Но начнем с предыстории. 27 декабря 2018 года на смену генеральному директору "Красного Сормово" Николаю Жаркову, руководившему заводом с 1984 года, пришел молодой и энергичный Михаил Першин, и в лучших традициях продолжил развивать производство.
Михаил признается, что в детстве о судостроении не думал, хотел идти в военное морское училище, но в итоге отучился в Нижегородском государственном техническом университете, после чего пришел на производство. За плечами множество проектов, среди которых: RST22, 19900, RST27, TSHD1000 и другие. Получил "Премию Нижнего Новгорода" за разработку и строительство танкеров проекта 19619.
Мы с вами давно знакомы и внимательно следим за заводом, поэтому хотелось бы начать сразу с вопроса о контрактах.
Сегодня у нас подписаны контракты на строительство 5 краболовных судов и 9 сухогрузных судов проекта RSD59, 2 из которых уже сдали. К сожалению, ГТЛК не подтвердило опцион на 11 сухогрузных судов. Сегодня сложилась особая ситуация, есть Заказчики желающие строить RSD59, предприятие готовое строить, а с лизингом не получается. Написали обращение в ГТЛК от себя, от губернатора, от ОСК. Пришел ответ, что решение вопроса переносится на 2-й квартал 2021 года.
Однако мы не стоим на месте, взаимодействуем с другими лизинговыми организациями. Но дело в том, что по судовому лизингу большой опыт работы есть в основном у ГТЛК и у Машпромлизинга, поэтому получается не все так быстро.
А пока активизируем работу по краболовам.
Какие компании готовы помочь с лизингом?
Газпромбанк Лизинг, "ПСБ Лизинг", "РСХБ Лизинг", ВТБ.
Может ли ГТЛК потерять часть рынка из-за того, что сейчас придерживает контракты?
Не знаю, возможно, да.
То есть судовладельцам ситуация может даже принести выгоду?
Смотря какие условия предложат другие организации. Если коммерческий лизинг то, я думаю, что условия окажутся примерно одинаковые. Если лизинг с господдержкой, то ГТЛК предложит более выгодные для заказчиков условия.
Перейдем к производству. Все идет по плану?
Программа была трехлетняя до 2022 года с постепенным увеличением выпуска судов: 12-15-18. На 12 мы вышли и готовы строить больше.
Сколько тратите средств на модернизацию?
Больше 200 млн рублей в год. Кроме того, занимаемся оптимизацией производства: повышаем производительность, устраняем потери. Производительность труда за последние три года выросла с 0,45 млн рублей до 1,01 млн рублей на человека. Недавно завод получил статус регионального предприятия-образца внедрения инструментов бережливого производства. Мы ставим себе цель в 2021 подтвердить статус федерального предприятия-образца, возможности такие есть.
Как вы можете видеть, судов стали больше выпускать. Например, на начало 2021 года мы стали лидерами среди судостроительных предприятий России по количеству построенных теплоходов RSD59.
Рост по зарплате тоже есть?
За два года процентов на 15-20.
Многие заводы пользуются государственной поддержкой, а вы?
Есть возможность воспользоваться поддержкой, но не пользуемся. Пока хватает своих средств на развитие.
Сколько осталось RSD 59 выпустить?
Законтрактованы – 7, готовы – 2, в строительстве – 5. И в феврале заканчиваем обработку металла на сервисе RSD 59.
Судостроение циклично, и со временем в RSD 59 отпадет надобность, какие будете тогда строить суда?
Экономика развивается, тренды обновляются регулярно. Сейчас смотрим речное направление: суда 3 – 5 тысяч грузоподъемности. Есть желающие обновить этот флот. Кроме того, планируем участвовать в конкурсах на строительство спасательных судов.
За строительством RSD 59 следят?
У "Альфы" есть постоянная группа наблюдения, а в испытаниях уже принимают участие члены экипажа.
А от других заказчиков наблюдатели есть?
От СЗРК присутствует группа пока из 3 специалистов.
Есть контролеры от поставщиков лакокрасочных материалов. Они следят за соблюдением техпроцессов в части подготовки поверхностей под окраску и нанесение ЛКМ.
Какую краску используете?
JOTUN, INTERNETIONAL и WILCKENS.
Это выбор заказчика?
Да.
Раз вам предстоит активно заниматься краболовами, интересно узнать – советуетесь ли с СЗРК по поводу этих судов?
