-1, то есть первый выпущенный в серии ОМ. Он прошел полную косметическую модернизацию. Сегодня на нем поставлена новая сантехника, новая мебель, сделано новое оформление — коридоры, декорации и так далее. Я не могу сказать, что это роскошный теплоход, но это единственный существующий на Амуре теплоход, обладающий при этом удобствами в каюте.
— Теплоход "Таежный"... Насколько я понимаю, именно он должен был совершать круиз по Амуру в этом году, но в итоге так и не вышел.
— Я вам поясню, в чем дело. Когда на теплоходе всего девять кают и большой экипаж, это подразумевает немаленькую стоимость круиза. ОМ в свое время предназначался для перевозки пассажиров на не очень длинные расстояния, почему и обладал сидячей компоновкой мест. В сидячем положении он вмещает на борт порядка 160 гостей. Вот и сравните: 160 человек раньше, а сейчас — 16-18. То есть каждый человек платит за десятерых. Топлива теплоход при этом использует не меньше, плюс нужно посчитать оплату поваров и кухонных рабочих — их тоже надо селить, кормить, платить зарплату. Кроме того, когда повар готовит еду для полутора сотен, это одно. А когда только для пятнадцати? Затрат возникает намного больше.
Добавьте к этому сложный кризисный год, и вы поймете, почему на теплоход "Таежный" не было большой загрузки по туристам. И еще. Так как не было загрузки, то не было достаточного финансирования для того, чтобы сделать на теплоходе все девять кают, и модернизация была сделана только в семи каютах. А семь кают — это еще меньше пассажиров и еще выше цена. Поэтому мы решили этот теплоход не использовать в 2016 году для дальних туристических рейсов. Судьба этого теплоходов и круизов на нем на следующий год зависит от иностранных клиентов — на три рейса из четырех возможных идут заявки туристов из Германии. Стоимость 12-дневного путешествия — 200 с небольшим тысяч рублей.
Теплоход "Таежный" / ООО "НИКА" |
— Для немецкого туриста это нормальная цена?
— Есть разные туристы, есть разный туристический продукт. Я вам приведу пример. На реке Амазонка предлагаются два вида круизов. Один — в бразильской части. Там недельный круиз стоит 2,5 тыс. долларов в формате "все включено", на роскошном корабле. А другой вариант — в перуанской части, где круиз стоит 6,5 тыс. долларов на небольшом корабле с гораздо меньшим набором развлечений. И на оба варианта есть свои клиенты. Так и здесь — есть своя категория клиентов, для которой это нормальная цена за возможность увидеть Амур.
Конечно, я понимаю, что это дорого. И если бы теплоход был на двести мест, стоимость путевки была бы намного меньше. Мы уже давно ведем разговоры с администрацией Хабаровского края — там хорошо знают, что там нужен большой теплоход, чтобы путевки на круиз стоили во много раз меньше. Но сейчас вопрос стоит так — либо дорого, либо ничего. Согласитесь, ведь в такси ездить намного дороже, чем в большом автобусе. Но при этом есть места, куда можно добраться только на такси, и вы садитесь и едете.
— Тогда получается, что сейчас ваш основной клиент — это все-таки человек состоятельный?
— Смотря, что вы понимаете под состоятельным. На тот же круиз по Оби-Иртышу у нас есть предложения и за 62 тысячи на 12 дней. При этом в 62 тысячи входит великолепное четырехразовое питание. Мы периодически по программе угощаем туристов то местными настойками, то вином, то шампанским, то устраиваем вечеринку с пивом. То есть можно сказать, что входят и напитки — не каждый день, но через день точно. Кроме того, в стоимость круиза входит чай, сок, морс и так далее. Получается, что деньги на борту не нужны. Более того, в цену входят экскурсии в каждом месте стоянки. У нас, в отличие от многих других компаний, не бывает такого, что включена пешеходная экскурсия на полчаса и к концу стоянки, а другая предлагается за деньги. Все экскурсии входят в стоимость, ничего не заставляем доплачивать.
