"Красные баррикады": итоги десятилетней войны

0 5563 10 мин
Канули в Лету те времена, когда за ложный оговор можно было вызвать автора инсинуации на дуэль. Считалось, что уничтожению Личности и Дела с помощью сплетни можно противопоставить только оружие. Веками выработанный в российском обществе кодекс чести привел к цивилизованному разрешению подобных межличностных и производственных конфликтов, в итоге шпагу и пистолет заменил Его Величество Закон. Но, похоже, сегодня и он нуждается в усовершенствовании, поскольку, как следует из нашего журналистского расследования, в условиях коррупции даже Закон неэффективен. Основание для такого утверждения нам дает более чем десятилетняя война с рейдерами, атакующими ОАО «ССЗ «Красные Баррикады». Для них это судостроительное предприятие весьма лакомый кусок – возможность подобраться к «нефтяным деньгам». Ведь только за последние два года краснобаррикаденцы вложили без малого миллиард собственной прибыли в модернизацию производства и теперь способны одновременно сдавать по три морских буровых ежегодно.

Конкуренция или рейдерство?
 
- Чтобы сорвать полученный ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» заказ компании «Yantai CIMC Raffles» на плавбуровую для туркменского шельфа, руководители ОАО «Росшельф» (теперь так называется в очередной раз сменившая имя «Группа «Каспийская энергия» - КНРГ) отправили нашим китайским партнерам порочащий предприятие пасквиль об «…ужасном и убыточном состоянии (завода), вызванном действиями текущего руководства». Сия информация (уже по заключению Арбитражного суда Астраханской области) не подтвердилась ни по одному пункту.
Напомним, что самостоятельно, и в составе АСПО советских времен, наш завод построил 16 морских плавучих буровых, и продолжает ежегодно сдавать уникальные судостроительные объекты для нефтяников, так что не может быть и речи о несостоятельности предприятия или несоблюдении интересов акционеров. Поэтому 15 апреля 2013 г. Арбитражный суд Астраханской области по делу №А06-2585/2012 вынес решение взыскать 4 млн. рублей с ООО «Каспийская Энергия Проекты», ООО «Каспий Шельф Монтаж», ООО «Производственный персонал 2005», ОАО «Росшельф» за нанесшие урон репутации краснобаррикаденцев измышления в их пользу, а также направить опровержение.
Но фишка в другом. Экспертное бюро Анатолия Карпова (чемпиона по шахматам) «ТЭХЭКО» установило факт подписания указанного письма, содержащего порочные сведения, представителем КНРГ, входящим в совет директоров «Красных Баррикад». Более того, в материалах судебного дела появилось еще одно письмо, якобы подписанное вице-президентом китайской компании, направленное как в адрес суда, так и антимонопольной службы Астраханской области, якобы китайцы выражали недовольство ходом строительства буровой установки. Однако, согласно почерковедческому экспертному исследованию, проведенному ростовской компанией, указанное письмо не подписывал вице-президент «Yantai CIMC Raffles». Это далеко не первая попытка руководителей ОАО «Росшельф» помешать нашей работе с нефтяниками. При этом варягов нисколько не беспокоит последствия для имиджа Астраханской области как флагмана нефтяного судостроения на Каспии и потеря территорией налоговых поступлений. Скупка акций позволила им войти в Совет директоров ССЗ «Красные Баррикады» и блокировать ряд решений. В арбитражных судах нами выигран почти десяток исков (в том числе, Арбитражный суд РФ признал действия руководителей ОАО «Росшельф» по распространению ложной информации незаконными), но на участие в судебных разбирательствах уходят время и силы. Теперь дошло и до подделки подписей на международном уровне. А это уже уголовное дело!

…Слушаю генерального директора ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» Александра Ильичева и не понимаю – как такое возможно? Ведь в Законе об акционерных обществах четко указано на недопустимость нанесения вреда предприятию при нахождении в его Совете директоров. Такая формулировка появилась в девяностых, когда по всей стране шел захват заводов с целью их раздробления, перепродажи и, в конечном счете, обогащения отдельных личностей, получавших право на передел имущества предприятий. Оказывается, и в наши дни мало что изменилось, потому что, даже при доказательстве рейдерских действий со стороны членов Совета директоров, внятной статьи, определяющей их наказание и отстранение от управления делами не существует. Как нет и запрета для одновременного вхождения в состав Советов директоров нескольких компаний.