Очень тесно взаимодействуем и в части разработки документации, и в части согласования технических характеристик оборудования, а так же по принятию того или иного технического решения непосредственно при строительстве. Вообще, за постройкой наблюдает специалист, который строил это судно в Турции: кому, как не ему, знать все тонкости при производстве.
Нанимаете специалистов под краболовы?
Что касается нанесения изоляции, в районе морозильных помещений для хранения краба и наживки, будем привлекать специалистов. А вот что касается металлизации корпуса (нового для нас направления) будем обучать своих сотрудников.
Это специально для морской воды?
Да. Для повышения коррозионной стойкости корпуса.
Насколько снизится общая трудоемкость строительства краболовов?
Думаю, что к пятому заказу на 10-15%. Я не говорю, что краболовы – легкая задача. Но с опытом приходит и качество, и сроки, и снижение себестоимости.
Что скажете по PV300, довольны своей работой? Насколько понимаем, судно сейчас у вас на ремонте стоит.
Нет никакого ремонта, ведутся работы по устранению гарантийных претензий. К началу навигации все сделаем. Так же ведутся работы по внесению изменений в некоторые помещения.
Принципиально ли судовладельцу понимать, что "Красное Сормово" получило опыт строительства пассажирских судов: выводы сделаны, технологии освоены?
Я считаю, что это очень важно для них. В первую очередь, для соблюдения сроков строительства, во вторую – для себестоимости. Исходя из полученного опыта, мы уже пересмотрели технологический процесс. У нас точно будет эффективнее строить.
Как взаимодействие с группой компаний "Арис и Гесер" по PV300?
Хорошая компания, отличное собственное производство, делает очень качественную продукцию. Однако изначально мы неправильно отношения выстроили и сработали не так эффективно, как хотелось, уверен, что при постройке следующих судов работать будем лучше.
Взялись бы еще за одно пассажирское судно?
Да. Компетенцию наработали, почему нет? Мы готовы не только за одно, готовы и за серию взяться. Понятно, что единичные экземпляры никогда не бывают рентабельными, поэтому нам интересна серия. Сегодня ведутся переговоры по строительству судов меньшей пассажировместимости, но пока рано говорить об этом.
А с дноуглубительным флотом у вас был опыт?
Был, мы построили для Росморпорта 3 судна и конечно надеялись на развитие этого направления, но у нас, к сожалению, не сложилось. При этом потребность в земснарядах в принципе в стране есть.
Что можете сказать об импортозамещении?
На краболовных судах, в основном, используется оборудование аналогичное установленному на судне построенном в Турции. Если говорить про сухогрузы, то мы постепенно увеличиваем долю отечественного оборудования.
Это отражается на качестве, сроках?
На сроках и на качестве построенного судна использование отечественного оборудования не отражается.
Как происходит выбор поставщика?
Сначала проектант, в последствии завод с заказчиком рассматривает альтернативы, если есть необходимость – согласовываем с проектантом, если нет – выбираем с заказчиком.
Информационные технологии внедряете?
Да, активно внедряем систему ERP.
Говорят, что сейчас инженерное образование ниже уровнем стало, разделяете?
Не совсем. Есть хорошие ребята, по крайней мере те, кто приходят к нам с достаточно неплохим уровнем подготовки, однако желающих связать свою судьбу с судостроением не так много. Необходимо повышать привлекательность профессии судостроителя. Сегодня мы выстраиваем образовательные программы совместно с учебными учреждениями. Как пример, совместно с ОСК открыли инженерные классы в одной из нижегородских школ.
Как оцениваете уровень российских конструкторских бюро? Краболовы ведь для них и пассажирские суда в новинку.
Достаточно высоко. Если говорить про пассажирское судно, то впервые за 60 лет удалось спроектировать и построить такое красивое судно, при этом негде было перенять опыт. Что касается краболовов – здесь всё-таки должно быть проще, т.к. первый краболов построен и можно будет применить реализованные решения.
Сколько у вас сейчас в КБ человек работает? Хватает?
В нашем КБ трудится 35 человек. Постоянно ведем поиск новых специалистов, недостаточно сотрудников для тех задач, которые стоят перед нами сегодня. Я считаю, что эффективнее иметь в штате своих сотрудников.
При помощи чего удерживаете сотрудников?
Стабильная заработная плата, выше средней по региону, постоянно работаем над улучшениями условий труда и бытовых условий, компенсируем часть средств на питание. Организовываем спортивные мероприятия, семейный отдых за городом, детские лагеря, санаторно-курортное лечение.
Планы на будущее.
Продолжать повышать производительность труда , учиться эффективно, быстро и качественно строить одновременно несколько проектов.