Сегодня на портале "Корабел.ру" мы предлагаем читателям познакомиться с соображениями о проблемах и перспективах отечественных речных круизов человека, которого смело можно называть одним из самых компетентных специалистов в этой сфере. Специально для нашего сайта написал статью Александр Соснин, председатель Совета директоров круизной компании "Инфофлот".
Текст, представленный ниже, отражает основные тезисы его доклада, прозвучавшего в конце сентября в Геленджике - на круглом столе по речным круизам, который был организован главным редактором "Корабел.ру".
От редакции
Когда речь заходит о речных круизах по России, почему-то принято говорить исключительно о проблемах этой отрасли. Причем чаще о проблемах не первостепенных: обмеление рек, отсутствие причалов, старение флота.
Нет, конечно, все перечисленное в той или иной степени присутствует. Никто не откажется от новых теплоходов, никто не будет возражать против хороших современных причалов, и уж, конечно, все обрадуются, если на реках не останется лимитирующих участков с малыми глубинами. Но это не те проблемы, которые по-настоящему мешают развитию речных круизов. Да и странно думать, что сейчас кто-то для нас построит флот, оборудует новые причалы, углубит реки, и тогда уж отрасль заживет. Нет, не заживет. Потому что критичные для отрасли факторы совсем другие. Я бы выделил три таких фактора.
Первый – это доходы потенциальных клиентов речных круизов.
В 2016 году средняя по отрасли цена путевки в круиз на человека в сутки составила около пяти тысяч рублей. Несмотря на то, что в эту цену включены питание и экскурсии, для многих туристов она оказывается высока, и они выбирают другой вид отдыха. Поскольку расходы круизных компаний предельно оптимизированы и потенциал для снижения цен практически исчерпан, а доходы потенциальных клиентов зависят от общей экономической ситуации, оставим этот фактор как данность, на которую мы не можем влиять.
Зато с другими факторами вполне можно работать.
Капитан круизного судна - не только уважаемый командир и прекрасный судоводитель. Он еще и гостеприимный хозяин теплохода. На фото - капитаны теплоходов "Н.А. Некрасов" и "Александр Бенуа" А.А. Быков и П.И. Гражданинов приветствуют туристов / Александр Соснин |
Второй критичный для отрасли фактор – информированность людей о речных круизах.
Большинство россиян никогда не слышали о таком виде отдыха. Взять хотя бы Москву: многие ли из десятимиллионного населения столицы знают о том, что из их города отправляются в многодневные путешествия белоснежные теплоходы? Хорошо, если каждый десятый. А из тех, кто слышал о речных круизах, большинство находится в плену обычных заблуждений: там будет укачивать, там скучно и там "советский" сервис.
Надо рассказывать людям о речных круизах. Мы, как и наши коллеги из других компаний, продвигаем речные круизы на выставках, в прессе, в социальных сетях. Периодически снимаются ролики об отдыхе на речных теплоходах. Для объединения усилий по продвижению речных круизов три круизных компании – "Инфофлот", Водоход" и "Мостурфлот" объединились в "Речной альянс". Но, уверен, не все возможности здесь исчерпаны. Будущее – за такими решениями, как, например, интересные "вирусные" видео или съемка популярного телесериала, действие которого разворачивается на речном теплоходе.
Третий фактор – удовлетворенность людей, побывавших в речном круизе.
Недостаточно убедить человека отправиться в круиз. Важно, чтобы ему понравилось, и он вернулся, а заодно и рекомендовал такой вид отдыха другим. И в этом отношении делается многое.
1. Реконструкция флота.
Не секрет, что суда, выполняющие речные круизы, построены много лет назад (самому новому из них уже больше двадцати лет). Безусловно, эти теплоходы требуют должного ухода за механической частью, и это делается. Но еще больше, чем механическая, устаревает пассажирская часть. Казавшиеся роскошными в советское время пассажирские помещения речных судов перестали удовлетворять современным требованиям. Поэтому на большинстве судов проведена реконструкция пассажирских помещений.
Основное – это оборудование и размеры кают. Вместо небольших "кают-купе" появляются просторные гостиничные номера со всеми удобствами, а иногда и с балконом. Некоторые каюты делаются небольших размеров, но при этом они оборудованы всем необходимым в путешествии: санузел, телевизор, холодильник, кондиционер.
Изменения касаются и общественных помещений. На теплоходах появляются новые бары, фитнес-центры, кинотеатры с двумя экранами. Меняется отделка помещений, меняется их меблировка.
