Крупнейший переработчик стекла в России петербургская фирма "АКМА" продолжает экспансию на рынок судостроения. Компания уже реализовала несколько проектов, среди которых можно отметить производство и поставку остекления на скоростные пассажирские суда, оснащение иллюминаторами ледоколов, участие в строительстве буксиров.
В 2017 году "АКМА" готовит несколько новинок – технологически сложные изделия, в том числе для обстройки круизных лайнеров.
В 2017 году "АКМА" готовит несколько новинок – технологически сложные изделия, в том числе для обстройки круизных лайнеров.
О планах компании, о новой продукции и о том, почему российские изделия дешевле зарубежных, мы поговорили с заместителем генерального директора по производству компании "АКМА" Антоном Седовым.
– Для начала, Антон Сергеевич, расскажите, чем занимается "АКМА", какими видами деятельности? И что вас отличает от конкурентов?
– Компания основана в 1991 году, то есть у нас уже более 25 лет опыта работы со стеклом. За это время мы освоили всевозможные способы его обработки и производства из листового стекла продукции бытового, транспортного, коммерческого и строительного назначения высокого качества, подтвержденного соответствующими сертификатами и наградами.
Сейчас на отечественном рынке работают около десятка крупных компаний, которые занимаются переработкой стекла. Но большая часть из них специализируется на производстве самых простых стеклопакетов, так называемых "строительных" для обычных домов. Это своя ниша с определенными правилами построения массового производства.
В "АКМА" изготовлением строительных стеклопакетов занимается только один цех из семи. У каждого свое направление: производство мебели из стекла, дверей – как межкомнатных, так и для саун, душевых ограждений, зеркал, кухонных фартуков, транспортного остекления, производство несущих конструкций из стекла и пр.
В изготовлении продукции из стекла большую роль играет сезонность, а имея в запасе несколько равнозначных направлений, мы загружаем коллектив и наше производство круглый год.
– Как вы пришли на рынок судостроения? И какова сейчас доля корабельных поставок от общего объема продукции "АКМА"?
– В судостроение мы пришли практически случайно. В 2012 году к нам обратилось КБ "Агат Дизайн Бюро" с запросом на комплексную поставку остекления на пассажирское судно проекта А145. Помимо больших объемов, там была полная номенклатура стекол: гнутое и плоское закаленное стекло, изделия из триплекса. Вся продукция прошла HS-тест. Аналогичную продукцию для железнодорожного транспорта "АКМА" выпускает давно. И технологически судовые стекла не отличаются от тех же строительных или железнодорожных. Необходимо было только получить сертификаты РМРС и РРР.
Мы прошли все процедуры и удачно завершили проект. С тех пор корабельное направление стало постоянным в нашей работе.
Если говорить о доле судостроения в общей выручке компании, то она небольшая – несколько процентов. Но цели занимать львиную долю рынка, действовать на нем агрессивно у нас нет. На данный момент мы вникаем в тонкости и зарабатываем себе имя. Да и нужно признаться, что проектов, на которых мы бы могли показать свои возможности, в России пока немного. Простые иллюминаторы круглой формы из обычного закаленного стекла производят многие, есть они и у нас. Но производство "АКМА" позволяет реализовывать самые технологически сложные проекты заказчика.
– Например, какие?
– В обстройке современных океанских лайнеров для декорирования кают, общественных помещений используется много изделий из стекла. Например, сейчас очень модными стали панорамные крыши. В автомобилях, в многоэтажных домах, в том числе и на судах.
Не так давно мы изготовили для одного петербургского заказчика панорамное остекление пассажирского теплохода. Причем оно было в виде плоского купола, который имитировал земной шар: рама с параллелями и вертикалями, куда уже встраивались элементы из высокопрочного стекла. Сверху – солнечная палуба, то есть по стеклу можно свободно ходить. Это был небольшой теплоход, на больших круизных лайнерах конструкции сложнее. Но, к сожалению, пока отечественные предприятия такие суда не строят.
Из экзотических проектов еще можно выделить вертолетные площадки, которые стоят в центре Москвы и в Санкт-Петербурге. Со стороны такая площадка выглядит как стеклянный куб, плавающий на воде. А конструктивно это дебаркадер со стальной фермой, в которую вклеиваются толстые пулестойкие стекла, снабженные электроподогревом.
– А над чем вы сейчас работаете?
– Сейчас мы патентуем собственные конструкции стекла с защитой от электромагнитного воздействия. Это 80-миллиметровый взрывобезопасный триплекс, покрытый специальным составом, который препятствует попаданию электромагнитного излучения внутрь корабля. При этом стекло абсолютно прозрачное.
Наши образцы на испытательных стендах показали хорошие характеристики, достаточные для применения на кораблях. Осталось пройти последние шаги по сертификации. Но заказы на эту продукцию уже есть.
– Какие современные технологии в изделиях из стекла сейчас применяются на судах?
– У стекла действительно много преимуществ. Стеклянные изделия не подвержены коррозии, они не деформируются и не размокают, а современные технологии позволяют сделать его безопасным. О панорамных крышах и куполах мы поговорили, но можно упомянуть еще стеклянные лестницы, перегородки, предметы мебели, зеркала – все эти вещи визуально расширяют пространство.