Я вам открою секрет, из чего складываются эти 62 тысячи рублей за билет. В районе 15 тысяч уходит на экскурсионную программу, на питание туристов заложено еще порядка 30 тысяч, и только 20 тысяч остается на проезд расстояния в 2700 километров! Сколько стоит проехать 2700 километров в купейном вагоне поезда? Даже чуть больше. Понимаете? А у нас в эту же цену входит и познавательная программа, и обслуживание.
— Это билет в эконом-класс?
— Да, столько стоит эконом-класс. "Комфорт" — порядка 110 тысяч. Если у вас есть деньги на "люкс" — 140 тысяч. На железной дороге ведь никого не удивляет, что у нас есть и вип-вагоны, и люкс-вагоны, СВ-вагоны, плацкартные, сидячие — на каждый кошелек предложение.
Теплоход "Куприян" / ООО "НИКА" |
Когда выбираете стоимость путевки, нужно понимать: не может быть так, что в суп положили на 300 рублей, а взяли с туриста за него только 30. Так было, но в советское время. Когда говорят, что в советское время круизы стоили дешево, я могу это опровергнуть. Я в свое время работал еще в "Бюро путешествий". Все помнят, что на Валаам съездить стоило три рубля. Если быть точным — 3 рубля 90 копеек. Это на самом деле десять процентов от реальной стоимости путевки, которая составляла 39 рублей. При этом средняя зарплата в Советском Союзе была 120 — 130 рублей. Мог бы кто-то тогда купить путевку за 39 рублей? Нет, это безумно дорого за две ночи и один день. А потратить без малого четыре рубля ничего не стоило, потому что 90 процентов доплачивало государство. Путевка в Астрахань в действительности стоила 512 рублей круиза. За нее платили 50 рублей и говорили — дорого. На 24 дня! Полтысячи рублей смогли бы заплатить? Нет, этой суммы большинству было бы не накопить.
Поэтому круизы никогда не стоили дешево, просто за них кто-то доплачивал. Сейчас у нас нет в Российской Федерации профсоюзов, нет того, кто оплачивает 90 процентов их стоимости. Так что приходится платить самому.
— Можно ли сказать по процентам, если есть такая статистика, сколько туристов у вас из европейской части России, сколько иностранцев и сколько местных жителей?
— Если мы говорим о прошедшем годе, то у нас не было иностранных туристов, кроме одного заезда — длинного круиза с очень известными и высокопоставленными людьми из Европы. Все остальные туристы были на 80 процентов из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Местным же интересны только короткие круизы — и этот интерес очень небольшой.
Если мы говорим о 2017 годе, то уже сейчас более 50 процентов всех туристов — иностранцы. Все остальные забронированные места — это туристы из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов центральной части России. У нас бывали туристы и из Минеральных Вод, и из Ростова, но все это западная часть.
— А с чем связываете такой приток иностранцев?
— Во-первых, негатива, который льется на Российскую Федерацию последние два года, стало сейчас в Европе немного меньше. Во-вторых, европейцы уже перестали на это реагировать. Они понимают, что круиз по Сибири — это интересный продукт, который знакомит с настоящей Россией, там нет фальши. Это реальная природа, реальные люди, нет истоптанности, коммерциализированности мест. Зато есть возможность почувствовать настоящий дух, познакомиться с настоящим народом, понять, что представляет из себя эта удивительная страна Россия.
При этом, если мы проведем параллель с теми экспедиционными маршрутами, которые давно уже предлагаются иностранцам морскими круизными компаниями, например, Quark Expeditions, то стоимость наших круизов в пять-шесть раз меньше.
Теплоход "Куприян" / ООО "НИКА" |
— А клиенты из Азии, вы их привлекаете?
— Мы посещаем международные выставки, в том числе с участием Азии, демонстрируем свой продукт. Вот сейчас на выставке в Шанхае будут представляться наши круизы. Но все-таки это немножко не совсем формат для китайского путешественника. Их интересуют круизы недельные, а у нас они более продолжительные. И кроме этого, им важен такой момент, как шопинг во время путешествия. А у нас с этим в Сибири не очень хорошо: путешественникам предлагают рыбу, мед, орехи. Тогда как азиатских туристов привлекают, в основном, брендовые вещи, одежда и так далее.