Для тех же, кто привык к "добрым старым" непереоборудованным теплоходам: несколько таких теплоходов до сих пор эксплуатируется в некоторых компаниях. Главное, чтобы новые речные туристы, случайно попавшие на эти суда, не составили по ним впечатление об отрасли в целом.
Пассажирская каюта теплохода "Н.А. Некрасов" после капитальной реконструкции судна / Александр Соснин |
2. Сервис на борту.
Один из мифов о речных круизах – невысокий уровень сервиса на речных судах. А это давно не так. Круизные компании проделали большую работу для того, чтобы обеспечить на борту уровень сервиса, отвечающего современным требованиям. Это касается буквально всего: питания и обслуживания в ресторане, сервиса в каютах, развлекательных программ на борту и так далее. Правда, не секрет, что уровень сервиса зависит от круизной компании, и, к сожалению, бывает, что по худшим компаниям судят обо всей отрасли.
3. Открытие новых речных маршрутов.
Казалось бы, круизными компаниями давно освоены все судоходные реки, но некоторые пробелы до недавнего времени все же оставались. В 2011 году мы впервые после 30-летнего перерыва организовали круиз по реке Вятке, и с тех пор проводим его ежегодно. Причем, если в советское время на этой реке работали небольшие однопалубные теплоходы типа ВТУ, то мы используем на Вятке двухпалубный теплоход "Василий Чапаев". Круиз по Вятке – уникальный маршрут: теплоход проходит по большой воде от устья до самого Кирова, а это почти семьсот километров. Для этого круиза разработана очень интересная экскурсионная программа в местах остановок теплохода, причем она включает в себя не только посещение городов, но и несложные походы по красивым природным достопримечательностям вятского края.
Из других освоенных нами рек – Сура и Ветлуга. К сожалению, высотный габарит наших теплоходов не позволяет заходить на красивую реку Чусовую. Тем не менее, мы делали круиз и по Чусовой, пересаживая наших туристов с большого теплохода на небольшой теплоход типа "Ом".
Круиз по Вятке - редкое и необычное явление. На палубе теплохода "Василий Чапаев" / Александр Соснин |
4. Расширение экскурсионной программы.
Возможность для движения вперед есть не только на новых для круизов реках, но и на давно проверенных речных маршрутах. Это – свежие экскурсионные программы. Ведь кроме городов на самом маршруте следования судна есть интересные места рядом с этим маршрутом. Например, теплоход зашел в Ярославль. Для тех, кто уже знаком с его достопримечательностями, мы предлагаем поехать в Ростов Великий, Карабиху, уникальное купеческое село Вятское. Сколько новых впечатлений получают речные путешественники, посещая эти, казалось бы, не речные города!
Более того, мы начали практиковать круизы с экскурсионной программой, объединенной общей тематикой. Так, в этом году мы провели круиз "Старинные усадьбы Волги и Шексны" на теплоходе "Солнечный город". В этом круизе были как обычные туристы, там и люди, интересующиеся историей русской усадьбы. Каждый смог выбрать программу по своему вкусу. А в ближайших планах у нас тематические круизы "Старинная купеческая архитектура волжских городов", "Удивительные монастыри" (не паломническая, а познавательная программа по самым красивым монастырям Поволжья) и даже "Авиационный круиз" с посещением авиазаводов и возможностью совершить демонстрационный полет на интересной авиатехнике.
Все это дает круизам по, казалось бы, стандартным речным маршрутам второе дыхание; привлекает в них как новых туристов, так и тех опытных речных путешественников, которые не хотели бы повторяться.
Усадьба Даниловское в Вологодской области - одно из мест, посещаемых туристами в круизе "Старинные усадьбы" / Александр Соснин |
5. Продление навигации
И, наконец, мы делаем круизную навигацию настолько продолжительной, насколько это возможно. Начинаем в конце апреля, с открытием шлюзов, иногда со льдами. Заканчиваем под снегом – в начале ноября. Благодаря длительному периоду навигации мы можем отнести большую часть накладных расходов на летний сезон, сделав осенние цены на путевки более низкими. Это позволяет попробовать речной круиз многим новым туристам, которые потом не раз возвращаются на реку.
О том, как сделать речные круизы популярными и еще более любимыми, чем сейчас, можно говорить долго. Думаю, что если говорить не о проблемах, а о возможностях этого удивительного вида отдыха, если эти возможности находить и реализовывать, то количество речных туристов будет возрастать, а все остальное – новый флот, новые причалы, – со временем приложится.
Александр Соснин,
председатель Совета директоров СК "Инфофлот"
председатель Совета директоров СК "Инфофлот"