Например, сейчас в интерьерах гостиничных номеров активно применяется стекло, которое меняет свою прозрачность. Это многослойный триплекс, внутри которого находится специальная жидкокристаллическая пленка. Во включенном состоянии она прозрачная, а в выключенном стекло становится матовым. Для судовой каюты с ограниченным пространством такие решения, на мой взгляд, очень актуальны.
Или другая проблема, сугубо морская, – сильное ультрафиолетовое излучение, которое разрушает ткани, обесцвечивает дерево и другие материалы. Для задержки этих лучей используются специальные напыления либо в триплекс вклеиваются пленки, которые не пропускают ультрафиолет.
Оборудование ледоколов – это тоже отдельная тема. Для работы в сложных климатических условиях, в отрицательных температурах, при постоянном снеге нужны соответствующие стекла. Мы применяем триплекс, в котором используется стекло с атомарным покрытием из серебра. На прозрачность стекла оно никак не влияет, но при подаче напряжения покрытие серебра начинает нагреваться до заданных температур. Примерно такая же схема применяется при обогреве стекла на крышах небоскребов.
– Расскажите о вашем производстве? Какие материалы и оборудование используете?
– На нашем производстве работают от 900 до 1000 человек, в зависимости от загрузки. Станочный парк состоит из более 300 единиц современного оборудования. И это не просто рекламный слоган. Мы действительно следим за самыми последними технологиями в обработке стекла, несколько раз в год меняем оборудование. И понятно, что такое оборудование производят в странах Европы, США, Японии.
Материалы, такие как пленки для триплекса, уплотнители, краски, тоже приходится закупать за границей. Но главное сырье для нас – стекло, оно сейчас производится по всему миру. И основной объем стекла мы стараемся закупать в России.
Мы давно поняли, что дешевле и выгоднее работать на самых качественных материалах. Как показала практика, на таком сырье меньше брака. Поэтому используем только проверенные материалы, со всеми сертификатами и с обязательным входным контролем.
– Какие планы у компании на ближайшие два-три года, планируете ли серьезную экспансию на судостроительный рынок?
– Сейчас мы активно работаем в направлении оказания комплексных услуг и расширения ассортимента. Оказание клиенту услуг "под ключ" – от замера, проектирования, разработки схем управления электрообогреваемыми изделиями и пр. до монтажа наших изделий – позволяет более тонко чувствовать тенденции современного рынка.
Мы сотрудничаем как с частными владельцами малых судов, так и с крупными конструкторскими бюро и заводами, активно набираемся знаний в этой области. Но на серьезной экспансии акцент бы я делать не стал.
Компания "АКМА" имеет мощную производственную базу, и поэтому в наших планах фундаментально подходить к работе с клиентами судостроительной отрасли, работать на этом рынке долгие годы.
Беседовал Владислав Букин
– Для начала, Антон Сергеевич, расскажите, чем занимается "АКМА", какими видами деятельности? И что вас отличает от конкурентов?
– Компания основана в 1991 году, то есть у нас уже более 25 лет опыта работы со стеклом. За это время мы освоили всевозможные способы его обработки и производства из листового стекла продукции бытового, транспортного, коммерческого и строительного назначения высокого качества, подтвержденного соответствующими сертификатами и наградами.
Сейчас на отечественном рынке работают около десятка крупных компаний, которые занимаются переработкой стекла. Но большая часть из них специализируется на производстве самых простых стеклопакетов, так называемых "строительных" для обычных домов. Это своя ниша с определенными правилами построения массового производства.
В "АКМА" изготовлением строительных стеклопакетов занимается только один цех из семи. У каждого свое направление: производство мебели из стекла, дверей – как межкомнатных, так и для саун, душевых ограждений, зеркал, кухонных фартуков, транспортного остекления, производство несущих конструкций из стекла и пр.
В изготовлении продукции из стекла большую роль играет сезонность, а имея в запасе несколько равнозначных направлений, мы загружаем коллектив и наше производство круглый год.
– Как вы пришли на рынок судостроения? И какова сейчас доля корабельных поставок от общего объема продукции "АКМА"?
– В судостроение мы пришли практически случайно. В 2012 году к нам обратилось КБ "Агат Дизайн Бюро" с запросом на комплексную поставку остекления на пассажирское судно проекта А145. Помимо больших объемов, там была полная номенклатура стекол: гнутое и плоское закаленное стекло, изделия из триплекса. Вся продукция прошла HS-тест. Аналогичную продукцию для железнодорожного транспорта "АКМА" выпускает давно. И технологически судовые стекла не отличаются от тех же строительных или железнодорожных. Необходимо было только получить сертификаты РМРС и РРР.
Мы прошли все процедуры и удачно завершили проект. С тех пор корабельное направление стало постоянным в нашей работе.