Данная преамбула необходима, чтобы понять с кем и с чем борется коллектив ССЗ «Красные Баррикады». В свое время судостроители избрали ту форму акционирования, которая бы позволила им сохранить традиционно крепкую связь завода с одноименным поселком. Все работники и ветераны ССЗ стали владельцами ценных бумаг. Ведь зарубежный опыт свидетельствует - наибольший шанс выжить во времена реформ имеют градообразующие предприятия, кадровый костяк которых сформирован поколениями корабелов. 25% ценных бумаг были выставлены в свободную продажу. В итоге без каких-либо потрясений и перестройки производственного процесса, сохранив свои фонды, ССЗ продолжил работу по созданию крупных судостроительных объектов, например СПБУ «Астра», открывшей для НК «ЛУКОЙЛ» более десятка месторождений на Каспии. Другие руководители этой отрасли в регионе предпочли держать акции в своих руках. В результате, позиции на рынке кораблестроения сохранил лишь завод «Красные Баррикады». В России нет другого примера, чтобы предприятие за собственный счет смогло провести столь широкомасштабную модернизацию: построить две достроечных площадки (по сути, два новых завода), приобрести дорогостоящее крановое, металлорезательное, сварочное оборудование, выстроить грамотную логистику, культуру производства (на территории не найти случайно брошенной детали, все складировано, как на элитных мировых площадках), выстроить новые производственные, офисные и бытовые помещения (для вахтовиков и иностранных рабочих). И все это - в условиях непрерывной войны с рейдерами, которых как раз и привлекают богатые фонды неразграбленного и эффективного предприятия.

К счастью, прежний состав Совета директоров успел стопроцентно проголосовать за модернизацию производства за счет прибыли. И можно понять разочарование рейдеров, вошедших в Совет директоров и рассчитывавших сразу получить миллионные дивиденды, и вынужденных вместо этого наблюдать, как крепнет конкурирующее предприятие.

…Первый этап рейдерства на «Красные Баррикады» начался в 1996 году. Правда, такого слова в российском словаре тогда еще не существовало, подобные «наезды» назывались бандитскими. Однако заводчане уже знали, как легко в целях быстрой наживы варяги банкротят предприятия для их дальнейшей перепродажи, и стали организовывать противодействие захватчикам. В то же время ССЗ подвергся массированной проверке различных контролирующих органов. Работали аудиторы исключительно на руку скупщикам акций, да так, что в течение полугода завод с арестованными счетами не имел ни одного заказа. Выживать пришлось на выпуске товаров народного потребления, строительстве морских буровых на Украине, в Тюмени и Казахстане.

Сегодня заводчанам часто задают вопрос: почему в те годы они не консолидировали пакет акций? Во-первых, ставка делалась на развитие предприятия из тех соображений, что самым строгим Заказчиком может оказаться Время. Во-вторых, несмотря на частную форму предприятия, краснобаррикаденцы не оставляли своими заботами поселок, продолжали строить жилье, решали вопросы ЖКХ, помогали ветеранам, развернули подготовку кадров. В-третьих, Александр Ильичев, как истинный патриот, много лет был озабочен развитием всей судостроительной отрасли региона, и отказывался верить в то, что власть и общественность позволят погубить флагманское предприятие отрасли (оно и сегодня приносит до полумиллиарда налогами). И когда в 2003 году губернатор попросил его достроить сухогруз «PannonSan» для венгерской компании «Махарт», 8 лет простоявший долгостроем на ССЗ «Астраханский корабел» (это предприятие было создано на базе Морского ССЗ и впоследствии переименовано в КНРГ), Ильичев в течение года буквально разрывался между двумя заводами, возглавив на время достройки второй завод. Исполнение заказа отслеживал лично премьер Правительства РФ. Под угрозой оказался репутация всего судостроительного комплекса региона. И для профессионала Ильичева было важно отстоять честь края. Через восемь месяцев сухогруз был передан заказчику.