Но я считаю, что никогда не надо зависеть только от одного рынка. Те компании, которые, к примеру, ориентировались исключительно на американских туристов как самую платежеспособную категорию, очень пострадали, когда вдруг включились санкции и их не стало. Нужно работать с разными рынками, поэтому мы рады принять и китайских туристов, и японских, и вьетнамских, и туристов из Ирана — всех. Всем есть место на наших теплоходах. Но мы не делаем основную ставку ни на один рынок, ни на одну категорию туристов.
Например, даже в этот сложный для россиян период, мы не хотим ориентироваться только на иностранцев. Да, если не будет зарубежных туристов, то наши суда не смогут курсировать. Да, мы понесли очень большие финансовые убытки в этом году из-за того, что наши российские путешественники не покупали туры. Но ситуации, при которой туристами будут только иностранцы, мы не допустим.
— Чем наполняются ваши туры? Если говорить о центральной части России — Волге, Оке, то там история, религия и т.д. У вас на что делается упор? Что едут посмотреть?
— Давайте я вам вкратце пробегу один круиз, попробую его рассказать за три минуты. Мы садимся на теплоход в Новосибирске — очень современном городе, ему всего 113 лет. При этом его многое связывает, например, с Санкт-Петербургом. Туда шла эвакуация, оттуда поступала помощь в блокадный Ленинград. В городе даже есть памятник блокадникам. Отдельная тема — Транссиб, потому что Новосибирск возник благодаря мосту и Транссибирской магистрали.
А на следующий день в круизе мы попадаем в Томск. Это уже город старинный, с большой историей, где можно посмотреть архитектуру — деревянную, резную, уникальные дома с жар-птицами, со змеями и так далее. А затем теплоход попадает в тайгу, где есть замечательные горячие источники — в них можно искупаться. Дальше туристов ждет Нарым — а это уже история Сталина, место, где он был в ссылке.
Потом мы попадаем в Нижневартовск, где находится нефтяное озеро Самотлор. Нефть там выходит на поверхность, и ее можно потрогать. И каждый турист получает в подарок пробирку с нефтью. Сам город Нижневартовск, еще недавно был крошечной точкой, в книгах писалось — село Нижневартовск. А теперь какое село? Крупный город! То же самое можно сказать про отстроившийся Сургут, куда туристы тоже заглянут. При этом между городами тянется замечательная тайга.
После этого мы добираемся до Ханты-Мансийска — города, который сейчас напоминает швейцарский — ухоженный, роскошный, богатый, с богатой современной архитектурой, с великолепными музеями. Там же, в месте, где сливаются Иртыш и Обь, находится плавучая часовня — вот вам религиозная составляющая.
А затем мы движемся на север по Оби и попадаем в Березово — именно туда в свое время сослали Меньшикова, да и не его одного. Это уже история царской России.
Движемся дальше, и после тайги начинается зона лесотундры. А после зона вечной мерзлоты и полярного дня. И в конце концов мы выходим на Северный полярный круг. Вот вам путешествие на 12 дней. Ни с одним круизным продуктом нельзя сравнить, нигде нет такого!
Теплоход "Куприян" / ООО "НИКА" |
— Как обстоит дело с традиционно больным местом — береговой инфраструктурой?
— Как ни странно, везде есть причалы, и часто очень хорошие. Когда в Санкт-Петербурге сносится речной вокзал и вместо него строится жилой дом, то, например, в Салехарде, на полярном круге, построен новый замечательный, великолепный речной вокзал. А какой речной вокзал находится в Ханты-Мансийске! Тоже обзавидуются многие города — как это красиво! Ну а для зеленых стоянок теплоходы 305 проекта еще в советское время были оборудованы очень длинным и прочным трапом. Таким образом они могут причаливать, как говорится, “носом в берег”, выкидывая длинный трап, по которому люди выходят на берег.