Если говорить о доле судостроения в общей выручке компании, то она небольшая – несколько процентов. Но цели занимать львиную долю рынка, действовать на нем агрессивно у нас нет. На данный момент мы вникаем в тонкости и зарабатываем себе имя. Да и нужно признаться, что проектов, на которых мы бы могли показать свои возможности, в России пока немного. Простые иллюминаторы круглой формы из обычного закаленного стекла производят многие, есть они и у нас. Но производство "АКМА" позволяет реализовывать самые технологически сложные проекты заказчика.
– Например, какие?
– В обстройке современных океанских лайнеров для декорирования кают, общественных помещений используется много изделий из стекла. Например, сейчас очень модными стали панорамные крыши. В автомобилях, в многоэтажных домах, в том числе и на судах.
Не так давно мы изготовили для одного петербургского заказчика панорамное остекление пассажирского теплохода. Причем оно было в виде плоского купола, который имитировал земной шар: рама с параллелями и вертикалями, куда уже встраивались элементы из высокопрочного стекла. Сверху – солнечная палуба, то есть по стеклу можно свободно ходить. Это был небольшой теплоход, на больших круизных лайнерах конструкции сложнее. Но, к сожалению, пока отечественные предприятия такие суда не строят.
Из экзотических проектов еще можно выделить вертолетные площадки, которые стоят в центре Москвы и в Санкт-Петербурге. Со стороны такая площадка выглядит как стеклянный куб, плавающий на воде. А конструктивно это дебаркадер со стальной фермой, в которую вклеиваются толстые пулестойкие стекла, снабженные электроподогревом.
Круизный лайнер / АКМА, ООО |
– А над чем вы сейчас работаете?
– Сейчас мы патентуем собственные конструкции стекла с защитой от электромагнитного воздействия. Это 80-миллиметровый взрывобезопасный триплекс, покрытый специальным составом, который препятствует попаданию электромагнитного излучения внутрь корабля. При этом стекло абсолютно прозрачное.
Наши образцы на испытательных стендах показали хорошие характеристики, достаточные для применения на кораблях. Осталось пройти последние шаги по сертификации. Но заказы на эту продукцию уже есть.
– Какие современные технологии в изделиях из стекла сейчас применяются на судах?
– У стекла действительно много преимуществ. Стеклянные изделия не подвержены коррозии, они не деформируются и не размокают, а современные технологии позволяют сделать его безопасным. О панорамных крышах и куполах мы поговорили, но можно упомянуть еще стеклянные лестницы, перегородки, предметы мебели, зеркала – все эти вещи визуально расширяют пространство.
Например, сейчас в интерьерах гостиничных номеров активно применяется стекло, которое меняет свою прозрачность. Это многослойный триплекс, внутри которого находится специальная жидкокристаллическая пленка. Во включенном состоянии она прозрачная, а в выключенном стекло становится матовым. Для судовой каюты с ограниченным пространством такие решения, на мой взгляд, очень актуальны.
Или другая проблема, сугубо морская, – сильное ультрафиолетовое излучение, которое разрушает ткани, обесцвечивает дерево и другие материалы. Для задержки этих лучей используются специальные напыления либо в триплекс вклеиваются пленки, которые не пропускают ультрафиолет.
Оборудование ледоколов – это тоже отдельная тема. Для работы в сложных климатических условиях, в отрицательных температурах, при постоянном снеге нужны соответствующие стекла. Мы применяем триплекс, в котором используется стекло с атомарным покрытием из серебра. На прозрачность стекла оно никак не влияет, но при подаче напряжения покрытие серебра начинает нагреваться до заданных температур. Примерно такая же схема применяется при обогреве стекла на крышах небоскребов.
– Расскажите о вашем производстве? Какие материалы и оборудование используете?
– На нашем производстве работают от 900 до 1000 человек, в зависимости от загрузки. Станочный парк состоит из более 300 единиц современного оборудования. И это не просто рекламный слоган. Мы действительно следим за самыми последними технологиями в обработке стекла, несколько раз в год меняем оборудование. И понятно, что такое оборудование производят в странах Европы, США, Японии.
Материалы, такие как пленки для триплекса, уплотнители, краски, тоже приходится закупать за границей. Но главное сырье для нас – стекло, оно сейчас производится по всему миру. И основной объем стекла мы стараемся закупать в России.
Мы давно поняли, что дешевле и выгоднее работать на самых качественных материалах. Как показала практика, на таком сырье меньше брака. Поэтому используем только проверенные материалы, со всеми сертификатами и с обязательным входным контролем.
– Какие планы у компании на ближайшие два-три года, планируете ли серьезную экспансию на судостроительный рынок?
– Сейчас мы активно работаем в направлении оказания комплексных услуг и расширения ассортимента. Оказание клиенту услуг "под ключ" – от замера, проектирования, разработки схем управления электрообогреваемыми изделиями и пр. до монтажа наших изделий – позволяет более тонко чувствовать тенденции современного рынка.
Мы сотрудничаем как с частными владельцами малых судов, так и с крупными конструкторскими бюро и заводами, активно набираемся знаний в этой области. Но на серьезной экспансии акцент бы я делать не стал.
Компания "АКМА" имеет мощную производственную базу, и поэтому в наших планах фундаментально подходить к работе с клиентами судостроительной отрасли, работать на этом рынке долгие годы.
Беседовал Владислав Букин