Каково же было изумление краснобаррикаденцев, когда вместо благодарности владельцы спасенного ими предприятия попытались организовать рейдерскую компанию. Это был второй этап. В 2003-ем весь поселок был заклеен листовками КНРГ с обещаниями обеспечить рабочим-акционерам огромную зарплату и прочие блага в случае, если те пойдут на смену собственника. Созданная рейдерами ИФК «Депозит-Ахтуба» вела скупку акций в здании поселкового рыбкооператива (даже с выдачей ценных призов активным сдатчикам). На тот момент владельцу ССЗ «Астраханский корабел» Илье Кокареву удалось изгнать со своего завода норвежскую компанию «Аккер Кварнер» и казахскую ИК «Казгипронефтетранс», имевших 97% акций предприятия «Астраханский корабел». Акционеры инициировали уголовное дело, но даже многоопытный юрист способен запутаться в ежегодно меняющей свое название компании, разделенной на десятки фирм, которая сегодня известна как ОАО «Росшельф». Далее был присоединены ССЗ «Лотос» (37,6% акций) и ССЗ им. III Интернационала (73,9%). При этом собственники объединившей эти заводы компании «Группа Каспийская энергия» красиво позиционировали в прессе свои действия, дескать, государству необходимо консолидация судостроительных активов области, только такими силами и под их началом можно получить большие нефтяные заказы. Было инициировано создание Южного судостроительного центра, свободной экономической зоны …

Красивые слова… На деле же «усилиями» Кокарева все входящие в КНРГ предприятия к 2011 году были доведены до банкротства. Широко разрекламированные в СМИ старты оффшорных проектов так и не состоялись. Компания «Петро-Ресурс» свернула совместную работу над мелкосидящей самоподъемной установкой. Блок цехов третьей очереди ССЗ «Лотос» был разрезан и продан за бесценок, на металлолом сданы блоки буровой установки 903-го заказа для Азербайджана. Правда, на «АСПО» были свезены краны с ССЗ им.III Интернационала, который, практически, перестал существовать. Так называемое строительство ЛСП-1 на базе предприятий КНРГ для НК «ЛУКОЙЛ», на самом деле, представляло достройку два десятка лет простоявшей незаконченной плавбуровой «Шельф-7». Сроки изготовления были сорваны на полтора года, а доводить установку до рабочего состояния пришлось уже в море калининградским строителям ООО «Калининград Лукойл Морнефть». 

В продолжение этой темы, один из представителей КНРГ учредил компанию ООО «Красные Баррикады». Видимо, это было сделаны не в добрых целях. Согласитесь, не каждый заметит разные буквы в названии и не соотнесет ООО с ОАО. В 2009 году руководители КНРГ стали распространять заведомо ложные сведения о поглощении их компанией ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» и создании «Проекта «Объединение» АСПО – «Красные Баррикады»- 730-888». Но по Закону «О защите конкуренции» распространение этой информации было запрещено решением Арбитражного суда Астраханской области по делу №А06-6373/2008-15. Ущерб деловой репутации и краснобаррикаденцам по судебному делу №А06-590/2010 был оценен в 3,5 млн. рублей.

Региональная политика в области судостроения (мягко говоря – невмешательство в перечисленные конфликты) привела к тому, что Казахстан перестал размещать заказы на верфях Астраханской области, и спешно приступил к строительству собственных судостроительных заводов, ориентированных на нефтяные контракты, а Россия потеряла крупного инвестора. Сегодня конкуренцию астраханским корабелам на Каспии уже составляют Азербайджан и Иран.