Поэтому в плане причалов мы не сталкивались с сильными неудобствами. Зато сталкиваемся с проблемами местных туристических компаний, которые забыли, что такое турист. Ведь 25 лет там не было круизов, и они не понимают, что делать с туристом, как его обслуживать! Мы их учим, что нужно держать табличку, что гид должен стоять лицом к туристам, и так далее. Вплоть до элементарных вещей — если хоть какой-то шаг ты не проговорил, то делают жуткие ляпы. Большинство из тех, кто там занимается обслуживанием туристов, это, к сожалению, муниципальные служащие, и для них прибывший теплоход — это проблема, а не радость. Мы даже слышали в некоторых местах стоянки такие фразы: "Зачем вы сюда привозите туристов, здесь нечего смотреть!" Приходится мне говорить им: "У вас невероятные музеи! У вас нефтяные месторождения! У вас красивая природа! У вас столько исторических мест! Люди не ложатся спать, они не идут на танцы, только бы посмотреть ваш город!" Порой мы им рассказываем про их достопримечательности, их богатства, хотя это муниципальные служащие культуры...
Теплоход "Таежный" / ООО "НИКА" |
— Насколько те круизы, которые вы делаете, являются уникальными для Сибири? Есть ли другие компании, которые делают что-то похожее?
— В Сибири есть еще компания "Ленатурфлот", которая много лет исторически делает круиз по Лене. У них свои маршруты. Я не буду говорить, какие лучше, какие хуже, какие интересные, какие нет — это пусть решают туристы. Но они молодцы в том, что постоянно из года в год организуют эти путешествия.
Больше компаний, которые делают круизы, нет. Это: а) слишком сложно; б) наверно, слишком много требует сил и здоровья у тех, кто этим всем занимается. Ну и не очень большой спрос на самом деле, а значит, не особо выгодно. Учитывая опыт 2016 года, можно даже сказать, что совсем невыгодно.
— Следили ли вы за недавним Госсоветом в Волгограде и что полезного там для себя услышали? Чего ожидаете?
— Да, конечно, следил... Вы знаете, во всем этом проекте, связанном с Сибирью, мы всегда опирались только на собственные силы. Хотя многие считают, даже туристы, что мы получаем какое-то государственное финансирование. В интернете читал про себя гадости о том, сколько я получил сотен миллионов и так далее. Нет, это все сделано силами компании "НИКА", полностью за счет компании "НИКА". И мы не надеемся, что произойдет какое-то чудо сверху, потому что тот мир, в котором мы живем, мы создаем сами.
— Но вам интересны, например, вложения в постройку нового судна?
— Я четыре года слышу на всех форумах про этот проект PV300, замечательный теплоход. Я даже записывал цифры: в том году он стоил 2,3 миллиарда рублей, а в этом году стал стоить 3,2 миллиарда рублей. Если посчитать экономически, даже с вложением собственных средств, этот теплоход не окупается ни за 20, ни за 30 лет. И даже за 50. Вот вы видели стоимость путевок на теплоходе "Ремикс", стоимость которого оценивается порядка 90 миллионов рублей. А если теплоход будет стоить в 30 раз дороже, путевка во сколько раз будет дороже? Ее смогут покупать? Думаю, я ответил на ваш вопрос. При такой себестоимости теплохода — нет.
— Хорошо, "с нуля" покупать судно вам невыгодно. А вложиться в глубокую модернизацию еще какого-нибудь теплохода не планируете?
— Есть такие планы у компании. Мы хотим превратить еще один теплоход проекта 305 в современный — это теплоход "Парис", бывший теплоход "Патрис Лумумба". Он проходил в свое время модернизацию, на нем был сделан плавучий роскошный отель в богатых интерьерах, но они со временем износились. В результате полностью была спилена вся надстройка и пошло заново строительство новой надстройки.
В следующем году теплоход еще не выйдет в эксплуатацию. Сейчас решается, что это будет — прогулочное судно или все-таки, что вероятнее, круизное с каютами. Но, понимаете, кризисные времена — не самые лучшие, поэтому этот проект на год отложен. В каталоге вы его найдете, но на самом деле в 2017 году он курсировать не будет.
— На какой реке хотите его запустить в будущем?
— Это тоже Обь-Иртыш.
Беседовал Ренарт Фасхутдинов