При этом компания КНРГ (ныне ОАО «Росшельф») до сих пор не оставляет попыток заполучить самый успешный в ЮФО судостроительный завод. Добрый десяток лет краснобаррикаденцы отражают инициированные ею судебные иски, что, конечно же, мешает полноценной работе. Я уже не говорю о постоянном потоке клеветы в СМИ. Корпоративные юристы вынуждены участвовать в сотне судебных заседаний. Торжество Закона еще не наступило.
Экспертиза Минюста РФ, Федеральная антимонопольная служба РФ в 2011 году признали действия КНРГ противоречащими законодательству о защите конкуренции. Но активы предприятий, по всей видимости, переведены в офшоры, где зарегистрирована компания Ильи Кокарева ООО «КНРГ-Инвест-Лимитед», и выяснить, кто те аффилированные лица, что способствуют разрушению астраханского судостроения, проблематично. Хотя сейчас такая надежда появилась. Заместитель Правительства РФ Дмитрий Рогозин, которому во время пребывания в Астрахани был продемонстрирован «потенциал астраханского судостроения» в виде предприятий Ильи Кокарева, выразился однозначно: « … нужно уйти от серых, мутных схем совладения 90-ых годов». Он имел в виду, что контрольный пакет акций ССЗ «Лотос», входящего в ОСК, находится у нескольких фирм, одна из которых зарегистрирована на Кипре, а это недопустимо при освоении государственных средств.

Краснобаррикаденцы доказывают свою правоту не только в судах, но и красноречивыми делами – заказами они не обижены, а об авторитете ССЗ во всем мире говорит уже тот факт, что при подписании малазийского контракта на супербаржу или китайского, на плавбуровую «Каспийский бурильщик», заказчики выдвинули условие: получение гарантий от администрации области. Несмотря на то, что такую поддержку судостроители не получили, партнеры пошли им навстречу, оценив прозрачность финансовых схем и профессионализм команды. Немалое значение в таких переговорах имеет авторитет гендиректора Александра Ильичева на международном рынке судостроения.

Протокол №27 от 03.09.2012 года удостоверяет, что в соответствии со всеми процедурами ФЗ «Об акционерных обществах» на внеочередном акционерном собрании от 30.09.2012 года генеральным директором ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» на новый пятилетний срок вновь избран Александр Сергеевича Ильичев. Таким образом, в очередной раз сорвалась попытка господина Кокарева, руководителя КНРГ, дестабилизировать ситуацию на ОАО «ССЗ «Красные Баррикады». Астраханские судостроители не позволили ему и группе таких же «деятелей», отточивших зубы на трубных заводах, верфях «Лотос»,ССЗ им. III Интернационала, «Морской судостроительный завод», погубить производство. Коллектив завода и акционеры общества ни минуты не сомневались в результатах голосования.

Удивительно другое: как в принципе «специалисты по оформлению финансовых потоков», сорвавшие за последние три года все проекты и не сдавшие ни одного заказа, могут претендовать на доверие акционеров предприятия, генеральный директор которого со своей командой ежедневно и неустанно развивают производство, вводят новые мощности, модернизируют предприятие, отстаивают деловую репутацию области, чтобы обеспечить своевременное выполнение заказов для разработки каспийского шельфа.

По большому счету, любой стране, чтобы сохранить государственность, нужны активно работающие инновационные предприятия и грамотные менеджеры. Что и подтвердил в последний приезд в Астрахань Дмитрий Рогозин: «Мы не можем долго сидеть только на нефтегазовой трубе. У России сегодня есть возможность вложить деньги в создание промышленности». Краснобаррикаденцы сделали ставку на развитие производства задолго до обозначенного Правительством РФ вектора развития России. Они готовы к ударной работе. Завод создал места для двух тысяч корабелов, обустраивает их поселок, он молод (60% кадрового костяка - молодежь), а, благодаря широкомасштабной модернизации, ССЗ может конкурировать с лучшими судостроительными предприятиями мира. И это та Правда, которая дает коллективу ССЗ «Красные Баррикады» силы строить новую Россию.

Наталья Сапожникова

"Каспийская энергия", ГК Астрахань
+7 (851) 261-40-00, +7 (851) 2 61-40-00, +7 (495) 617-39-21
"Красные Баррикады", ОАО
+7(8512)61-20-10



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Завершаем юбилейную навигацию лайнера "Мустай Карим" вместе с Викторией Корабеловной!
14:57 , 24 Ноября 2024 / судоходство
рекламаПодписка 2025